Мы, как вы знаете, любим поговорить с вами про сериалы. Особенно те, что затрагивают тему родительства, например, «Это мы», «Работающие матери», «Катастрофа» или «Облом». А сегодня несем вам на обсуждение еще один хит о жизни с детьми — сериал «Родители года».
Сериал «Родители года» (в оригинале Breeders, что можно перевести как «заводчики») задумывался как честный взгляд на родительство, показывающий без прикрас то, что обычно остается за закрытыми дверями, но что время от времени происходит почти в каждой семье.
Создатели сериала — Мартин Фриман, Саймон Блэквелл и Крис Аддисон — отцы, опирающиеся на свой опыт, представляют мужской взгляд на родительство. Идея проекта принадлежит Мартину Фриману, который признается The New York Times, что рад наконец-то выйти из образа «хорошего парня» (Ватсон в «Шерлоке Холмсе», Бильбо в «Хоббите») и показать себя настоящего, злого и надменного. Живого.
Сериал «Родители года» стал для него своеобразной психотерапией, в ходе которой он получил возможность исследовать важные для многих родителей нашего поколения темы: как справляться с негативными эмоциями и контролировать гнев, как не повторять ошибки своих родителей, как наладить отношениями с детьми и принять то, что они становятся самостоятельными и такими непохожими на нас.
Перед нами история пары — Пола и Элли, которые воспитывают двоих детей, Люка и Эву, и сталкиваются с чувствами, знакомыми всем родителям: усталостью, ощущением опустошенности, виной и безумным страхом потерять своих детей.
Пола и Элли не назовешь примерами для подражания (отсюда и ироничный перевод названия сериала для российского проката), но несмотря на совершаемые ими ошибки и черный юмор, в их бесконечной любви к своим детям нет никакого сомнения.
«Когда мы становимся родителями, то ставим перед собой задачу быть идеальными. Мы заботимся о детях, воспитываем их и стараемся как можно меньше навредить им. Но неминуемо совершаем ошибки. Потому что мы обычные люди», — описывает идею сериала автор сценария Саймон Блэквелл.
В Поле и Элли зрители видят свое отражение (не самое приятное, стоит признать) и благодаря им же понимают, что усталость и злость — это, казалось бы, обычные явления в жизни родителей, но с этим можно (и нужно!) что-то сделать. Для этого важно разобраться с тем, что происходит внутри самих родителей, и понять, почему они подчас не могут сдержать свой гнев и ругают своих детей, хотя в глубине души совсем не хотят делать этого.
Интересное по теме
Как перестать орать на детей и повторять ошибки своих родителей
В своем интервью для Fatherly Мартин Фриман сказал, что решил снять сериал о родительстве, потому что устал от искаженного представления о жизни с детьми, которое транслировать на телевидении. Мы проанализировали сериал и выделили шесть важных тем, которые поднимаются в столь личном проекте Мартина Фримана.
Наверное, самая очевидная сюжетная линия сериала: все родители устают. Сильно. Потому что воспитание детей — это очень тяжелый труд, причем круглосуточный.
Показывая родителей, которые вынуждены разъезжать часами по ночному городу, чтобы укачать своих отказывающихся спать дошкольников, или родителей, готовых убить расшумевшихся соседей, которые вот-вот разбудят только что заснувших детей, создатели сериала отдают должное их выносливости и силе духа.
Все, что происходит на экране, призвано отразить основную идею Мартина Фримана: «Родители готовы на все ради своих детей», и это действительно огромная и неблагодарная работа, которую способны делать настоящие герои. И в то же время это просто часть нашей жизни.
Единственное, что тут можно сделать, — поддерживать друг друга и действовать сообща. И не забывать уделять себе хотя бы немного времени.
Уверены, многие родители часто вспоминают о том, какой была их жизнь до появления детей, и удивляются, как все могло так резко измениться. Герои сериала, Пол и Элли, постоянно мысленно возвращаются к началу своего романа, когда они были свободны и наслаждались жизнью, ничем себя не ограничивая. Когда-то они были уверены, что их жизнь останется веселой и беззаботной навсегда.
С рождением детей изменился не только их жизненный уклад (работа, ипотека, бесконечные поездки в травмпункт вместо вечеринок в баре), изменились и они сами. Например, Пол обнаруживает, что до появления детей он казался себе милым парнем, а сейчас увидел свое настоящее лицо, и оказалось, что он совсем не такой, каким привык себя видеть.
Да и Элли, вынужденная выбирать между карьерой и временем с детьми, понимает, что больше не может позволить себе целиком уходить в любимую работу, посвящая ей все свои силы.
По словам Дейзи Хаггард, которая играет Элли, первый эпизод сериала может шокировать, когда мы видим, как Пол, который не может сосредоточиться из-за криков детей, идет в их комнату и криком заставляет их замолчать. Именно из этой сцены изначально и родился сериал, а тема родительского гнева выступает в нем ключевой.
«Родительство дуально, — говорит один из создателей сериала Крис Эддисон. — Вы любите своих детей и готовы на все ради них, но при этом никто не может разозлить вас сильнее ваших детей».
На примере Пола мы видим разрушительную силу гнева и то, как тяжело от этого не только ребенку, но и родителю. Пол не хочет быть агрессивным. Он уговаривает себя не злиться, понимая, что в гневе нет смысла, только вред. «Я буду ненавидеть себя за это», — говорит он себе, поднимаясь в комнату к детям. И не может сдержаться.
Интересное по теме
Как перестать кричать на детей (и возможно ли это вообще)
При этом Пол не принимает это как должное. Он видит проблему и хочет разобраться с ней. Так, он спрашивает совета у своего отца, человека старой закалки, на что получает ответ: «Все кричат на детей». Пол, который вырос в семье с такими убеждениями, став родителем, понимает: «Поверь мне, это не так».
Пытаясь найти причину своего гнева, Пол спрашивает себя, а не абьюзер ли он. Этот вопрос приводит его в кабинет психотерапевта. Результат его работы мы видим во втором сезоне сериала, действие которого происходит через пять лет после первого.
Отчасти это уже другой родитель: он все так же испытывает вспышки гнева, но при этом он немного лучше понимает самого себя и больше заботится о чувствах своих детей.
Рождение детей позволяет нам взглянуть на многие вещи по-новому. Особенно это касается событий, относящихся к нашему детству и тому, как воспитывали нас наши родители.
Так в сериале уделяется большое внимание взаимоотношениями Элли и Пола с их собственными родителями. Так зрители лучше понимают, в каких условиях росли главные герои, и почему со своими детьми они ведут себя именно так. Ведь зачастую на наш стиль родительства оказывает сильное влияние то, как воспитывали нас самих.
Интересное по теме
Сайкл-брейкеры всех стран, соединяйтесь! Собираем истории людей, которые не стали повторять ошибки своих родителей
Исследуя причины своего гнева, Пол задумывается о том, мог ли повлиять на это закрытый характер его отца, который признается в том, что несмотря на искреннюю любовь к сыну, но просто физически не может заставить себя обнять его.
Мысленно возвращаясь в детство и анализируя свой опыт, Пол приходит к выводу, что не будет повторять ошибок своих родителей и станет работать над тем, чтобы изменить привычные паттерны поведения.
Весь второй сезон сериала посвящен теме выстраивания доверительных отношений между родителями и детьми. 13-летний Люк страдает от панических атак и депрессивного расстройства и нуждается в поддержке и принятии. Его конфликты с отцом становятся ожесточеннее, как это бывает в подростковом возрасте, а Полу нужно больше вкладываться в их отношения, следя за каждым своим словом и действием.
Пол понимает, что он сам несет ответственность за разлад в отношениях с сыном, и готов исправить свои ошибки, хоть это и непросто и требует от него огромных усилий и большой работы над собой.
Несмотря на то что сын в значительной степени перетягивает на себя внимание родителей, Пол переживает и из-за того, что дочь скрывает от него свое увлечение религией, думая, что он ее не поймет. Осознание того, что его рациональная дочь может верить в бога, дается яростному атеисту Полу тяжело, но он работает над тем, чтобы принять убеждения дочери и уважать их.
Сам Мартин Фриман видит своего персонажа как включенного и любящего родителя, у которого есть накопленные проблемы, толкающие его на неминуемые ошибки. Делясь собственной историей родительства, актер хочет поддержать отцов и матерей, которые изо дня в день страдают из-за разъедающего их чувства вины за то, что они в очередной раз сделали что-то не так.
Через персонажей Элли и Пола создатели сериала говорят нам: ошибаться — это нормально. И показывают нам, что мы можем стать лучше, главное — признать необходимость в этом.