Первым делом самолеты: жизнь и полеты удивительной Амелии Эрхарт

Биография пионерки авиации и феминистки.

Коллаж с фото: Rawpixel.com | Everett Collection | Shutterstock | Fotodom

17 декабря 1903 года братья Уилбер и Орвилл Райт впервые выполнили успешный управляемый полет самолета с двигателем. Эксперимент длился всего несколько секунд, но именно с него началась практическая история авиации. Уже через несколько десятилетий самолет перестал быть инженерной редкостью и стал средством для дальних перелетов и рекордов.

Наша сегодняшняя героиня была выдающейся женщиной. За свою недолгую жизнь она поставила множество рекордов, написала несколько книг, а затем исчезла во время беспрецедентного для того времени кругосветного перелета. Исследователи до сих пор ищут место гибели Амелии Эрхарт, ну, а мы хотели бы поговорить о ее жизни.

Девочка, которая не впечатлилась самолетом

24 июля 1897 года в семье Эдвина и Эми Эрхартов родилась дочь, которую назвали в честь двух ее бабушек — Амелия Мэри. Через два с половиной года на свет появилась ее сестра Грейс Мюриэль.

Эдвин Эрхарт был небогатым адвокатом, поэтому ему часто приходилось переезжать в поисках работы. Эми не хотела мотаться по стране с двумя маленькими детьми и жила в отчем доме. Там же Амелия и Грейс получали начальное образование, которое было домашним.

Мама девочек не придерживалась принятых тогда стилей воспитания — она считала, что из дочерей не обязательно лепить «милых барышень». В результате сестры Эрхарт много занимались спортом, лазили по деревьям, охотились с «мелкашкой» на крыс, и никто им этого не запрещал. Наоборот, родня радостно поддерживала их в любом увлечении, даже если оно грозило обернуться синяками и ссадинами.

Амелию описывали как «сорванца» и «заводилу», но не стоит думать, что она отвергала все женское. Принарядиться девочка тоже любила, и даже была не прочь поиграть в чаепитие, но вот что ее действительно бесило — так это скука и рутина. Душа маленькой Амелии жаждала приключений.

В 1909 году семья Эрхартов, наконец, настолько улучшила свое материальное положение, что смогла воссоединиться, купить дом и нанять двух слуг в городе Де Мойне. Там же девочки пошли в школу. Амелию приняли в седьмой класс, и она почти сразу же выбилась в отличницы.

Примерно в это же время она впервые увидела самолет, который ее вообще не впечатлил. Отец повел дочерей на городской праздник и решил показать им биплан. Позже Амелия описывала его так: «Нечто металлическое, обмотанное проволокой, совершенно неинтересное».

Некоторое время казалось, что все наладилось: пусть Эрхарты и не были богачами, но считались вполне достойной семьей из среднего класса. Однако вскоре Эдвин начал пить — и сильно. Из-за запоев он лишался премий и получал выговоры, а в 1914 году проблемного адвоката просто уволили. В этом же году умерла состоятельная бабушка Амелии и Грейс: она оставила дочери и внучкам внушительное наследство, но поместила его в трастовый фонд, поскольку опасалась, что непутевый зять все пропьет.

В 1915 году Эми надоело терпеть запои и безработицу мужа, поэтому она забрала детей и переехала к родственникам в Чикаго. Там девочки и окончили школу.

Интересное по теме
Мизандрия: как женщины ненавидят мужчин

Девушка, которая хотела быть медиком (и летать)

Амелия на деньги из наследства бабушки поступила в колледж Ogontz School в Пенсильвании, однако обучение там она так и не закончила.

В 1917 году Амелия поехала навестить сестру в Торонто на рождественских каникулах (как туда занесло Грейс, история умалчивает). В городе было очень много раненых солдат, которые вернулись с полей Первой мировой войны. Их страдания так впечатлили юную Амелию, что она тут же решила связать свою жизнь с медициной — девушка поступила на ускоренные курсы медсестер и нашла работу в военном госпитале. Это обернулось тем, что в 1918 году Амелия заразилась «испанкой» и от этого только окрепла в своем решении стать врачом.

Ogontz School ей, конечно, пришлось бросить. Но в 1919 году наша героиня поступила в Колумбийский университет, чтобы изучать там медицину.

В Торонто Амелия заразилась не только гриппом, но и любовью к самолетам. С друзьями она сходила на авиашоу, и на сей раз бипланы не показались ей скучными. Крылатые машины и мастерство летчиков просто заворожили девушку.

Фото: Everett Collection | Shutterstock | Fotodom

Но восхищаться — это одно, а летать самой — совсем другое. В 1920 году Амелия Эрхарт оставила учебу в университете, чтобы переехать к воссоединившимся в Калифорнии родителям. Отец снова повел ее на выставку авиатехники, а еще через три дня девушка заплатила за короткую прогулку на самолете в качестве пассажирки.

Этот день стал поворотным в жизни Амелии — именно тогда и там она решила, что будет летать сама. Если быть просто пассажиркой так здорово, то каковы же будут ощущения от управлением самолетом? Нашей героине не терпелось об этом узнать.

Амелия нашла летчицу, согласившуюся ее обучать — ее звали Анита Снук. Она была одной из немногих женщин-пилотов в США. Авиация тогда только начинала развиваться, так что формального запрета на профессию для женщин не было, но негласно считалось, что самолеты — это для мужчин.

Анита и Амелия этого убеждения не разделяли. Инструктор сразу поняла, что ее ученица — прирожденная летчица, склонная, однако, к авантюризму и не ведающая чувства страха.

Интересное по теме
История Евгении Конради — известной матери-феминистки 19 века

Девушка, которая купила «Канарейку»

Снук запросила за уроки баснословные деньги — 500 долларов за 12 часов. Свободных средств у Амелии не было вовсе, но она согласилась на эти условия и аккуратно оплачивала уроки. Как ей это удавалось? О, юная мисс Эрхарт просто не брезговала никакой работой: она была стенографисткой, репетитором, играла на банджо в мюзик-холле, водила грузовик, работала автомеханником, подвизалась фотографом в газете и стенографисткой в телефонной компании. Каждый цент девушка берегла ради того, чтобы подняться в небо.

Полученное в 1921 году от родственников наследство позволило Амелии приобрести собственный самолет — биплан «Киннер Эйрстер». Он был ярко-желтым, за это хозяйка любовно нарекла его «Канарейкой». На сдачу Амелия купила летную кожаную куртку.

Фото: Everett Collection | Shutterstock | Fotodom

Покупку Анита Снук не одобрила — мы сейчас о биплане, а не о кожанке. «Киннер Эйрстер» был опытным образцом самолета, существовавшим в единственном экземпляре. Да и для новичков он не очень подходил, поскольку был тяжел в управлении. Одна ошибка — и ты труп в груде желтеньких обломков. Но Амелия была от своего приобретения в полном восторге и упрямо осваивала на «Канарейке» воздушную акробатику.

Кожаная куртка ей, кстати, тоже проблемная досталась: она едва гнулась. Чтобы разносить обновку, Амелия мазала ее машинным маслом и даже спала в ней. Как уже было сказано выше, несмотря на свои передовые взгляды мисс Эрхарт была не прочь приодеться.

22 октября 1922 года в новенькой куртке и на новом самолете Амелия поставила свой первый мировой рекорд — поднялась выше, чем другие летчицы, аж на высоту 14 тысяч футов (примерно 4 200 метров). Вскоре она стала признанной звездой «воздушных родео» в Калифорнии, что принесло ей кое-какие деньги и хоть местечковую, но славу. Еще бы: высокая, худющая, привлекательная девушка-пилот вытворяла в воздухе такое, что толпа только ахала!

Но беззаботные деньки продлились недолго. В 1924 году отец Амелии снова запил, опять лишился работы и Эми Эрхарт решила подать на развод. Мать и дочь собирались переехать в Бостон, а для этого нужна была машина и деньги. Амелии пришлось продать свою верную «Канарейку».

Покупатель, отставной военный летчик, решил улететь на своем приобретении вместе с другом, но, не набрав высоту и в сотню метров, не справился с управлением. «Канарейка» сделала то, что когда-то предсказывала Анита Снук — разбилась, убив пилота и пассажира. Казалось, что мечты Амелии о небе так же разбились о жестокую реальность.

Интересное по теме
«А если что-то случится, кто вас спасет, феминистки?»: немного о защите и защитниках

Женщина, которую везли как мешок картошки

В Бостоне Амелия устроилась учительницей английского языка для детей иммигрантов. Большую часть вырученных денег она тратила на аэродроме и мечтала когда-нибудь снова подняться в небо на собственном самолете.

Удача улыбнулась ей совершенно неожиданно в 1928 году. После перелета Чарльза Линдберга через Атлантический океан богатая американка Эми Гест загорелась идеей стать первой женщиной, преодолевшей этот маршрут по воздуху. Она уже вела приготовления, когда о будущем полете узнала ее родня. Вся семья наотрез отказалась отпускать Эми в опасное путешествие.

Гест покорилась, но, поскольку средства были уже направлены и приготовления сделаны, она захотела найти на свое место замену. Ей нужна была хорошая летчица с приятными чертами лица и отличными манерами.

В подготовке полета активно участвовал Джордж Путнэм — издатель, который надеялся выпустить об этом путешествии книгу. Через знакомых летчиков он узнал об Амелии Эрхарт и пригласил ее принять участие в намечающейся авантюре.

Перспектива казалась Амелии заманчивой ровно до того момента, когда Путнэм признался, что управлять самолетом девушка не будет, потому что за нее это сделает команда из двух опытных пилотов. Амелия была гордой птицей и собиралась отказаться, но Джордж ее убедил, что за эту экспедицию она получит немалые деньги, на которые, возможно, она сумеет приобрести собственный самолет.

Фото: Everett Collection | Shutterstock | Fotodom

17 июня 1928 года трехмоторный «Фоккер», переоборудованный с колес на поплавки, вылетел с с Ньюфаундленда, а через 20 часов и 40 минут приводнился в Барри-Порте (Уэльс). Амелия все это время провела в качестве пассажирки, не притрагиваясь к управлению. Когда журналисты в Лондоне с восторгом спрашивали ее о полете, Эрхарт отвечала, что ее везли, как мешок картошки, и пыталась переключить внимание на тех, кто реально управлял самолетом — Уилмера Штульца и Льюиса Гордона. Но восторг прессы было не унять — первая женщина пересекла Атлантику по воздуху! Ура!

Полученной известностью Амелия воспользовалась с умом. Она написала книгу «Двадцать часов сорок минут», посвятив ее жене Джорджа Путнэма, дала сотни интервью, сотрудничала с прессой, выпуская собственные колонки в популярных журналах. Со всеми издательско-журналистскими делами ей помог Джордж Путнэм.

А с развитием летной карьеры она помогала себе сама: участвовала в гонках, устанавливала рекорды скорости, осваивала новые летательные аппараты — в частности, тяжелые многомоторные самолеты и автожир. В 1929 году Амелия Эрхарт стала одной из соучредительниц международной организации женщин-пилотов — по количеству первоначальных участниц ее назвали «Девяносто девять». Кстати, организация до сих пор жива и в ней состоят тысячи летчиц.

Женщина, которая вышла замуж и ставила рекорды

На самом деле, оба события с высокой долей вероятности могут быть связаны. Многие исследователи биографии Амелии Эрхарт считают, что именно муж подталкивал ее ко все более безрассудным свершениям в погоне за деньгами и славой. Другие полагают, что она вышла замуж по расчету, чтобы получить трамплин для новых свершений. Как бы оно ни было, и замужество и рекорды у этой женщины получились выдающимися.

В общем-то, связывать себя с кем-то узами брака Амелия не хотела. Вообще не хотела. Она с детства решила, насмотревшись на родительскую семью, что зависеть от мужчины — это риск. Вот доверишься ты ему, оставишь собственные амбиции ради его карьеры, будешь с ним в горе и радости, а он возьмет — и сопьется. Или наследство просадит. Или вообще умрет. Нет, Амелии это все даром было не надо.

Джордж Путнэм, ставший пресс-агентом Амелии еще в 1928 году, знал об этих убеждениях, но не на шутку увлекся своей «подопечной». Довольно быстро у пары завязался роман на почве общих интересов и проектов.

Как мы помним, Путнэм был женат, а первую свою книгу Амелия посвятила его жене — Дороти. Женщины находились в приятельских отношениях, часто виделись и даже вместе ходили по магазинам. Но Амелия не была стереотипной «подружкой-разлучницей», как может показаться со стороны. На момент первого полета Эрхарт через Атлантику, Дороти уже совершенно охладела к Джорджу. У нее был в разгаре роман на стороне с перспективой замужества, и чувства супруга к остроумной симпатичной летчице значили для Дороти только одно: беспроблемный дружеский развод! Она даже прямо советовала мужу после расторжения брака просить руки Амелии, и Путнэм этому совету внял.

В 1929 году Джордж Путнэм снова стал холостяком и впервые сделал предложение Амелии Эрхарт. Она отказала. До 1931 года издатель предпринял еще пять попыток окольцевать строптивую летчицу, и, наконец, она согласилась. Но не просто так! Сказав свое «да», Амелия не могла не сказать «но»: перед свадьбой она прислала Джорджу письмо, в котором рассказывала о своем видении их брака.

«Я хочу, чтобы вы поняли, что я не буду принуждать вас к соблюдению какого-либо средневекового кодекса верности по отношению ко мне, и не буду считать себя связанной с вами подобным образом… Возможно, мне придется найти какое-нибудь место, где я могу побыть наедине с собой, потому что я не могу гарантировать, что смогу находится в клетке, даже если она золотая», — писала Амелия.

Кроме того, Эрхарт настояла на том, чтобы развестись через год, если вместе они не будут счастливы. Также она особо оговаривала, что муж не будет покушаться на ее манеру одеваться, не станет мешать ее карьере и будет вносить равный вклад в семейные дела. То есть, никаких: «муж работает, жена — красивая и на хозяйстве». Еще в 1931 году Амелия Эрхарт искренне считала, что в браке все работают, все красивые и все на хозяйстве. По тем временам это было ну очень скандально и либерально! Путнэм на все согласился (отметим в скобках, что он был богатым человеком, поэтому как минимум уборка и мытье посуды ему не грозили).

7 февраля 1931 года Джордж и Амелия поженились, устроив скромную семейную свадьбу, на которую не пригласили ни одного репортера. И уже через два дня вернулись к работе, как ни в чем ни бывало. Судачили, что это был брак по расчету: кто же не хочет пышных торжеств и игнорирует медовый месяц? Но родные с обеих сторон считали, что в этом союзе, организованном на принципах равноправного партнерства, Амелия и Джордж были вполне счастливы. Косвенно этот факт подтверждает то, что через год развода так и не случилось. Даже если «молодые» не питали друг к другу заоблачной страсти, их многое объединяло: хобби, любимые книги, идеи, общие планы…

Дети Джорджа Путнэма от первого брака очень хорошо относились к своей мачехе — один из них даже пошел по ее стопам и стал пилотом. Общение с Дороти Амелия не прекращала — им было нечего делить. В общем, если расчет и был, то он оказался довольно удачным.

Чуть больше, чем через год после свадьбы Амелия Эрхарт совершила одиночный перелет через Атлантику. 20 мая 1932 года она вылетела на самолете «Локхид-Вега» из Ньюфаундленда, намереваясь добраться до Франции. За 15 часов полета произошло многое: попадание в сильный шторм, обмерзание самолета, вход в штопор, подтекание топлива… На «Веге» еще и радиосвязи не было, так что сообщить о своих многочисленных проблемах летчица не могла. Осознав, что ее самолет никак не дотянет до Франции, Амелия приземлилась на первом пригодном участке земли — это оказалось пастбище в Северной Ирландии.

Фото: Rawpixel.com | Shutterstock | Fotodom

Это был всего лишь второй успешный одиночный перелет через Атлантику в истории — после Чарльза Линдберга десятки летчиков пытались повторить его достижение, но терпели крах, а многие еще и погибали. И вот женщина, которую когда-то везли этим же маршрутом «как мешок картошки», совершает невозможное: одна пересекает океан на перегруженном и очень строгом в управлении самолете.

Почести Амелии достались невероятные: ее приставили ко множеству государственных наград, как на родине, так и в Европе. Ее имя было у всех на слуху, а компании бились за право получить рекламу от Эрхарт. Это означало больше денег, но и больше перелетов.

И вот тут современные исследователи биографии Амелии видят руку Джорджа Путнэма: мол, он подталкивал жену ставить рекорды и участвовать в гонках, так как семье нужны были деньги. Но давайте не забывать, что на дворе тогда стояла Великая Депрессия — у всех финансы пели романсы, и все хотели как-то подзаработать. Путнэм издавал и продюсировал книги жены, но летать и бить рекорды ей хотелось и до встречи с ним. Она была не тем человеком, которого можно было заставить что-то сделать, скорее, человеком, которого чертовски трудно от принятого решения отговорить.

С 1931 по 1935 годы Амелия Эрхарт поставила несколько рекордов в области трансконтинентальных полетов. Стала первой женщиной, принявшей участие в трансамериканской гонке на приз Бендикса в 1933 году — не победила только из-за критической поломки самолета, но все равно пришла третьей.

В 1935 году она добилась специального разрешения на крайне опасный и считавшийся невозможным перелет: над Тихим океаном от Гавайских островов до Окленда. Многие пытались преодолеть этот маршрут в одиночку и погибли, так что в итоге даже попытки это сделать запретили. Но для Амелии Эрхарт сделали исключение — и она справилась.

В середине 30-х ее имя было у всех на слуху. Амелия Эрхарт дружила с семьей президента Рузвельта, возглавляла практические исследования по аэронавтике в университете Пердью, руководила летной школой. У нее брали интервью журналы, она написала уже несколько книг, в которых пропагандировала не только любовь к полетам, но и феминизм.

Амелия Эрхарт наотрез отказалась именоваться «миссис Путнэм», а журналистам говорила: «Я признаю, что у меня нет никаких причин просить, чтобы СМИ использовали мою девичью фамилию. И все же по многим причинам мне удобнее быть просто Амелией Эрхарт. В конце концов, я считаю, что летчицам должны быть предоставлены те же привилегии, что и писательницам или актрисам».

Она твердила, что женщины ни в чем не уступают мужчинам и могут не меньше, чем «сильный пол». Шутила, что видела девушек, которым стоило бы заниматься механикой, вместо того, чтобы шить, и молодых людей, которым следовало бы готовить, а не идти в инженеры. И люди ей верили, глядя на ее достижения.

Женщина, которая хотела облететь вокруг света

К 1937 году ситуация в авиации начала меняться — век рекордов кончался. Это признавала в интервью и сама Амелия, которая утверждала: «Главным человеком в авиации уже теперь является не лихой пилот-сорвиголова, а хорошо подготовленный авиационный инженер». Сама она собиралась заняться проектированием самолетов, видела себя, возможно, летчицей-испытательницей. Но отдать последнюю дань эпохе авиарекордов нашей героине уж очень хотелось!

План был амбициозный: кругосветное путешествие по самому протяженному маршруту, который будет пролегать максимально близко к экватору. Лететь Амелия собиралась не одна, а с двумя штурманами. Остановки в пути для отдыха и дозаправки планировались. В качестве транспорта — новейший двухмоторный моноплан «Локхид-Электра» L-10E. Короче, любому летчику тех времен было ясно — предприятие Эрхарт затеяла опасное.

Родные и близкие рассказывали, что она собиралась после своего последнего, величайшего полета пожить немного праздной жизнью, возможно, завести ребенка, отдохнуть, а потом дальше развивать авиацию, но уже в духе времени. Например, Амелия Эрхарт горела идеей пассажирского коммерческого авиасообщения между Европой и Америкой. Еще ей нравились проекты скоростных и стратосферных испытательных полетов — не терпелось поучаствовать. Но сначала она хотела поставить последний рекорд.

Позже Джордж Путнэм писал, что у него изначально было плохое предчувствие насчет всей затеи, и он даже уговаривал Амелию отказаться от своих планов или перенести полет на более поздний срок. И причины тревожится были.

Начнем с того, что первая попытка старта провалилась с треском: 17 марта 1937 года самолет с Эрхарт и ее штурманами попытался покинуть Гавайские острова, но под перегруженным летательным аппаратом подломились шасси. «Электра» пробороздила брюхом взлетно-посадочную полосу и получила серьезные повреждения. Из команды никто не пострадал, Амелия даже посмеялась над этим происшествием, но самолет пришлось отправить в ремонт.

Вторую попытку старта назначили на май. К этому моменту ветра сменились и первоначальный маршрут тоже пришлось поменять: планировалось лететь с востока на запад, а полетели с запада на восток. Из команды ушел один из штурманов — Гарри Мэннинг. С Амелией собирался путешествовать только Фред Нунан, который, по слухам, был человеком пьющим. Как бы то ни было, 20 мая 1937 года «Электра», принадлежащая Амелии Эрхарт отправилась в свое последнее путешествие.

И оно было удачным поначалу! Без происшествий в течение месяца с небольшим экипаж прошел 80 процентов маршрута. Во время каждой остановки Амелия отправляла мужу письма о том, как проходит полет. Конечно, случались происшествия, например, у самолета обнаружили неисправность в радиопеленгаторе во время остановки в Калькутте. Джордж Путнэм уговаривал Амелию прервать путешествие, но она, несмотря на усталость, отказывалась — лететь-то осталось всего-ничего!

2 июля 1937 года Амелия Эрхарт и Фред Нунан вылетели из Лаэ — это город в Новой Гвинее. Они должны были дозаправиться на острове Хауленд, а оттуда добраться до Гонолулу. Из Лаэ же Амелия отправила мужу письмо, в котором жаловалась: ей кажется, что у нее в запасе остался всего один удачный полет. Возможно, это было предчувствие, а, возможно, просто здравый смысл.

Дело в том, что Хауленд — это крошечный островок в Тихом океане: три километра длиной и 500 метров шириной. На нем даже взлетно-посадочной полосы раньше не было, ее построили только для кругосветного путешествия Эрхарт! Он плоский, едва видимый над водой даже в хорошую погоду, а в день отлета из Лаэ метеорологические условия были не вполне благоприятными.

У побережья острова находился сторожевой корабль береговой охраны «Итаска», который должен был служить радиомаяком и поддерживать с самолетом связь. Сообщения от Эрхарт он принимал исправно, но сама Амелия их ответов как будто не слышала и не могла запеленговать сигнал корабля. Проблемный радиопеленгатор, видимо, в очередной раз приказал долго жить. Фред Нунан воспользовался астрономической навигацией и выстроил линию, на которой должен был находиться остров, судя по уровню сигнала от самолета, «Электра» должна была вот-вот показаться над Хаулендом, но так и не показалась…

ВМС США организовали беспрецедентные поиски: авианосец, линкор, катера, 66 самолетов прочесывали 220 000 квадратных миль водной поверхности, но так и не нашли следов крушения и выживших. Джордж Путнэм обращался даже к экстрасенсам и медиумам. Радиолюбители сообщали о принятых сигналах с пропавшего борта, но все было бесполезно. Ни Амелии Эрхарт, ни ее самолета так и не нашли.

Через два года Амелию признали умершей. Люди много лет пытались строить теории о том, что с ней случилось. Самой популярной версией было крушение, но были и те, кто верил, что после аварии Амелия Эрхарт и Фред Нунан выжили, просто они попали в японский плен. До сих пор находится немало сторонников этой идеи.

В январе 2024 года исследователи из компании Deep Sea Vision заявили, что обнаружили обломки, которые могут принадлежать самолету знаменитой летчицы, но доказательств еще не получили. Чуть меньше, чем через год выяснилось — то, что приняли за самолет, оказалось скальной формацией похожей формы. Где погибла знаменитая «Электра» и ее рисковая хозяйка, неизвестно до сих пор.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез 10 послеродовых состояний, о которых не говорят (но знать о них важно каждой женщине)
Недавно у ученых появилась версия о том, почему, организм женщины вынашивает ребенка в среднем 39-40 недель. Сил и энергии организма просто на большее не хватит...