Каждый год мы празднуем День Победы — большой, сложный, тяжелый праздник. Каждый год мы обсуждаем то, как лучше всего рассказать о празднике — и войне — нашим детям. Как сделать этот разговор понятным, честным и проникновенным? Почему это вообще так важно? Марина Мантлер, создательница телеграм-канала Unpublished, делится своим опытом.
Несколько лет назад накануне 9 мая мне пришла смс от классной руководительницы моего сына: «Никита плохо вел себя во время торжественной линейки. Когда звучали песни, посвященные Дню Победы, он пританцовывал. Это недопустимо, поговорите с ним».
Надо сказать, что в нашей семье больше всего танцевать люблю я. Сын как-то скромен в этом отношении. Вечером за ужином я мягко завела беседу по поводу замечания, пытаясь узнать версию произошедшего у сына. В итоге я боролась с накрывающим меня смехом, когда сын сказал, что музыка была энергичная, а он просто шевелил плечами и головой в такт.
Справившись с нахлынувшими не к месту эмоциями, я стала рассказывать о торжественности момента, об уважении к этому великому дню, к истории. Он внимательно слушал, кивал, но было ощущение, что не проникся совсем. Тогда я его спросила, а как он вообще воспринимает эту дату и войну в целом? Он сказал, что все понимает, но сочувствия, трепетности, ощущения боли у него нет. Тогда я подумала, что прошедшие с начала войны годы — это слишком большой (и слава богу!) срок без войн, чтобы нынешнее поколение смогло понять, к чему вообще мы празднуем этот праздник.
Мой дедушка — участник Великой Отечественной войны. Сын его почти не застал, а я выросла у дедушки на руках. Помню его как уникального человека. В нем был колоссальный запас терпения, силы и стойкости. Он возился с нами — капризными внучками, укладывал спать, отвозил в детский сад и школу. Помогал делать уроки, следил, чтобы мы всегда были накормлены. Покупал самый вкусный хлеб в булочной по дороге из школы и разрешал мне откусить корочку, пока мы шли до дома. Но вот про войну почти ничего не рассказывал. Он не любил военные истории, хотя на парад по случаю Дня Победы до местного Мемориала мы ходили каждый год. Я рано вставала, бабушка доставала дедушке его торжественный костюм, медали, ордена, и мы шли на встречу с другими ветеранами. А потом маршировали под музыку.
Когда родился сын, на парад мы ходили уже с родителями, но без дедушки. Мы рассказывали детям (сыну и племянникам) на их языке, что это за праздник, почему мы ходим к Вечному огню и собираемся за торжественным обедом. Рассказывали, что такое война и какой ужас люди переживали на фронте. В дополнение к этому каждый год у детей сначала в детском саду, а потом и в школе устраивали торжественный классный час, посвященный Дню Победы.
По вечерам мы смотрели красивый салют, завершающий торжественность праздничного дня. Не помню, чтобы меня смущало, что сын никогда не задавал подробных вопросов про войну, не расспрашивал, что делал дедушка на фронте. Во время нашего с ним путешествия по Сербии мы побывали в городе Нише, где открыт для посещения бывший концлагерь «Красный крест», один из немногих сохранившихся фашистских лагерей в Европе. Тогда сын заинтересовался страшными событиями и попросил рассказать подробнее о Холокосте, нацистах и концлагерях.
А потом вот эта смс и признание сына в том, что понять боль и торжественность праздника Дня Победы ему сложно. Я поняла, что у него до этого было гораздо меньше осознанности, несмотря на наши рассказы и происходившее в этот день каждый год, а вот сейчас — самое время попробовать рассказать обо всем еще раз, но уже как-то иначе.
Тогда я очень вовремя узнала про банк документов о Великой Отечественной войне и нашла там архивные сведения о нашем дедушке, в том числе узнала факт, о котором он никогда не рассказывал. На сайте есть отсканированные документы по наградам и подвигам. Невероятная работа. Я рассказала об этом сыну, и мы вместе начали вчитываться в документы.
Мой дедушка прошел войну с 1941 по 1944 годы и участвовал в освобождении Маньчжурии в 1945 году. Воевал на 1-м Украинском фронте, был старшим сержантом. Был ранен. Награжден Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Славы III степени, Орденом «Знак Почета», Орденом Трудового Красного знамени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Орденом Отечественной войны дедушка был награжден за подвиг.
Вот что говорят о нем бумаги военных лет: «При форсировании реки Гнилопять он первый вброд по пояс в холодной воде перешел реку и канатами перетащил свое орудие на другую сторону реки под сильным огнем противника. Наблюдая за противником, он засек две пулеметные точки противника и прямой наводкой из орудия уничтожил их, чем обеспечил успешное продвижение пехоты вперед. Противник танковой атакой пытался остановить наступление батальона, но успеха не имел, благодаря мощному огню пехоты и противотанковой батареи. В этот момент Клименко С. И. из своего орудия подбил один немецкий танк и подавил две огневые точки противника, чем способствовал захвату пехотой села Скраглиевка».
И вот это уже произвело сильное впечатление на сына. Мы долго обсуждали героизм, стойкость и силу людей на войне. Подумать только — по пояс в ледяной воде (4 января!) перейти реку под огнем противника. И как после всего пережитого на войне наши бабушки и дедушки были настолько жизнелюбивыми, терпеливыми и благодарными? Возможно, как раз по причине пережитого ужаса они поняли, насколько ценно то, что человек может просто мирно и спокойно жить.
Я тогда еще подумала об измененном восприятии у подрастающего поколения под воздействием компьютерных игр, где у героя несколько жизней, а смерть — просто слово, которое перезагружает игру. Возможно, это как-то влияет на то, что ужасы войны не кажутся нашим детям такими страшными. Может быть, еще влияет тот факт, что ветеранов, принимавших участие в боевых действиях, почти не осталось. Поэтому вот такое столкновение с реальностью, как совместный просмотр документов того времени, рассказы о подвигах, размышления о том, что пришлось людям пережить в то время — это то, чему дети могут посочувствовать и что могут воспринять.
Мы с сыном пока не смотрели вместе старые советские фильмы про войну, но ходили на «Ярость» с Брэдом Питтом и «Сталинград» Федора Бондарчука. Не очень хорошие примеры, но зато после просмотра мы много обсуждали военную тему, подвиги и смелость, иногда даже спорили о том, насколько происходящее на экране могло быть правдоподобным или утрированным.
Сейчас сын говорит, что он лучше понимает важность праздника и его смысл. В этом году мы решили вместе посмотреть и обсудить советские фильмы про войну: «Иваново детство» (1962) и «А зори здесь тихие» (1972). Посмотрим, что из этого выйдет.