Дарья Басова
Психоаналитический психотерапевт, клинический психолог:
Почему игра — не просто развлечение, а важнейший способ учиться и расти.
Сколько себя помнит человечество, столько оно и играет. Еще до появления книг и школ люди учились через игру — осваивали повадки зверей, учились договариваться, принимать решения, быть в команде. Игра — это первый и самый естественный способ познания мира.
В «дочки-матери» малыши примеряют на себя взрослые роли. В шахматах — тренируют стратегию. В настольных и цифровых играх — учатся терпению, логике, принятию поражений. Почему же именно игра так глубоко вплетена в наше развитие?
Настоящая игра всегда живет по своим внутренним законам. Вот ее «пять китов»:
Эти принципы как ДНК: они остаются неизменными, даже если сама форма игры меняется.
Даже в древности люди играли не только ради удовольствия. Например, в Египте 3,5 тысячи лет назад появилась игра Сенет — один из первых известных аналогов настольных игр. В ней нужно было провести свои фишки через поле, избегая ловушек и блоков соперника. Правила были четкими, цель — ясной. Игра происходила в отдельном мире — на доске. А для египтян она была не просто развлечением: считалось, что Сенет помогает душе пройти испытания загробного мира. Победа символизировала переход в царство Осириса — место света и порядка.
Сегодня на смену Сенету приходят шахматы, «Монополия», видеоигры вроде Civilization или Minecraft. И в них — те же принципы: добровольность, структура, цель, пространство, эмоции. Меняется форма, но суть остается.
Игра — не пустое развлечение. Это способ попробовать, ошибиться, подумать, проиграть, снова попробовать — и вырасти. В игре дети учатся принимать решения и не бояться трудностей. А взрослые — сохранять живость ума и душевную гибкость.
От деревянных фишек Сенета до цифровых кубиков в Minecraft — суть одна: учиться, пробуя. И, может быть, именно поэтому мы так любим играть — в любом возрасте.
Игры окружают нас повсюду. Мы играем дома и в транспорте, на экране смартфона и за кухонным столом, с друзьями, с детьми, в одиночку. И кажется, что чем больше у нас возможностей, тем больше форматов для игры.
Геймдизайнер Джесси Шелл в книге «Геймдизайн: как создать игру, в которую будут играть все» отмечает, что сами по себе игры часто зависят от пространства, в котором происходят. Это не просто деталь — это часть замысла.
Компьютерные и консольные игры требуют конкретной «базы»: компьютера, телевизора, джойстика или мыши. К ним относятся и танцевальные симуляторы вроде Just Dance, и сложные киберспортивные дисциплины — Dota 2, Counter-Strike, StarCraft. Несмотря на разные жанры, все они требуют стабильной точки входа — стационарного оборудования и времени.
А вот мобильные игры освободили нас от этих рамок. Их можно запускать в автобусе, в очереди, на диване и даже в перерыве между делами. Это игры «на ходу», в которых главное — легкий доступ и мгновенное вовлечение.
Существуют и оффлайн-игры, которые целиком зависят от физического пространства. Для футбола нужно поле. Для «Дурака» — колода карт и ровная поверхность. Для Dungeons & Dragons — стол, фишки, карты и воображение. Даже у старого доброго «Крокодила» есть требования: место, где можно двигаться и где вас услышат и увидят.
Именно поэтому выбор локации — это не пустяк, а фундамент. Игра должна «дышать» в своей среде, иначе теряет смысл.
Почему мы так стремимся к играм? Потому что мозгу это нравится. По мнению геймдизайнера Рэфа Костера, человек постоянно испытывает потребность распознавать новые шаблоны — а игры как раз и дают нам такие паттерны. Мы учимся видеть закономерности, адаптироваться, пробовать снова. Это и есть развитие.
Когда-то с собой носили кубик Рубика — крутить и собирать его можно было в метро, на перемене или дома. Сегодня его заменили мобильные игры. Они всегда под рукой, часто бесплатны и доступны для всех возрастов. Особенно популярны головоломки — жанр, который вечно на волне.
В Google Play одну из ведущих позиций занимает игра «Мир Домовят» — добрая, визуально уютная головоломка в стиле русской сказки. В ней сочетаются механика «три в ряд» и элементы сюжетной игры. На первый взгляд — просто развлечение. Но если присмотреться, игра делает для мозга гораздо больше.
С каждым уровнем усложняются задачи, поле становится динамичным, появляются новые ограничения: таймеры, количество ходов, спецобъекты. Это требует стратегического мышления, логики, памяти, концентрации и быстрой адаптации к меняющимся условиям. А еще — развивает мелкую моторику, что особенно важно для детей и пожилых.
Добавим к этому атмосферу русской народной сказки: знакомые персонажи, уютные сцены, никаких стрессов — и получаем безопасную психологическую среду. Именно такая атмосфера помогает игроку расслабиться, отвлечься и при этом — незаметно развиваться.
Психолог Дарья Басова объясняет: игры способствуют нейропластичности — способности мозга перестраиваться, восстанавливать связи и адаптироваться к новому опыту. Они усиливают активность префронтальной коры, отвечающей за принятие решений, внимание и планирование. Кроме того, игры увеличивают объем серого вещества и активируют обмен нейротрансмиттерами — а значит, буквально «поддерживают диалог» между нервными клетками.
Игра — это не просто способ отвлечься. Это тренажер без риска, лаборатория эмоций, мастерская решений. В ней можно ошибаться, начинать сначала, пробовать другое — и это не будет провалом. В игре нет фатальных последствий. Только опыт.
С точки зрения психологии, игры помогают вырабатывать социальные навыки, развивать исполнительные и коммуникативные функции (особенно в командных видах игр). Также игры повышают скорость обработки информации и увеличивают объемы рабочей памяти (например, квесты), а также улучшают концентрацию (особенно в этом хороши шутеры), что вкупе создает эффект развития и улучшения когнитивных функций головного мозга.
Психоаналитический психотерапевт, клинический психолог:
В процессе игры человек учится решать задачи, анализировать последствия своих действий и мыслить креативно — например, стратегии вроде шахмат тренируют логику, а Minecraft стимулирует воображение. Социальное взаимодействие в многопользовательских проектах, таких как Among Us или Dungeons & Dragons, развивает коммуникацию, лидерские качества и эмпатию, позволяя игрокам примерять разные роли и учиться работать в команде. Эмоциональный интеллект тоже укрепляется: преодоление неудач в соревновательных играх учит стрессоустойчивости, а достижение целей — мотивирует и повышает уверенность в себе.
Не менее важна роль игр в развитии физических и профессиональных навыков. Спортивные симуляторы, танцевальные игры или VR-приложения улучшают координацию, скорость реакции и моторику, а проекты вроде Pokémon GO поощряют физическую активность. Это позволяет игрокам не только получать знания, но и применять их в безопасной виртуальной среде, экспериментируя без страха ошибок.
Наконец, игры способствуют психологической адаптации и культурному развитию. Они помогают преодолевать страхи через симуляцию сложных ситуаций — например, публичных выступлений, — и учат этическому выбору через сюжеты с моральными дилеммами, как в Detroit: Become Human. Исторические и культурные игры (Assassin’s Creed) расширяют кругозор, погружая в контекст разных эпох и традиций. Игры становятся универсальной платформой для мягкого освоения жизненных навыков, объединяя обучение, творчество и саморефлексию в формате, который остается доступным для людей любого возраста.