Почему сексуальное просвещение необходимо детям, родителям и обществу? Когда начинать говорить с детьми о теле и как это делать? Ответы на эти и другие вопросы в интервью с психологом и сексологом Юлией Законовой.
Сексуальное просвещение — важная веха в развитии современного ребенка. Увы, далеко не все родители уверены в необходимости секспросвета, а многие и вовсе считают его коварными происками Запада.
Однако, как показывают исследования, осведомленность ребенка о том, как называются его половые органы, как они функционируют и почему считаются неприкосновенными, способна предотвратить посягательства на его сексуальную неприкосновенность. Мы обсудили важность полового просвещения с Юлией Законовой, психологом и сексологом.
В англоязычных странах есть термин Sex Education (половое просвещение), поскольку в русском языку слово sex обозначает не пол, а секс (как процесс), то мы используем термин «половое воспитание», ПВ.
ПВ включает в себя широкий спектр тем: о физиологии, о гигиене, о правилах поведения, о навыках коммуникации, об отношениях, о безопасности, о здоровье. И сексуальное образование — это лишь часть ПВ. Именно половое воспитание позволяет воспитать здоровую целостную личность мужчины и женщины.
Половое воспитание должно быть встроено в систему воспитания, его нельзя вырвать и транслировать отдельно. Оно начинается с рождения, вне зависимости, осознают это родители или нет. Детство является важным этапом психосексуального развития.
Самый простой вариант — отвечаем тогда, когда ребенок начинает интересоваться и спрашивать. То есть мы следуем за интересом самого ребенка. Но часто от родителей можно услышать: «Моему ребенку девять-одиннадцать лет и он не задает таких вопросов» или «Мой ребенок таким не интересуется».
Интерес есть у всех, и родители вспоминают, что эти вопросы были, когда ребенок был мал, но они не знали, что на них ответить или не посчитали нужным. Если в семье эти темы табуированы, то ребенок это чувствует, подмечает и больше не приходит с вопросами.
Однако бывает, что ребенок не задает вопросов, возможно, потому, что он более скрытный или ему сложно сформулировать, тогда родителю необходимо инициировать обсуждение самостоятельно. В жизни всегда есть повод: вы переодеваете ребенка, купаете, его обнимают/целуют родственники, он видит беременных и так далее.
Именно поэтому я говорю, что половое воспитание начинается с родителей. Если вы не можете произнести слова, обозначающие половые органы, то лучше всего обратиться за помощью к сексологу, так как по опыту вижу, что за этим стоит еще ряд мешающих установок и иногда травмирующих ситуаций.
Действительно, многим может быть неловко и непривычно использовать эти слова, попробуйте для начала использовать общие названия — половые органы, гениталии, интимная зона, интимные органы.
Читайте литературу, проговаривайте «пенис» и «вульва» сначала наедине с собой, привыкните к этим словам. Мы все спокойно называем нос носом, ухо ухом, и только с гениталиями у нас происходит такой ступор. Каких только эвфемизмов не встретишь: «печенька», «ракушка», «перчик», «петушок», «цветок», «банан» и так далее.
Для чего же, собственно, нужно использовать правильные названия? Это дает понимание о физиологии тела, позволяет обучить навыкам гигиены, помогает в вопросах здоровья и безопасности, формирует адекватное отношение к сексуальности в целом.
Многие из нас выросли без опыта полового воспитания. Ни с нами, ни с нашими родителями о сексуальности не говорили. А еще хуже — прививали стыд и нездоровое отношение к интимным органам и сексуальности в целом.
В итоге мы имеем поколения людей, не знающих о своем теле, гигиене, устройстве половой системы, контрацепции, удовольствии и здоровой сексуальности. Отсутствие сексуальной грамотности взрослых приводит к тому, что нам нечего передать детям.
Никогда не поздно учиться, любой родитель может изучить специализированную литературу, пройти образовательные курсы, просмотреть материалы, обратиться за консультацией к специалисту по половому воспитанию. Я это очень приветствую, с радостью работаю с родителями по многим вопросам. Не стыдно сказать: «Я ничего не знаю об этом», взять ответственность и заполнить пробел.
Я всегда объясняю родителям, что к интимным разговорам необходимо готовиться. Для этого хорошо найти детские книги на эту тему, прочитать их самим. Нет какой-то специализированной литературы для родителей из серии «как научить ребенка половому воспитанию». Но есть прекрасные книги, которые можно читать вместе с ребенком согласно его интересам и возрасту.
«Интимный ликбез с родителями и без» Юлии Ярмоленко
«9 месяцев в ожидании брата или сестры» Кортни Адамо, Эстер Ван де Паал, Лиззи Стюарт
«Только для девочек» Нины Брокманн и Эллен Стекен Даль
«Откуда берутся дети» Кэти Дейнс
Серия книг «Что делать, если…» Людмилы Петрановской
«Давай поговорим про это. О девочках, мальчиках, младенцах, семье и теле» Роби Харрис и Майкла Эмберли
«Слишком рано! Секс воспитание в эпоху Интернета» Альберто Пеллай
«Твое личное тело» Ибрагима Марала
«Мое тело меняется. Все, что хотят знать подростки и о чем стесняются говорить родители» Джерри Бейли.
Во-первых, научить ребенка «правилам нижнего белья» или еще называют «правила трусиков». Эта брошюра подходит детям от двух-трех лет, дает понимание собственных границ и интимных зон, а также учит как избежать домогательств и насилия в будущем. Она доступна онлайн.
Во-вторых, не нарушать эти правила самим. Частая история, когда учат правилам и границам, а сами же родители или родственники в семье их нарушают. Как это выглядит: приехала бабушка, ребенок ее давно не видел или вовсе редко видит и ему говорят «иди обними и поцелуй бабушку», а ребенок при этом не проявляет инициативу сам. Или сами родители забывают спросить «можно я тебя обниму?», «можно тебя помыть?».
В-третьих, с двух-пяти лет приучаем ребенка к культуре домашней одежды.
В-четвертых, в любом общественном месте — раздевалка, садик, пляж — прикрываем ребенка от посторонних глаз полотенцем, собой.
Важно ориентироваться на психосексуальное развитие ребенка, учитывать его возраст, особенности развития и в соответствии с этими данными поэтапно давать информацию. Для каждого возрастного периода есть темы и подход к повествованию их.
К примеру, если на вопрос «откуда я появился?» мы ответим «ты родился у нас, мама вынашивала тебя в животике, в матке, ты рос и развивался девять месяцев», то ребенок четырех лет будет абсолютно удовлетворен ответом, а ребенок семи — нет и будет задавать уточняющие вопросы: «А как я попал в животик?», «А как именно ты меня родила?» и так далее.
Старайтесь не перегружать информацией, рассказывайте поэтапно, используя наглядные пособия и книги. Важно: родителю не следует обсуждать с ребенком свою интимную жизнь, неважно какого периода жизни.
Действительно, это один из распространенных мифов. Важно понимать, что в половом воспитании мы придерживаемся возрастных норм. И чтобы не упустить этапы психосексуального развития, необходимо знать основы. Чтобы вовремя давать корректную информацию.
Такой миф возникает от страха: много лет тема табуирована в обществе.
Удовлетворить их личный/возрастной интерес. Когда взрослые отмахиваются от вопросов, стыдятся и прочее, то ребенок идет удовлетворять его в другие источники (улица, сверстники, интернет, порно)
Близость и доверительные отношения с родителями. Так вы помогаете с раннего возраста заложить здоровое отношение к телу, границам, отношениям, семейной жизни. Именно доверие помогает в подростковом возрасте справиться или избежать многих проблем.
Безопасность. Если ребенок чувствует или испытывает насилие/домогательства или есть угроза, то в таких доверительных отношениях он придет и расскажет взрослым. На практике же, большое число детей не рассказывает о насилии, так как им либо не поверят, либо отругают, либо скажут «сам/сама виноват/а».
Очень хорошо. Когда родители начинают изучать темы полового воспитания для ребенка, то невозможно избежать собственного образования. Иногда с родителем необходимо глубоко работать, развеять мифы, провести просветительскую беседу, успокоить, дать инструменты, проработать свои травмы.
Часто свой травмирующий опыт не дает родителю идти в спокойный и честный разговор с ребенком. Нередки случаи, когда приходят за консультацией на тему полового воспитания, а уходят с вопросами о своей сексуальности и после возвращаются уже для работы над отношениями с супругом/ой или партнером/шей.
Тут важно учитывать четыре момента:
Не врать;
Идти за интересом ребенка, учитывая его возраст и этап психосексуального развития;
Не рассказывать/не демонстрировать свой интимный/сексуальный опыт;
Не пытаться образовать ребенка с помощью порнографии и услуг коммерческого секса.
Во-первых, преобладает страх, а вдруг все станет так же свободно, как за рубежом, [что это может каким-то образом повлиять на ориентацию детей в будущем]. Тут важно понимать, что в каждой стране свой опыт полового воспитания в садах/школах. И на него влияет менталитет, культура, социальные нормы и традиции конкретной страны.
Но говорить о том, что ПВ влияет на ориентацию, некорректно. Если оно грамотное и согласно психосексуальному развитию, то принесет свои положительные плоды. И вы как родитель можете на это влиять, будь оно в семье или школе (изучайте любую программу по образованию, лекцию). Знайте свои гражданские права, дайте основу ПВ в семье, привлекайте квалифицированных специалистов сами.
Во-вторых, у многих поколений не было полового воспитания, и родителям непонятно, как это должно выглядеть, в каком возрасте и о чем говорить, так же взрослые привыкли сексуализировать любую интимную тему, и по-прежнему присутствует стыд.
В истории были разные периоды. Например, в царской России сексуальное и репродуктивное поведение регулировалось христианской репрессивной моралью. Революция 1917 года породила в обществе идеи «свободной любви» и либеральной сексуальной морали.
Тоталитарное общество сталинской эпохи рассматривало сексуальность прежде всего как способ воспроизводства населения. Хрущевская оттепель, а затем и брежневская эпоха с их элементами демократии внесли послабления в репрессивную сексуальную мораль. Появились первые советские исследования по сексуальности молодежи. В школьную программу был введен курс «Этика и психология семейной жизни». Вместе с тем, данные программы оказались мало эффективны. Учителя были не готовы к реализации полового воспитания.
В 1991 году В РФ была попытка ввести половое воспитание в школах, даже была написана программа, но так и не была внедрена, так как отпугнула и шокировала родителей и учителей, еще помнящих советскую систему образования с ее стыдом и игнорированием репродуктивной системы.
Нашему обществу необходимо половое воспитание, но основной посыл и фундамент должен закладываться в семье. Без образования взрослых сложно вырастить грамотное и информированное поколение. А пока у нас в этом аспекте — дыра.
Совсем недавно открылась Ассоциация специалистов по половому воспитанию (UNIONSEP.RU) — это единственная организация в РФ, где собраны дипломированные и квалифицированные специалисты в области медицины, детской сексологии и психологии.
/
/