Но в этот раз мы решили кое-какую часть всей этой кухни вынести на публику — и собрали в одном тексте любимые материалы сотрудниц редакции «Нет, это нормально». Предлагаем вам ознакомиться с этим списком.
Я люблю все объяснительные тексты на НЭН. Будь то про наши ценности, правила поведения у нас на площадках, выбор слов (пользуясь случаем передаю привет всем тоддлерам и сиблингам) или про правописание погодков.
А еще я обожаю канал Лены Аверьяновой kinder küche media (произносится как киндер кхпхпх — прим. мое), куда она часто приносит заголовки из разных медиа, в которых авторы так отчаянно пытались избежать любых вообще феминитивов (даже общепринятых), что получались в итоге какие-то дико смешные монструозные конструкции.
А потом мои друзья и бывшие коллеги в издании, где мы всегда писали «астронавтка», написали «женщина-астронавт». Заголовок они поменяли и, судя по всему, написали так не специально, просто на общей волне истерии им тоже все феминитивы начинают казаться опасными.
А писать для вас, мои дорогие читатели и женщины-читатели, и правда опасно. Сразу прибегаете с вилами и на костер.
И я искренне не понимаю всю эту борьбу против феминитивов, я вот говорю в жизни «стоматологиня тебе передавала привет», «кинологиня мне посоветовала», «видела у блогерши» и никто никогда не смотрит на меня косо, но, может, потому что я просто люблю прикольные слова и употребляю их в речи.
(Вы прочитали краткую историю моей жизни, которая изначально планировалась как объяснение, почему текст «Пиши через „ка”“ — мой любимый в этом году).
Выбрать самый любимый текст года непросто, и я до сих пор не уверена, что это возможно. Я принципиально не стала отбирать свои собственные тексты (хотя нашла среди них несколько любимцев), поэтому получилось вот так.
Тема тела, веса и любви к себе — моя личная больная мозоль, а потому на тексты на эту тему я реагирую особо остро.
Мне кажется, до сих пор очень немногие умеют говорить о телесности достаточно гуманно, бережно и при этом дерзко и уверенно — а вот эта колонка как раз попадает в цель. Хочется, чтобы в новом году подобных текстов становилось больше — так победим.
Этот текст собрал комбо социальных проблем российских родителей — да еще и в такой изящной метафоричной форме. Мы часто пишем о проблемах и трудностях родительства, но важно понимать, что акушерское насилие и чайлдхейт — это лишь части огромной расстроенной дисфункциональной системы, которая требует основательных изменений — и они не произойдут без общественного запроса.
Хочется верить, что подобные тексты помогают людям перестать считать себя жертвами обстоятельств и смотреть на ситуацию более конструктивно.
Наверное, я себе польщу, но выберу свой текст о том, как забываются трудности первых лет материнства.
Помню, как ждала это самое «когда станет полегче», а полегче все не становилось. Бесконечный круг детского нытья, бессонных ночей и размазанных по столу каш, казалось, никогда не прервется. А потом — вжух — и все прошло и тут же забылось. Ладно, вру, не все (неистовую любовь дочери к облизыванию туалетных ершиков не стереть в моей памяти ничем).
Это понимание так неожиданно ко мне пришло, что я не смогла сдержаться и не написать об этом. Но не чтобы похвастаться или рассказать о секретной технике «как жить правильно», а чтобы поддержать тех, кто сейчас на самом дне материнства, из которого не видно выхода. Кажется, у меня получилось.
Моя работа — читать НЭН. Поэтому набралось уже довольно много текстов, которые можно назвать моими любимчиками. Но главный фаворит этого года — материал Кати Статкус «Последний островок свободы: почему я люблю детские площадки».
Здесь есть все, что я люблю: непопулярное мнение, критика капитализма, шуточка, страшная история и дед с саблями, антиутопичный прогноз, небольшой исторический экскурс (очень познавательно) и нежные воспоминания об утраченном. Что за чудо!
В общем, никогда раньше не слышала ничего хорошего о площадках от людей с детьми, но с тех пор как прочитала эту колонку, всегда смотрю с теплотой на все горки, качели, карусели, чего и вам желаю.
Сложно выбрать один текст, но для меня главным стал тот, в котором мы рассказывали про толпы студентов на родах.
Выбрала его, потому что ни разу не видела освещения этой темы другими медиа, и потому что получилось, на мой взгляд, и очень информативно про права роженицы, и с интересными историями от прошедших через это (нас).
У нас много классных, веселых, трогательных и действительно полезных текстов, но над одним материалом в этом году я плакала. Он буквально сбил меня с ног (статья вообще может сбить с ног?). Это личные истории сотрудников редакции о насилии, с которым им пришлось столкнуться в детстве.
Можно ли бить детей?
Читайте наш спецпроект о наказаниях
Мне очень запал в сердечко вот этот.
Очень отозвалось: моя мама всегда так заботится о нас с братом и переживает, как мы там, все ли у нас в порядке, не надо ли чем-то помочь. А ведь мы с ним уже давным-давно взрослые. И я эту мамину поддержку чувствую постоянно и, конечно, скучаю по маме, живя на другом континенте, и невероятно радуюсь, когда приезжаю домой.
Интересное по теме
Легче не будет: рассуждение матери о взрослении ребенка
Еще запомнились эти письмо и колонка.
У меня нет детей, но дети есть у моих друзей, и я всегда радуюсь, когда они мне что-то про них присылают или рассказывают. Это значит, близкий человек хочет поделиться с тобой тем, что вызвало у него эмоции, — это замечательно. В соцсетях люди тоже делятся эмоциями, и мне это нравится.
Я представляю, с каким настроением знакомые из моей ленты загружали ту или иную фотку своего ребенка, и мне тоже становится веселее. Было бы круто совсем изжить осуждение людей за публикацию контента о том, чем они живут, что для них важно.
Интересное по теме
Мы не тупые
Ну а про систему отзывается, потому что в системе мы все, и все мы противостоим ей — кто как может. Полезно напоминать людям, что они в первую очередь люди, а не строчки в реестре, что их — наши — переживания валидны, а эмоции, желания и потребности имеют полнейшее право на существование и уважение.
А ну и, естественно, этот! Потому что красиво смотрится в моем годовом отчете Госдепу.
Мне нравится текст Иры Зезюлиной о помощи бабушек, которая ни фига не помощь. Я с этим регулярно сталкиваюсь, но только не от бабушки, а от прабабушки.
«Отправь ко мне ребенка, хоть отдохнешь!» — я ведусь, отправляю, напоминаю об аллергиях и о том, что ребенку надо ложиться спать с сухой головой… А получаю деточку всю в коросте из-за съеденных апельсинов с медом, и с соплями до колен.
И на все мои претензии один ответ: я жизнь прожила, я знаю лучше! Так что да, текст Иры очень отзывается в сердце!
Вот этот люблю! Такой формат очень возвышает и слова пробирают до мурашек!
Интересное по теме
Я мама, и у меня есть мечта. Колонка-манифест по мотивам великой речи Мартина Лютера Кинга
Конечно, я отношусь к нашим текстам, как многодетная мать — к своим детям: я не могу сказать, что люблю кого-то из них больше, чем другого. Я горжусь каждым из сотен материалов, которые у нас вышли в этом году. Многие из них я с удовольствием перечитываю и рекомендую подписчикам канала НЭН в Телеграме.
Мне нравится, что мы продолжаем поднимать сложные и часто табуированные темы. Мне приятно получить на них ваши отклики и слова поддержки. И я продолжаю думать, что все, что мы делаем — не зря.
Поэтому, конечно, главного текста года я не назову. Но скажу, что в 2021-м мы в редакции реализовали два проекта, которыми я особенно горжусь — это подкаст «Родили и не поняли», а также большой спец про насилие в семье #ХватитБитьДетей.
Оба они полностью реализованы с помощью внутренних ресурсов редакции — мы делали их в свои выходные, во внеурочное время, в перерывах на обед. Эти проекты были бы невозможны без усилий Тамары Высоцкой, которая спродюсировала их и помогла дать им жизнь.
В этом году мы узнали, что можем делать и такие вещи. И я очень благодарна своей команде за то, что им не все равно. За то, что они такие крутые, сильные и по-настоящему профессиональные люди. Люблю всех!
С Новым годом!
Понравился материал?