Этим летом мы опубликовали интервью с неврологом клиники DocDeti Виталием Дульневым о том, можно ли присаживать малышей, которые еще сами не умеют сидеть. Основной посыл доктора заключался в том, что аккуратно присаживать ребенка, как только он научится самостоятельно приподнимать голову и грудь из положения лежа (то есть примерно в возрасте около пяти месяцев) можно, а свои слова он подтверждал рекомендациями Американской Академии Педиатрии. В комментариях к этой статье мы получили массу негодования, поэтому решили разобраться в том, кто из известных медиков придерживается другого мнения и по каким причинам.
Хоть мы и не согласны с риторикой одного из самых известных русскоязычных педиатров Евгения Комаровского о «тревожных мамочках», позволим себе все-таки процитировать доктора в отношении присаживания. Вот его мнение: если ребенок здоров, то все, что нужно сделать родителям — это создать малышу условия для развития. То есть если врачи не обнаружили у ребенка серьезных патологий, то ребенок обязательно сядет, поползет, пойдет сам. Диапазон нормы при этом очень большой.
«Сидеть маленькому ребенку не полезно. Чем позже произойдет вертикальная нагрузка на позвоночник, тем ровнее спинка, тем крепче ножки и тем лучше (Эту аргументацию, впрочем, едва ли можно назвать научной — примечание редакции). Поэтому в отношении сидения и стояния главная задача мамы и папы — категорически не помогать», — говорил врач в своей телевизионной передаче.
Тем самым Комаровский явно выступил против распространенной — особенно среди бабушек — традиции чуть ли не с трехмесячного возраста обкладывать малыша в сидячем положении подушками, чтобы похвастаться соседям: «А мой-то уже сидит!». Врач агитирует родителей учить детей в первую очередь не сидеть, а ползать — часто выкладывая малышей на пол.
Массажист с миллионной аудиторией в соцсетях, Игорь Новокриницкий также выступает против раннего присаживания. Вот как сформулированы его наблюдения на его личном сайте:
«Моя позиция в этом вопросе однозначна: ребенка сажать не нужно, пока он сам не сидит. Ни в каких вариациях — ни на руках, попой при ношении, ни в эргорюкзаке, ни в слинге. Также нельзя сажать при выполнении упражнений.
А в 3-4 месяца ребенок из положения лежа на спине хочет увеличить себе обзор и тянет вперед корпус и голову. Лучшее, что может сделать в этой ситуации мама, — перевернуть карапуза на живот, чтобы он употребил свои силы на обучение упору на прямые руки.
Многие дети, которых сажают в подушки, хорошо сидят с прямой спиной, но когда начинают ходить, не могут сесть или встать из положения сидя самостоятельно, а ведь навык смены положения более нужный в жизни, чем статичное сидение и стояние.
И это не единственная и далеко не самая важная причина, почему ребенка нельзя сажать раньше времени.
Еще одной причиной является то, что изгибы позвоночника формируются в раннем возрасте. Если ребенка сажать раньше, чем он к этому готов, то они могут сформироваться неправильно. При сидении и ходьбе нагрузка на позвоночник резко возрастает. А неокрепшие мышцы не готовы удерживать позвоночный столб в правильном положении. И тогда 9-10 месячный малыш сидит с круглой спиной».
Можно добавить, что Новокринницкий так же, как и Комаровский, не приводит в доказательство своих наблюдений научных исследований конкретных отрицательных последствий раннего присаживания. Правда, сам он пишет о том, что не участвовал в клинических исследованиях только в ответ на вопрос о связи раннего присаживания и загиба матки: «Существует мнение, что из-за раннего высаживания девочек у них могут возникнуть патологии внутренних органов, например загиб матки. Из-за этого я так же часто сталкиваюсь с вопросами про высаживание девочек. Я не могу это мнение подтвердить или опровергнуть, так как не занимался клиническими исследованиями на эту тему».
Мы не нашли прямых высказывания педиатра Федора Катасонова о раннем присаживании, но если следовать его книге, то ничему учить ребенка в первые полгода жизни специально не нужно:
«Вместо того чтобы насильно развивать ребенка, значительно полезнее способствовать его развитию. Для этого ребенку нужно создать развивающую среду. Для малышей это светлое безопасное пространство (пол), не очень чистое (ребенку необходима антигенная нагрузка), с двумя-тремя игрушками. Почаще кладите малыша на живот и помещайте в эту среду — это лучшее, что вы можете сделать для развития в первые полгода жизни».
Катасонов также пишет в книге «Федиатрия» о том, что каждый ребенок следует своей генетически заложенной программе развития, которая и определяет порядок появления у него определенных навыков (поэтому один ребенок вначале поползет, а потом сядет, а другой — наоборот). И родителям пытаться изменить эту программу нет смысла.
До пяти месяцев ребенка присаживать точно не нужно — можете смело передать это всем своим родственникам! А вот после этой возрастной отметки концепции специалистов расходятся.
Если следовать заветам Американской Академии Педиатров и позиции невролога Виталия Дульнева, присаживать пятимесячного ребенка, который уже умеет поднимать спину, можно аккуратным образом, чтобы помочь ему скорее овладеть навыком самостоятельного сидения.
Ежели следовать позиции Комаровского, Новокриницкого и Катасонова, то лучше подождать того момента, когда ребенок сядет сам, и предоставить ему адекватную среду для развития.
При этом никакой разницы в присаживании девочек и мальчиков ни один из этих специалистов не делает — так что распространенное убеждение о том, что раннее присаживание девочек может привести к загибу матки — это миф. Во всяком случае никаких научных работ, подтверждающих эту гипотезу, нами не найдено и у других авторов.