Откуда взялись «одаренные дети», и что не так с этим понятием? Небольшой исторический ликбез

Недавно вышедший на Нетфликсе сериал «Ход королевы» (Queen’s Gambit) заставил широкую общественность не только взяться за шахматы, но и за обсуждение понятия «одаренный ребенок», которое как раз применимо к главной героине сериала — Бет Хармон.

Исследовательница истории медицины из Оксфорда Дженнифер Крейн написала для The Conversation статью об истории концепции «одаренных детей» и о том, как к ней относились в разные годы. Перевели ее материал с сокращениями.

Интерес к измерению интеллекта у детей значительно вырос в двадцатом веке. Первые тесты IQ были проведены в начале 1900-х и были направлены на выявление детей, которые нуждаются в дополнительной образовательной поддержке.


Чуть более поздние системы оценки включали в себя не только IQ-тесты, но и оценку гормонального фона, паттернов сна, показателей метаболизма, компонентов крови и генетики — все ради того, чтобы понять и измерить интеллект.


Все эти тесты существуют для того, чтобы определять уровень интеллекта, причем начинать делать это надо с самых ранних лет — чтобы сразу обнаружить талантливых вундеркиндов. Но так ли это? И что происходит с одаренными детьми, когда они вырастают?

Ответить на этот вопрос помогут исторические архивы. Например, в 90-х годах прошлого века журналисты и группы энтузиастов были просто одержимы отслеживанием того, что же стало с «одаренными детьми» после того, как они выросли.

В 1995 году один из некогда «одаренных детей» рассказал о своей жизни изданию The Daily Mail. Он вспоминал, что по утрам в начальной школе он «лепил из пластилина, как и все остальные», а по вечера ходил на специальные занятия по изучению квадратных уравнений, которые для него проводила сама директриса.


И хотя в сериале «Ход королевы» Бет Хармон проходит путь от новичка в шахматах до очень успешного игрока уже во взрослой жизни, исторически типичная жизнь одаренного ребенка складывается куда более прозаично.


Заметки в старых газетах и архивах Британской Государственной Ассоциации Одаренных детей без конца повествуют о взрослых, которые считались одаренными детьми, имели доступ к новейшим формам образования и досуга, а затем начинали жить обычной, «нормальной» жизнью.

В 1991 году одна мать написала в Ассоциацию письмо, в котором рассказала, какую роль ярлык «одаренного ребенка» сыграл в ее семье. Она была очень умным ребенком, который «хотел учиться, но не тому, что преподавали в школе». В итоге получилось так, что система образования не уделила ей должного внимания. Она провалила выпускные экзамены, выпустилась из школы с не очень хорошими рекомендациями и устроилась на работу, которая не приносила ей удовольствия.

В противовес этому, когда она заметила, что ее сын — очень смышленый, она отправила его на тестирование к образовательному психологу. Ребенка назвали «одаренным», и они нашли ему школу, в которой он смог проявить себя. На тот момент ее сын уже поступил в университет, где «ему все очень нравилось».


Достигнув своего апогея, идея выявления одаренных детей скатилась в евгенику. В 1971 году бизнесмен Роберт Грэм основал «Хранилище избирательного зачатия», которое неофициально называли «Нобелевским банком спермы».


Грэм был евгенистом и стремился «улучшить» человечество при помощи размножения. Он хотел бесплатно предоставлять женщинам сперму «гениальных мужчин» и переживал, что развитие медицины «больше чем когда-либо направлено на сохранение жизни дефективного населения».

За время существования «хранилища» на свет появилось 240 детей — одним из них был Дорон Блейк. Когда он был ребенком, мать Блейка общалась с некоторыми журналистами, которые охотно трубили о его недюжинном интеллекте, математических способностях и интересу к сложным игрушкам.

В 2001 году Блейку исполнилось 18, и он лично начал сниматься в репортажах и документальных фильмах. Вместо того, чтобы хвастаться своими достижениями, Блейк использовал внимание медиа для критики самой концепции «одаренных детей», апеллируя к тому, что этот ярлык размывает представление о тех человеческих качествах, которые на самом деле важны. Блейк отмечал, что его уровень IQ не делает его «хорошим»: «Больше всего в себе мне нравится не то, что я умный, а то, что я забочусь о других людях и пытаюсь сделать их жизнь лучше».

Блейк говорил о том, что уровень интеллекта не связан с удовлетворенностью жизнью — его IQ не сделал его счастливым. Его высказывания были схожи с более ранними высказываниями других бывших «одаренных детей»: один из них в 1981 году сказал Daily Mail, что «в жизни есть много другого кроме учебы» и «то, что ты одаренный, не значит, что ты с большей вероятностью станешь успешным».


Наделение интеллекта большой социальной значимостью приводит к опасным последствиям. Так, например, в 1927 году в США был закон, согласно которому люди с задержками умственного развития могли подвергнуться стерилизации.


Даже во второй половине 20 века тесты на интеллект продолжали обладать дискриминационным и вредоносным эффектом. Так в 1971 году калифорнийские суды признали, что тесты на интеллект были сбалансированы так, чтобы их не могли сдать темнокожие студенты, из-за чего они превалировали в специальных классах. Аналогичный случай был отмечен в Британии.

Все эти истории произошли возмутительно недавно. Мы знаем, что исторически принадлежность к группе «одаренных» помогла многим детям получить доступ к возможностям, которых у них раньше не было, и прожить более счастливые жизни. Но мы также знаем, что концепция одаренности нередко использовалась для того, чтобы поддержать и без того привилегированные слои населения. Всем детям требуется индивидуальная поддержка в процессе образования, а вот стремление прославлять более «одаренных» детей все же должно остаться в прошлом.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...