Родители как причина стресса: почему дети становятся плаксивыми, капризными или агрессивными

На что обратить внимание.

Иллюстрация Насти Железняк

Что делать, если поведение и самочувствие ребенка вдруг изменилось? Какими могут быть причины детского стресса, и почему главный источник переживаний ребенка — это семья? Объясняет психолог Анна Баскакова.

Для начала нужно разобраться, что такое стресс и различается ли он у детей.

Итак, стресс — состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (голод, холод, физические или психические травмы и т. п.).

Есть два вида стресса:

Эустресс — стресс, вызванный положительными эмоциями, несильный стресс, мобилизующий организм. Наверняка у вас такое было: вы классно провели время в гостях, на отдыхе, но к вечеру поведение вашего ребенка изменилось в негативную сторону — крики, плачь, истерики.

Это результат больших впечатлений, эмоций, и ребенок, не имея опыта пережить данное, демонстрирует свою усталость именно таким способом.

Если такая ситуация не повторяется из раза в раз, то, скорее всего, данный вид стресса будет полезным — ребенок научится адаптироваться к подобным прогулкам в гостях.

Ну, в общем, эустресс — это тот стресс, который позволяет мобилизоваться внутренним силам организма, чтобы сделать какой-то рывок в развитии, преодолеть какие-то неудобства, он позволяет психике, организму сделать шаг вперед. Адаптироваться там, где ни разу не был, проявить новые качества, новое поведение, новый навык. Он способствует развитию.

Дистресс — негативный тип стресса, с которым ни психика, ни организм не в силах справиться. Он подрывает психическое и физическое здоровье человека. От такого типа стресса страдает имунная и нервная система.

Как распознать негативный тип стресса у дошкольника?

У ребенка меняется привычное поведение

Очень активный, непоседливый ребенок вдруг проявляет необычное спокойствие с оттенками усталости и пассивности. А обычно спокойный и покладистый ребенок вдруг становится как малыш — не слезает с рук мамы, требует проводить все время вместе и становится очень плаксивым — по поводу и без.

Изменения в работе организма

Как правило, тело не врет. И всегда при стрессе у ребенка ухудшается аппетит или, наоборот, появляется жор, может внезапно появиться понос, нарушается сон, могут появиться ночные страхи при засыпании, тревожный сон, энурез, начинается сосание рукава. Да, да, шестилетка ходит и сосет рукав своей кофты.

При более сильном проявлении стресса может внезапно подняться температура, скрутить живот и при этом нет поноса, ребенок может начать грызть ногти, заикаться и прочее.

Неожиданные проявления агрессии

Игры вдруг стали более агрессивными, драчливыми, ребенок стал использовать грубые обидные слова, проявляет агрессию к другим детям — толкает, кусает, щипает.

А теперь рассмотрим причины детского стресса, связанные именно с семейными процессами, семейными отношениями — поскольку в этом возрасте дети большую часть времени проводят дома и зависят эмоционально в большей степени от семьи, чем от людей извне.

Итак, причины стресса, вызванные семейными отношениями:

  • Смена режима дня, переезд, новый садик.
  • Рождение нового ребенка. Страх потерять мамино внимание, появляется тревога и чувство конкуренции.
  • Смерть, болезнь кого-то в семье. Если взрослые не могут самостоятельно пережить эти утраты, то ребенок еще больше включается в этот процесс. Пытаясь разделить нечто тяжелое в семье, стараясь спасти маму — лишь бы она не болела, не плакала и прочее.
  • Конфликты между мамой и папой. Даже если вы не ругаетесь при ребенке, ваше эмоциональное состояние легко считать. То, как мама отвечает папе, как избегает его присутствия, либо, наоборот, «пилит» по пустякам. Наше с вами поведение и интонации голоса говорят гораздо больше, чем слова.
  • Разные стили воспитания и разные требования, предъявляемые ребенку. Мама больше разрешает, т. к., запрещая, она испытывает чувство вины или ощущает себя плохой мамой. А папа, в свою очередь, более категоричен, проявляет больше агрессии и жесткости в воспитании, он не готов сталкиваться с переживаниями ребенка. Такие стили воспитания еще больше дезориентируют ребенка, это втягивает его в тревожные переживания.

То же относится к конфликтам поколений. Мама с папой могут придерживаться одного стиля воспитания, но вот когда на пороге появляется бабушка с дедушкой, то здесь начинаются «танцы без правил». И ребенок прекрасно считывает, что власть поменялась, родительские запреты отходят на второй план, и он сам становится центром вселенной под овации прародителей.

  • Если мама имеет личные переживания, страхи, опасения, она их бессознательно транслирует ребенку. Так, одна клиентка жаловалась на то, что ее дочь не может ходить в туалет вне дома. В итоге в процессе разговора выяснилось, что и сама клиентка испытывает те же сложности. Но этой связи она не отслеживала и не могла представить, что эти ее самоограничения так четко считывает дочь.

Если мама, как основной человек, проводящий большую часть времени с ребенком, страдает перепадами настроения, неуправляемыми вспышками гнева, а за ним следуют слезы и чувство вины, то говорить о стабильном, уравновешенном характере ребенка не приходится.

  • Частые или неожиданные и долгие разлуки с мамой. Страх потерять привязанность, потребность быть частью кого-то, быть в надежном слиянии. Ведь в этом возрасте нет возможности быть автономным. И тогда потеря близкого человека — даже временная, может повышать уровень тревожности.
  • Пьющие семьи, ведущие асоциальный стиль жизни, не имеющие образования, культурной составляющей. Семьи, для которых характерен авторитарный стиль воспитания. Семьи, в которых не уделяется должное внимание ребенку, когда ребенок предоставлен сам себе и часто испытывает чувство одиночества.

Как помочь ребенку

  • Налаженный режим дня. Сон, питание, прогулки.
  • Отсутствие или серьезное ограничение телевизора, гаджетов и прочее.
  • Поменьше чужих людей в доме и побольше совместно проведенного времени с родителями дома или на природе. Никаких торговых центров.
  • Совместные активные игры — прятки, догонялки, футбол, велосипеды.
  • Кричим, рычим, прыгаем, бегаем, поем, изображаем разных животных.
  • Рисуем красками, карандашами. И никакой критики, оценки, поучения. Все, что рисует ребенок, мы принимаем. Это все хорошо.
  • Лепим из пластилина и глины. Играем с водой. Из песка строим замки, тоннели, города.

Наиболее трепетный момент для родителей: начинаем разговаривать с ребенком. Не только задаем вопросы, но и пытаемся его услышать и понять. Мы должны быть готовы находиться рядом с ребенком, видеть его переживания, принимать их и сопереживать.

Говорите ему о своей любви и обнимайте просто так, когда он рядом. Погладьте по спинке, по голове. Посмотрите ему в глаза с любовью. Оставьте все требования и правила на потом.

Проанализируйте себя и ваши семейные отношения. Там вы точно найдете и причину, и решение.

Если выполнять эти рекомендации все вместе, то можно достаточно быстро пройти путь от непонимания к взаимной любви и принятию. Ведь если родитель заметил, что ребенок в стрессе, волнуется за него, переживает — это уже половина дела. Остается лишь стать ближе, изменить свое поведение, и детский стресс начнет исчезать.

Впервые текст был опубликован на сайте Chips Journal.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез Послеродовой психоз: что это такое и как с ним справиться
В последнее время тема послеродовой депрессии стала чаще всплывать в медиапространстве. Но одним из самых серьезных и мучительных для женщины и ее окружения явл...