Белок из мучных червей, холодный душ и многоразовое масло — вот лишь несколько способов борьбы молодежи с культурой потребления.
 
                    Молодежь сегодня не боится обсуждать экономию и даже гордится своим отношениям к тратам, пусть методы порой и выглядят экстравагантно. В Китае группа с более чем 240 000 участников под названием «Ассоциация бережливых мужчин» (Thrifty Men’s Association) делится неожиданными лайфхаками по экономной жизни. Они учат друг друга принимать холодный душ, спать на полу и готовить суп из костей.
Группа стала популярной после того как в ней появился совет есть хлебных червей как дешевый источник качественного белка. Участники утверждают, что на вкус черви напоминают «молочный миндаль».
Молодые люди называют себя «звездами бережливости» (Thrifty Stars) и считают свой экономный стиль жизни формой сопротивления культуре потребления.
Но речь не идет о просто молодежном бунте. Такие экстремальные меры в том числе — отражение реальных экономических трудностей молодежи и ее желания адаптироваться к сложной финансовой среде.
Издание South China Morning Post рассказывает о нескольких необычных способах сэкономить, придуманных молодыми китайцами: заморозить взбитое яйцо в кубиках льда и разделить на несколько приемов пищи, варить кожу и кости курицы для приготовления супа, повторно использовать масло, спать на прохладном полу в жару, чтобы не включать кондиционер, снимать квартиру на нижнем этаже подогреваемого дома, чтобы меньше платить за отопление.
По данным издания Malay Mail, растущая безработица среди молодежи (она составляет до 21% среди людей в возрасте 16-24 лет) стимулирует так называемую «реванш-экономию» или «экономию для компенсации»(revenge saving) — когда молодые люди экономят агрессивно, потому что не уверены в завтрашнем дне.
 
    Если сравнить поколения, становится видно, что люди, рожденные примерно после 1995 года, планируют свои финансы иначе, чем поколение их родителей, для которых более привычной была идея стабильности через накопления и собственность (дом, машина). Молодые китайцы меньше стремятся к тому, чтобы купить свое жилье к 30, и больше — к гибкости, свободе от долгосрочных финансовых обязательств.
Если раньше задачей родителей было обеспечить ребенка, накопить и дать ему надежность и уверенность в завтрашнем дне, то у сегодняшних молодых людей совсем другой жизненный контекст: конкуренция выше, зарплаты растут медленнее, ожидания изменились.
В отличие от миллениалов, исповедовавших философию «жизни на полную катушку», поколение Z в Китае погружается в экзистенциальную тревожность.
В последние годы среди них распространились выражения вроде «tang ping»(«лежать плашмя»), обозначающее отказ от гонки за успехом, и «involution» — «инволюция», то есть ощущение бессмысленной борьбы в бесконечной крысиной гонке.
Эти модные слова стали продолжением так называемой «sang-культуры» — молодежной субкультуры в Китае, прославляющей пораженчество, пессимизм, апатию и ироническое самоуничижение. Слово «sang» означает «погибать», «гибель», «уныние». Для ее последователей характерен отказ вести активную жизнь в привычном смысле, заниженные ожидания от себя и от мира, а также использование мрачного юмора как способ самовыражения.
Издание China Daily пишет, что почти 47% молодых китайских потребителей охотно отслеживают серьезные скидки и считают себя «умными покупателями», не потому что вынуждены, а потому что принимают осознанное решение жить именно так. Экономия для них не позор и не вынужденная мера.
И пусть их лайфхаки не всегда идеальны с точки зрения здоровья, ведь есть хлебных червей все же может оказаться не лучшим решением, но молодые люди гордятся своим выбором. Они охотно рассказывают о своих идеях публично, используя теги #loudbudgeting, #underconsumptioncore. В социальных сетях такие посты набирают миллионы просмотров и сотни комментариев.
Экстремальные, на первый взгляд, привычки молодежи — лишь один из признаков более глубоких изменений. Способность принимать нестандартные решения и адаптироваться к новым реалиям становятся сегодня не менее важными качествами, чем умение зарабатывать.