Идея обучать женщин родительству как науке зародилась в начале прошлого века и в тот момент абсолютно никого не смущала. Этические споры начались позже.
Большинство детей звали Дикки, Донни, Бобби, Бобби II, Бобби III, Мэй и Эдна. У всех была одинаковая фамилия — Домэкон. Расшифровывалась она просто: домашняя экономика. Это были мальчики и девочки в возрасте от нескольких недель до нескольких месяцев, которые попадали в американские колледжи из приютов и служили живыми пособиями для местных студенток.
Это сегодня мы знаем, что, как ни старайся, стать идеальным родителем не получится. Но в Америке начала XX века к материнству практиковали строго научный подход: основатели учебной программы по ведению домашнего хозяйства верили в то, что навыкам воспитания и развития ребенка можно обучить так же, как умению варить борщ, мыть полы и ухаживать за цветами.
Интересное по теме
Физические наказания и последствия депривации: о чем говорили на первой онлайн-конференции, посвященной детской психотравме
Исследуя архивы одной из библиотек, американская писательница Лиз Грюнвальд однажды случайно наткнулась на фото упитанного улыбающегося младенца в окружении нескольких женщин. Проведя небольшое расследование, она выяснила, что ребенка звали Бобби и что он был одним из тех самых practice babies («тренировочных младенцев»), на которых студентки отрабатывали теоретические и практические навыки материнства.
Грюнвальд, которая позже напишет об этом целую книгу, удалось узнать, что за детьми ухаживали посменно: иногда ребенка передавали от одной девушки к другой, а иногда «работали» с ним в группе из шести человек. «Бывало, малыш засыпал рядом с одной „мамой“, а просыпался, когда рядом была другая», — описывала Грюнвальд привычный распорядок подобных учреждений.
Позже, когда истории про «тренировочных младенцев» завирусились в ТикТоке, пользователи много дискутировали на тему того, насколько этично это явление, а еще — не мешал ли такой подход формированию здоровой привязанности между ребенком и значимым взрослым, который, по большому счету, отсутствовал. Информации о дальнейшей судьбе этих детей крайне мало, поэтому исследований на эту тему нет.
Известно, что «тренировочных младенцев» охотно усыновляли: считалось, что девушки, которые оттачивали на них свои материнские навыки, способствовали развитию здоровых, жизнерадостных и беспроблемных детей — таких, которых сегодня принято называть «подарочными».
Интересное по теме
Хороший, плохой, удобный: почему нам пора перестать оценивать качество младенцев
Если посмотреть на оставшиеся с того времени фотографии, то действительно можно увидеть идиллическую картину: пухлые улыбчивые дети, наряженные во все кружевное и белое, напоминают младенцев из рекламы подгузников или детского питания. Дошедшие до нас воспоминания также говорят о том, что такой подход, скорее, шел конкретным детям на пользу. Одна из «матерей», у которой удалось взять небольшое интервью на эту тему, Барбара Хатчинсон, вспоминает, с каким трепетом она и ее однокурсницы заботились о мальчике по имени Томми: «Мы купали его, и он барахтался в воде, а затем доставали его из ванночки и брали на руки. У него были темные волосы, и он был совершенно очарователен».
Вскоре Томми усыновила приемная семья, а Барбаре и другим девушкам разрешили присутствовать при передаче ребенка новым родителям. «Конечно, мы все плакали, — рассказывает она. — Но мы были за него счастливы, ведь он отправлялся в новую счастливую жизнь». По признанию Хатчинсон, этот опыт во многом помог ей быть более уверенной и спокойной матерью, когда у нее появились свои дети.
Барбара Хинсли — женщина, которая до трех лет росла в одном из колледжей под присмотром вечно сменяющихся «матерей», — вспоминала об этом времени как об очень счастливом. Мать Барбары умерла в 1936 году во время родов, и отец, на попечении которого уже было восемь детей, не мог заботиться еще и о новорожденной девочке.
При этом расставаться с ней насовсем он тоже не хотел, поэтому обратился за советом к знакомой — профессорке Техасского колледжа, где совсем недавно открылось отделение домашнего хозяйства — то самое, где женщин готовили к материнству и не только. Так Барбара, которая никогда не знала своей матери, обрела сразу несколько десятков заботливых и любящих «матерей». Девочка попала в колледж в возрасте двух недель, а в три года ее забрали к себе родственники. Под присмотром молодых и крайне заинтересованных в ее развитии девушек она научилась ходить, говорить, пользоваться столовыми приборами и одеваться. Все это время отец оставался рядом: иногда он приходил в колледж, чтобы побыть с ней рядом, а когда Барбаре исполнилось 13, смог забрать ее в родную семью.
Программа теоретического и практического материнства существовала в американских учебных заведениях с 1919 года до начала 60-х. Известно о 119 младенцах, которые стали для юных неопытных девушек настоящими живыми пособиями.