25 июля 1929 года родился Василий Шукшин: знаменитый актер, писатель и режиссер. Во всех трех ипостасях Василий Макарович более чем состоялся — рядом со списком его регалий нередко можно встретить слово «великий», а именем Шукшина названы библиотеки, скверы, университет, улицы и несколько теплоходов.
Шукшина-актера обожали по всей России, его режиссерские работы удостоены всевозможных премий, из-под его пера вышли два романа, несколько повестей, пьес и сотни рассказов. Но вот как семьянин он был объективно плох. О жизни, романах и детях Василия Шукшина расскажем ниже.
Василий Шукшин родился в селе Сростки в 1929 году. Отца Василия Макара Шукшина в 1933 году арестовали как участника антиколхозного заговора и вскоре расстреляли. Мать будущего писателя осталась одна с двумя маленькими детьми на руках — с Василием и Натальей. Чтобы не подвергать семью лишней опасности, Мария Шукшина записала детей на свою девичью фамилию — Попова. С этой фамилией Василий и жил до получения паспорта (так что если в Сростках вам предложат посидеть за партой Василия Шукшина не верьте, за нею сидел Василий Попов!).
Но трудные времена кончились: Мария, оправившись после гибели первого мужа, вышла замуж повторно — за односельчанина Павла Куксина. Василий Макарович вспоминал о нем, как о «втором отце», говорил, что отчим у него был «человеком редкого сердца, добрым и любящим». Но отчим погиб на Курской дуге, и у семьи снова началась черная полоса в жизни.
Василий ходил в школу, много читал, участвовал в самодеятельности, но при этом был троечником. По литературе у него была блестящая и красивая пятерка, а на все остальные предметы ему было бы совсем наплевать, если бы мама не отбирала книжки за плохие отметки. Вася пытался читать втайне и по ночам, при свете самодельной лампы-жировушки, и один раз даже случайно прожег одеяло, но мать была бдительна, и подтягивать успеваемость все равно приходилось.
В 1944 году Василий закончил школу-семилетку и отправился в Бийск, чтобы поступить в автомобильный техникум. Тут он тоже не блистал в учебе, много прогуливал и имел проблемы с дисциплиной. Техникум Шукшин так и не окончил — вернулся в Сростки, устроился работать в колхоз, чтобы помогать матери и сестре. Но в 1946 году опять уехал — уже в Подмосковье. Там он нанялся работать слесарем в тресте «Союзпроммеханизация». Благодаря этой работе он побывал на стройке нескольких заводов, железных дорог и электростанций.
В 1949 году парня призвали в армию. Он получил специальность радиста, служил на Черноморском флоте. Армия стала важной вехой в жизни Шукшина — здесь он участвовал в работе драмкружка и писал свои первые рассказы, которые зачитывал вслух товарищам. Сослуживцы запомнили его как много читающего и неразговорчивого человека. В 1952 году Василия комиссовали из армии из-за язвы желудка.
Шукшин вернулся в Сростки, сдал экзамены на аттестат зрелости и устроился работать в Сростинскую школу сельской молодежи — это была школа для взрослых парней и девушек, которые по каким-то причинам не смогли закончить обучение в детстве. Василий преподавал русский язык и литературу.
Несмотря на достаточно молодой возраст и отсутствие специального образования, он успел посидеть даже в кресле директора. Шукшин считал себя неважнецким учителем, но был рад, если мог рассказать что-то интересное и пробудить тягу к знаниям. Однако он чувствовал, что преподавание — не его стезя, его путь — это литература.
Интересное по теме
«Не надо преувеличивать и говорить, будто у нас была дружная семья»: отцовство Владимира Высоцкого в воспоминаниях второй жены и сына
Василий Шукшин был вполне в себе уверен и в 1954 году решил поступать в Литинститут. Чтобы собрать его в дорогу, мать продала корову, чем в очередной раз доказала свою беззаветную любовь к сыну.
Но когда парень приехал в Москву, он узнал, что для поступления в Литинститут нужны опубликованные произведения. У Шукшина же из опубликованного было две статьи в сельской газете на тему педагогики, и те он с собой не захватил.
Василий решил подать документы в Историко-архивный институт. Однако тут случилась судьбоносная встреча: Шукшин познакомился с режиссером Иваном Пырьевым, который посоветовал парню подать документы во ВГИК. На устных экзаменах Василий получил невысокие оценки, зато все письменные сдал на отлично — и оказался на режиссерском факультете в мастерской Михаила Ромма.
Шукшин обладал противоречивым характером: с одной стороны, он был склонен к загулам и раздолбайству, с другой — хотел преуспеть во всем, чем занимался. Он стеснялся своего деревенского происхождения и оценок в аттестате, и отлично понимал, что у него в знаниях есть серьезные пробелы. Поэтому он упорно грыз гранит науки, хотя и бывал периодически из-за этого чуть ли не на грани нервного срыва.
Интересное по теме
Мамина радость, неверный муж и отец-праздник: каким семьянином был король рок-н-ролла Элвис Пресли?
Первой актерской работой Шукшина была роль в учебном фильме Андрея Тарковского «Убийцы», который он снял в 1956 году. В 1958 году Василий появился во второй серии «Тихого дона» в крошечном эпизоде — он изображал матроса, выпадающего из-за плетня. Так бы и шла его карьера от крошечного эпизода к эпизоду побольше, если бы не Тарковский, который не забывал товарища. В 1957 году он порекомендовал Шукшина режиссеру Марлену Хуциеву, который снимал картину «Два Федора».
Вообще-то Василий должен был исполнять обязанности помощника режиссера (и делал это вполне хорошо), но Хуциев разглядел в нем характер и потенциал, так что решил снять Шукшина в главной роли. Шукшин согласился, но и обязанности помощника не бросил: он был собран, профессионален, работал на совесть и был в курсе всего, что происходит на площадке.
Начинающего актера начали звать в кино и другие режиссеры. Его снимали охотно и часто, фильмография пополнялась, а вот дипломная режиссерская работа не двигалась. В 1960 году он наконец взялся за съемку своего первого фильма, для которого написал сценарий, выступил режиссером и сыграл главную роль. Шукшин был довольно известным режиссером и писателем, но параллельно с этим шла в гору и его актерская карьера — в кино он снимался до самой смерти.
Михаил Ромм посоветовал Шукшину не работать в стол, а посылать рассказы в журналы и издательства. В 1958 году напечатали его первый рассказ в журнале «Смена», но публикация осталась незамеченной, что довольно сильно расстроило писателя и заставило его сделать небольшой перерыв в творчестве.
Вскоре Шукшин стал вполне издаваемым писателем, и уже в 1963 году вышел первый сборник его рассказов. Знаменитые современники благосклонно оценивали Шукшина как автора. Александр Твардовский писал: «Ухо у него поразительно чуткое, авторская речь послабей». А с Беллой Ахмадулиной у Василия Макаровича даже завязался бурный роман, правда, длился он не очень долго.
Шукшин был успешным режиссером, который по-крестьянски находил в работе применение всему, что его окружало. Он составлял сценарии из собственных рассказов, снимал кино на родном Алтае, приглашал на главные роли своих хороших друзей, в роли жены и детей снимал жену и детей, сам исполнял главные и эпизодические роли, а в качестве массовки использовал земляков, пришедших посмотреть, чего добился простой парень из Сросток.
На сдержанную и простодушную манеру Шукшина-режиссера обращали внимание критики. При этом он умел признавать свои ошибки. Например, фильм «Странные люди» провалился в прокате. Шукшин сидел в зрительном зале и видел, как люди буквально уходили с сеанса. Позже он писал: «Я, как никогда, остро почувствовал, что зрительский опыт — великая штука. Я пренебрег им — и разговора со зрителем не получилось».
«Печки-лавочки» и «Калину красную» люди не просто досматривали — эти фильмы и собрали хорошую кассу и получили несколько важных наград на кинофестивалях.
До конца жизни Шукшина у матери и сына были весьма теплые отношения — Мария обожала старшего ребенка, и это было взаимно. Позже, когда знаменитый писатель уже жил в Москве, он регулярно обменивался письмами с мамой, купил ей дом и построил баню, часто приезжал в гости и привозил в Сростки друзей.
Мария Куксина не то чтобы баловала сына — на это у нее не было ресурсов, но она всегда в него верила и поддерживала. Помните проданную корову? Корова в крестьянском хозяйстве — это большая ценность и подспорье. Корову называли «кормилицей». Но Мария продала скотину, чтобы сын имел возможность учиться в Москве. И Шукшин ни на минуту не забывал об этой корове, о том, как много и тяжело работала мать, о том, что она для него сделала.
Шукшин писал матери трогательные письма, сам приезжал нечасто — съемки. Но если приезжал — не мог сдержать волнения и старался как можно больше времени проводить с мамой. Он часто говорил, что если она умрет — он этого пережить не сможет. А вышло по-другому: Мария Куксина на пять лет пережила своего старшего сына и писала ему письма даже после его смерти.
Сестру Василий Макарович тоже всегда поддерживал, а своим племянникам он заменил отца. От деревенской родни, которая останавливалась на денек-два у Шукшина, страдали все его женщины: режиссер не мог отказать членам своей семьи, если им нужна была временная крыша над головой.
Интересное по теме
«Андрей боялся оставаться с маленькой Манечкой наедине»: каким отцом и отчимом был Андрей Миронов
Насколько мил и добр был Шукшин в образе сына и брата, настолько же он был плох в образе мужа и отца. Начать надо с того, что Василий Макарович Шукшин, по чести говоря, был многоженцем. В этом была не только его вина, конечно, но сама история очень показательна.
Впервые Василий Шукшин женился в 26 лет году на своей односельчанке Марии Шумской. Молодые люди познакомились в школе, а потом достаточно долго переписывались. После первого курса Шукшин вернулся на каникулы домой и решил отвести Марию под венец.
Девушка была очень красива, из хорошей семьи, работала в школе — все родственники Шукшина радовались такой партии. А из ЗАГСа новоиспеченный муж вернулся один и в расстроенных чувствах. Рвал на груди рубаху и приговаривал: «Вот это женитьба! Ну и женился!»
Оказалось, что муж и жена поссорились прямо у дверей ЗАГСА: Шукшин хотел увезти Марию с собой в Москву, Мария боялась неустроенности и непредсказуемости столичной жизни, хотела остаться в Сростках.
Судя по всему, у молодых не было даже первой брачной ночи, потому что Мария опасалась, что забеременеет и останется в деревне одна с ребенком на руках. Шукшин из-за этого сильно обиделся, собрал вещи и уехал обратно в Москву. Там его закружила столичная жизнь, в которой, конечно, были и романы. Так что в 1957 году Василий Макарович написал Марии Шумской письмо, в котором попросил развода. И… Мария ему развода не дала! Шукшин еще немного поупрашивал законную супругу, да и бросил это безнадежное дело.
Жизнь на месте, однако, не стояла, и у актера случались не только легкие интрижки, но и вполне серьезные романы с прицелом на брак. Поскольку он уже был женат, от потенциальных невест Шукшин просто прятал паспорт.
Писатель состоял в отношениях с несколькими женщинами одновременно: на Марии Шумской был женат официально, дочь писателя Анатолий Софронова — Виктория — родила от Шукшина дочь. Не завершив отношения с Викторией, Шукшин женился на Лидии Александровой, а вскоре встретил Лидию Федосееву, с которой прожил до конца своей жизни и которая родила от него двух дочерей.
Все женщины Шукшина столкнулись с его тяжелым характером: он был ревнив, скуп на проявления чувств, вспыльчив, скрытен и влюбчив.
По крайней мере двух своих женщин Шукшин подвергал физическому насилию — Лидию Александрову и Лидию Федосееву.
Александрова рассказывала не раз о своих отношениях с актером и не стеснялась в выражениях: она описывала, как Шукшин ее бил, как угрожал убить, если она ему изменит, как она однажды стукнула его сковородкой в попытке защититься. Вокруг молодой актрисы из-за ее отношений с Шукшиным образовался вакуум: режиссеры боялись предлагать ей роли, знакомые не звали ее в гости и сами не приходили, опасаясь скандалов.
Лидия Александрова оказалась в абьюзивных отношениях из которых не видела выхода. Узнав о беременности от Шукшина, она не стала рожать ребенка, потому что примерно в это же время узнала о его изменах. Женщина сделала аборт.
Очень понятное чувство для жертвы абьюза. Причем, в соответствии со старинным обычаем, актрису регулярно обвиняют в том, что, рассказывая о своих страданиях, она наживается на памяти великого человека.
Однако Лидия Чащина (Александрова) не единственная женщина, которая вспоминает Василия Шукшина как домашнего тирана. Лидия Федосеева неоднократно говорила о том, что Шукшин был любовью всей ее жизни, но и она не раз упоминала о случаях избиений. Режиссер мог наброситься на жену с кулаками, если она припозднилась, возвращаясь со встречи с друзьями.
Федосеевой он тоже угрожал убийством, причем наличие общих дочерей его никак не останавливало — дети тоже были поводом для скандалов. Однажды Лидия Федосеева отправилась с подругами в клуб, а дочек оставила с несовершеннолетней племянницей. Шукшин пришел домой раньше жены, впал в ярость и, когда Лидия вернулась, запустил в нее топор.
Все биографы Шукшина говорят о его «непростом характере». Под этим изящным определением скрывается не только привычка бить жен, но и банальный алкоголизм. Василий Макарович любил выпить, а в состоянии опьянения совершенно «терял берега»: он дрался, ругался, запугивал и избивал своих женщин, нарывался на ссоры с товарищами. А наутро он трогательно раскаивался и извинялся.
Проблемы с алкоголем были не все время: Шукшин мог не пить довольно долго, если у него было важное дело — съемки или работа над новым произведением. В это время он проявлял чудеса трудолюбия, являл собой образчик собранности и профессионализма. Но как только работа заканчивалась, начинался запой.
Отказаться от алкоголя Шукшина заставил только поистине ужасный случай: он потерял коляску с дочерью Машей где-то в парке. Встретился с другом, слово за слово… Когда он опомнился и понял, что понятия не имеет, где ребенок, то пришел в ужас. Поклялся, что если найдет дочь живой и здоровой — бросит пить. Коляска нашлась. Пить бросил. Впрочем, серьезный урон своему здоровью к тому моменту он уже нанес.
Как мы помним, Лидия Александрова (Чащина) рожать ребенка Шукшину не стала. Но у него и без этого было достаточно много детей. В 1965 году Виктория Софронова родила от Шукшина дочь — Екатерину Васильевну Шукшину. С Викторией актер расстался, и она изъявила желание растить дочь в одиночестве, потому что ребенку нужна спокойная и надежная атмосфера, а не все эти страсти и скандалы. Со старшей дочерью Шукшин общался нечасто, но беспокоился о ее благополучии.
В 1967 году у писателя родилась еще одна дочь — Мария Шукшина, а через год на свет появилась Ольга Шукшина. Василий дочерей любил, но времени на них у него было, объективно говоря, немного. В 1972 году он вышел из положения изящно, взяв детей на съемки фильма «Печки-лавочки». Так началась актерская карьера сестер Шукшиных. Только у Марии она сложилась удачно, а у Ольги не задалась.
А в 2009 году она взялась за съемку документального фильма «Расскажите мне о моем отце». В нем она спрашивала его друзей и родственников о том, каким родителем был Шукшин. Ответ был предсказуемым — Шукшин, как и большинство успешных актеров того времени, был отцом занятым. Он редко бывал дома и явно не имел возможности систематически воспитывать детей. Но он к ним хорошо относился, и точно не бил. Хотя наверняка малышки бывали свидетельницами ссор родителей — потому что бросить пить можно, а бросить сложный характер нельзя.
Впрочем, отцом Шукшину довелось быть недолго. В 1974 году Василий Макарович согласился сниматься в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». У актера были серьезные проблемы с сердцем и периодически обострялась язва желудка, но он не решался замедлить свой темп жизни. Ночью 2 октября у Шукшина случился инфаркт миокарда. Он умер во сне, в своей каюте на теплоходе «Дунай». Его дочерям было девять, семь и шесть лет соответственно. Ни у одной из них не осталось большого количества значимых воспоминаний об отце.