Сколько игрушек нужно счастливому ребенку: советы психолога

Прививаем принципы здорового потребления, заботимся о планете и о душе.

Иллюстрация Насти Железняк

Когда у меня родилась дочь, я на какое-то время словно сошла с ума. Как любая мама, мечтала о том, чтобы она была самым счастливым ребенком на свете. И как человек, переживший довольно нищее детство, стремилась, чтобы у нее было абсолютно все, и по возможности — самое лучшее. За баснословные деньги я покупала ей экологичные деревянные игрушки и развивающие карточки, милейший домик для кукол с мебелью и кучей обитателей, пиратский корабль с акулой, плавающей в ванне, ползающую и говорящую куклу, которой она испугалась, микроскоп и бесконечные наборы «Лего». Я исполняла любую ее прихоть (а вы знаете, сколько их у современного ребенка, растущего в окружении соблазнов). Конечно же, дочку всегда ждала гора подарков под елкой на Рождество, главный праздник в стране, где мы живем, и Новый год, который по-прежнему является главным праздником для меня самой. Да еще и адвент-календарь — 24 дня сюрпризов и сладостей.

Наверное, вы и сами знаете, что было дальше. Любое изобилие ведет к пресыщению. Подарки и игрушки становятся обыденностью и перестают радовать. Сюрпризы в лучшем случае делятся на «пойдет» и «так себе». Те, что так себе, летят в дальний угол, едва освободившись от упаковки, и остаются там навсегда.

В какой-то момент я вдруг очнулась и поняла, что так не надо. Более того, так больше просто нельзя, потому что вместо красивой традиции, радости и глубокой связи с ребенком на выходе получила нечто гадкое в яркой шуршащей обертке.

Осознала я и другое. Живя в мире, где только и слышно, что об изменениях климата, стихийных бедствиях и необходимости сознательнее относиться к миру, в котором мы живем, я воспитываю маленького потребителя. Сортирую мусор, не покупаю живые елки и при этом покупаю горы вещей. Чему я учу свою дочь? Какие ценности ей прививаю? Стало понятно, что надо менять всю систему. Начинать буквально с самого начала. Учить довольствоваться малым, выбирать самое нужное, ценить то, что есть.

Принять решение оказалось легко. Воплотить его в жизнь — куда сложнее. Попробуйте объяснить ребенку, что с сегодняшнего дня вы начинаете путь минимализма. Что мама больше не будет по первому требованию удовлетворять его просьбы. Что вместо горы подарков ее теперь ждут четыре — подобранные согласно новым принципам (по одной из популярных теорий, ребенку достаточно четыре подарка: полезный; тот, что радует; тот, который можно прочесть; и тот, что можно надеть).

Конечно, так нельзя. А как можно?

Изменение ценностей

Юлия Петрова

Психолог для детей и взрослых

«Когда у родителя меняются ценности, это нормально. Мы развиваемся на протяжении всей жизни — иногда благодаря собственным усилиям, иногда под влиянием среды.

Такие изменения, как переход к вегетарианству, сортировке отходов, осознанному потреблению, здоровому образу жизни или религиозным практикам, не происходят мгновенно. Это постепенный процесс. Ценности становятся нашей невидимой опорой, особенно в быстро меняющемся мире.

Взгляды на жизнь могут меняться, и это естественно. Родители передают детям свои ценности, но важно помнить, что у детей есть выбор: принять их, трансформировать под себя или отказаться от них. Наши дети могут не разделять наши убеждения, но уважение к чужим ценностям и готовность принять их — это, пожалуй, одно из главных умений, которое мы можем им передать.»


Сказано — сделано. Начать я решила с разговоров с дочкой. Тем более начать было с чего. Ведь были вещи, которые мы уже делали неплохо. Например, я всегда перебирала одежду дочки и отдавала хорошие вещи подругам с детьми помладше или дарила, опубликовав объявление в родительской группе. Мы сортировали мусор и пользовались многоразовыми сумками для покупок.

Неожиданным открытием для меня стало то, что проблема вовсе не в дочке. Она легко соглашалась с моими доводами, а попросив что-нибудь в магазине и не получив желаемого, быстро переключалась. Сложно оказалось… мне. Каким-то образом я нарушала собственное представление об идеале. И в первый раз делая календарь, в котором было больше заданий, чем подарков, чувствовала страх. А вдруг ребенок расстроится? Какая же я мать, если испорчу дочери праздник?


Как прививать ценности осознанного потребления?

Юлия Петрова

Психолог для детей и взрослых

Для малышей до 5 лет:

«В этом возрасте ценности проще объяснить через практику. Например, покупка игрушек на платформе вроде „Авито“ или принятие их в дар от друзей может стать понятным и естественным примером осознанного потребления. Однако важно, чтобы родитель сам следовал этим принципам: покупал одежду, мебель или бытовые вещи, которыми будет пользоваться долго или которые уже использовались раньше».

Для детей старше 5-7 лет:

«Здесь лучше действовать постепенно, начиная с собственного примера. Покажите ребенку, что бывшие в употреблении вещи могут быть хорошими и полезными. Но избегайте навязывания или чувства вины, особенно связанных с экологией. Например, можно выбирать игрушки, которые будут расти вместе с ребенком, или убирать часть игрушек на время, чтобы через полгода они снова стали интересными. Также заранее договаривайтесь с родственниками о подарках для ребенка, делясь списками или ссылками. Для ребенка нет принципиальной разницы — новая игрушка или использованная, главное, чтобы она была интересной и приносила радость».


Обязательно стоит отметить, что никакого резкого перехода у нас не произошло. Мы начали менять свои привычки постепенно. Например, на некоторые просьбы дочка вместо категорического «нет» получала предложение подумать в течение недели, а затем снова вернуться к этому вопросу. Чаще всего за это время интерес угасал. В тех же редких случаях, когда этого не происходило, покупка оказывалась действительно удачной и использовалась долго и с радостью.

Дочка росла, ее подход менялся. От нее все чаще можно было услышать что-нибудь вроде «Это, конечно, красивая штука, и мне ее хочется, но на самом деле я ее не будут использовать».


Осторожность в следовании ценностям

Юлия Петрова

Психолог для детей и взрослых

«Даже самые светлые убеждения — вегетарианство, осознанное потребление, забота об экологии — могут вызвать у ребенка внутренний конфликт, если он не видит возможности выбора. Жесткое навязывание ценностей может привести к неврозу, особенно если ребенок нарушит эти принципы или начнет отвергать их.

Пример из практики: у меня была клиентка, которая выросла в строгой вегетарианской семье. Ее подход к этому вопросу был крайне токсичным: она осуждала всех, кто ел мясо. Люди рядом с ней чувствовали вину или раздражение. Оказалось, что, в отличие от остальных, у клиентки не было выбора. Она не знала другой жизни, и ее осуждение было выражением зависти к тем, кто мог выбирать.

Ценность становится по-настоящему важной, только если к ней приходишь сам. Это путь, который невозможно пройти за другого. Родители могут подарить ценности своим детям, но как и в случае с любым подарком, мы не должны требовать от них, как именно ими пользоваться. В противном случае это превращается в аренду, а не в дар».


Хорошо, если родители четко осознают, что нужно ребенку (или им самим). Но признаемся честно: вокруг нас так много соблазнов. Здравый смысл вступает в схватку с вредоносными установками, с детскими травмами и даже с особенностями характера. Когда речь касается детей, мы часто становимся совершенно беспомощными и просто не знаем, как сделать лучше.

Может быть, правильно дать ему все, чтобы он почувствовал себя самым любимым ребенком в мире? И тогда он вырастет уверенным в себе человеком и никогда не будет с завистью смотреть на то, что есть у других.

Или, наоборот, не потакать капризам, и в таком случае ребенок научится рассуждать, расставлять приоритеты, разумно относиться к вещам, беречь их и не будет ожидать, что и во взрослой жизни все его прихоти будут удовлетворяться сами собой?

Единственного верного ответа, как это обычно и бывает, нет. Все дети разные, у каждой семьи свои обстоятельства, традиции, взгляды на жизнь и подходы к воспитанию.

Прежде чем принимать решение о том, сколько игрушек должно быть у ребенка, родителям придется проделать непростую работу — заглянуть внутрь себя и честно ответить себе на некоторые вопросы.


Как осознанно подходить к количеству игрушек у ребенка:

Юлия Петрова

Психолог для детей и взрослых

1) Проанализируйте свои потребности.

Задайте себе вопрос: почему для меня так важно, чтобы у ребенка было много игрушек?

Подумайте, не пытаетесь ли вы через ребенка компенсировать собственный дефицит детства или исправить свои переживания.

2) Признайте различия между собой и ребенком.

Помните, что судьба ребенка — это не продолжение вашей собственной судьбы. Его желания и потребности могут отличаться от ваших.

3) Осознайте скрытые мотивы.

Когда вы понимаете, какая именно незакрытая потребность стоит за желанием завалить ребенка игрушками (например, потребность в заботе, признании или радости), становится легче освободиться от этого импульса и правильно объяснить ребенку свои действия.

4) Сверьтесь с базовыми ценностями.

Если материальные ценности занимают центральное место в вашей жизни, это может отразиться на ребенке. Он тоже начнет обращать внимание на то, у кого больше игрушек, и воспринимать это как мерило счастья.

5) Сфокусируйтесь на нуждах, а не на изобилии.

Поймите: ребенку не нужен миллион игрушек. Важно акцентировать внимание на слове «нужен».

Подумайте, какие игрушки действительно будут полезны и радостны для ребенка, и откажитесь от идеи, что «больше — значит лучше».

Этот процесс помогает наладить здоровое отношение не только к игрушкам, но и к потреблению в целом.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...