Недавно вышедший на Нетфликсе сериал «Ход королевы» (Queen’s Gambit) заставил широкую общественность не только взяться за шахматы, но и за обсуждение понятия «одаренный ребенок», которое как раз применимо к главной героине сериала — Бет Хармон.
Исследовательница истории медицины из Оксфорда Дженнифер Крейн написала для The Conversation статью об истории концепции «одаренных детей» и о том, как к ней относились в разные годы. Перевели ее материал с сокращениями.
Интерес к измерению интеллекта у детей значительно вырос в двадцатом веке. Первые тесты IQ были проведены в начале 1900-х и были направлены на выявление детей, которые нуждаются в дополнительной образовательной поддержке.
Чуть более поздние системы оценки включали в себя не только IQ-тесты, но и оценку гормонального фона, паттернов сна, показателей метаболизма, компонентов крови и генетики — все ради того, чтобы понять и измерить интеллект.
Все эти тесты существуют для того, чтобы определять уровень интеллекта, причем начинать делать это надо с самых ранних лет — чтобы сразу обнаружить талантливых вундеркиндов. Но так ли это? И что происходит с одаренными детьми, когда они вырастают?
Ответить на этот вопрос помогут исторические архивы. Например, в 90-х годах прошлого века журналисты и группы энтузиастов были просто одержимы отслеживанием того, что же стало с «одаренными детьми» после того, как они выросли.
В 1995 году один из некогда «одаренных детей» рассказал о своей жизни изданию The Daily Mail. Он вспоминал, что по утрам в начальной школе он «лепил из пластилина, как и все остальные», а по вечера ходил на специальные занятия по изучению квадратных уравнений, которые для него проводила сама директриса.
И хотя в сериале «Ход королевы» Бет Хармон проходит путь от новичка в шахматах до очень успешного игрока уже во взрослой жизни, исторически типичная жизнь одаренного ребенка складывается куда более прозаично.
Заметки в старых газетах и архивах Британской Государственной Ассоциации Одаренных детей без конца повествуют о взрослых, которые считались одаренными детьми, имели доступ к новейшим формам образования и досуга, а затем начинали жить обычной, «нормальной» жизнью.
В 1991 году одна мать написала в Ассоциацию письмо, в котором рассказала, какую роль ярлык «одаренного ребенка» сыграл в ее семье. Она была очень умным ребенком, который «хотел учиться, но не тому, что преподавали в школе». В итоге получилось так, что система образования не уделила ей должного внимания. Она провалила выпускные экзамены, выпустилась из школы с не очень хорошими рекомендациями и устроилась на работу, которая не приносила ей удовольствия.
В противовес этому, когда она заметила, что ее сын — очень смышленый, она отправила его на тестирование к образовательному психологу. Ребенка назвали «одаренным», и они нашли ему школу, в которой он смог проявить себя. На тот момент ее сын уже поступил в университет, где «ему все очень нравилось».
Достигнув своего апогея, идея выявления одаренных детей скатилась в евгенику. В 1971 году бизнесмен Роберт Грэм основал «Хранилище избирательного зачатия», которое неофициально называли «Нобелевским банком спермы».
Грэм был евгенистом и стремился «улучшить» человечество при помощи размножения. Он хотел бесплатно предоставлять женщинам сперму «гениальных мужчин» и переживал, что развитие медицины «больше чем когда-либо направлено на сохранение жизни дефективного населения».
За время существования «хранилища» на свет появилось 240 детей — одним из них был Дорон Блейк. Когда он был ребенком, мать Блейка общалась с некоторыми журналистами, которые охотно трубили о его недюжинном интеллекте, математических способностях и интересу к сложным игрушкам.
В 2001 году Блейку исполнилось 18, и он лично начал сниматься в репортажах и документальных фильмах. Вместо того, чтобы хвастаться своими достижениями, Блейк использовал внимание медиа для критики самой концепции «одаренных детей», апеллируя к тому, что этот ярлык размывает представление о тех человеческих качествах, которые на самом деле важны. Блейк отмечал, что его уровень IQ не делает его «хорошим»: «Больше всего в себе мне нравится не то, что я умный, а то, что я забочусь о других людях и пытаюсь сделать их жизнь лучше».
Блейк говорил о том, что уровень интеллекта не связан с удовлетворенностью жизнью — его IQ не сделал его счастливым. Его высказывания были схожи с более ранними высказываниями других бывших «одаренных детей»: один из них в 1981 году сказал Daily Mail, что «в жизни есть много другого кроме учебы» и «то, что ты одаренный, не значит, что ты с большей вероятностью станешь успешным».
Наделение интеллекта большой социальной значимостью приводит к опасным последствиям. Так, например, в 1927 году в США был закон, согласно которому люди с задержками умственного развития могли подвергнуться стерилизации.
Даже во второй половине 20 века тесты на интеллект продолжали обладать дискриминационным и вредоносным эффектом. Так в 1971 году калифорнийские суды признали, что тесты на интеллект были сбалансированы так, чтобы их не могли сдать темнокожие студенты, из-за чего они превалировали в специальных классах. Аналогичный случай был отмечен в Британии.
Все эти истории произошли возмутительно недавно. Мы знаем, что исторически принадлежность к группе «одаренных» помогла многим детям получить доступ к возможностям, которых у них раньше не было, и прожить более счастливые жизни. Но мы также знаем, что концепция одаренности нередко использовалась для того, чтобы поддержать и без того привилегированные слои населения. Всем детям требуется индивидуальная поддержка в процессе образования, а вот стремление прославлять более «одаренных» детей все же должно остаться в прошлом.