Вербальная агрессия — это способ общения, при котором другой человек подвергается атаке с помощью слов и эмоционального давления. Мы уже писали о том, что вербальная агрессия со стороны родителей может негативно повлиять на развитие ребенка и его психическое здоровье во взрослом возрасте. А в этой статье, которая выходит в рамках цикла текстов о том, почему мы кричим на детей, собрано еще немного знаний о вербальной агрессии в родительстве, которые помогут сформировать более полное представление об этом феномене.
Данных о том, насколько распространена вербальная агрессия со стороны родителей, не так много, и они весьма противоречивы. Например, в ходе исследования, которое проводилось в университете Нью-Гэмпшира, 63 % родителей рассказали хотя бы об одном случае своей вербальной агрессии по отношению к детям. Тем временем исследование американской Службы по защите детей показало, что только шесть процентов родителей подвергают своих детей плохому обращение в эмоциональном плане (в это понятие входит и вербальное насилие).
По мнению исследователей, дело может быть в том, что проявления вербальной агрессии со стороны родителей, в отличие от физического насилия, весьма сложно зафиксировать и обнаружить, потому что они не оставляют видимых следов.
Психологи выделяют два вида агрессии, которые можно встретить в родительстве: импульсивную и инструментальную.
Импульсивная (она же аффективная) агрессия характеризуется сильными эмоциональными переживаниями, происходит спонтанно и зачастую неожиданно для самого человека, который ее совершает. Она является проявлением быстрого физиологического ответа на опасность или эмоциональное перенапряжение, во время которого родитель временно теряет способность к самоконтролю. Это состояние еще называют реакцией «бей или беги».
В общении с детьми такой агрессии можно избежать, если научиться замечать свои негативные эмоции до того, как они достигнут предела: вовремя выражать их безопасным способом и в целом стремиться использовать ненасильственные формы общения, которым тоже можно научиться.
В случае инструментальной агрессии повышение голоса, критика и попытки пристыдить будут использоваться намеренно, чтобы достичь какой-то другой цели, — например, приучить к дисциплине или заставить сделать что-то, чего ребенок делать не хочет.
Чтобы справиться с этим видом агрессии, возможно родителю потребуется разобраться, насколько оправданы его ожидания. Родителю следует разобраться с тем, что свойственно для возраста и стадии развития ребенка, и, скорее всего, обнаружить, что своим поведением ребенок не пытается специально разозлить родителя. Возможно, также имеет смысл пересмотреть свои взгляды на родительскую роль и цели воспитания. Такая работа предполагает способность родителя усомниться в адекватности своих воспитательных практик и отправиться на поиски альтернативных подходов к воспитанию детей.
Родительство — это очень сложное времяпрепровождение, и оно требует от людей огромных эмоциональных, психологических и физических ресурсов. Иногда родители могут не справляться с собственными переживаниями и кричать или говорить обидные слова своим детям, но над этим можно и нужно работать. Однако, если такое поведение становится нормой, родитель на постоянной основе прибегает к вербальной агрессии и испытывает непреодолимое и очень сильное чувства гнева на ребенка, это может быть поводом обратиться за внешней помощью со стороны других взрослых.