Дети быстро осваивают камеру смартфона и начинают экспериментировать с фотографией. Иногда веселая игра перерастает в нечто большее — и вот ребенок уже не просто щелкает затвором, а пробует выразить свою идею через кадр, погружаясь в осмысленный творческий процесс.
Детское увлечение фотографией — не такая уж редкость, считают в Русском географическом обществе. На фотоконкурс «Самая красивая страна глазами детей» ребята ежегодно присылают несколько тысяч работ.
Увлечение фотографией позволит ребенку, начиная с раннего школьного возраста, развить неочевидные навыки. О них рассказывают фотографы, члены жюри и экспертной комиссии «Самой красивой страны» Сергей Семенов, Антон Уницын и Георгий Полицарнов.
Наверняка вы не раз слышали, а может, и произносили сами, обращаясь к ребенку: «Посмотри, как красиво! Небо отражается в воде, а листья лежат ярким ковром!» Ребенок смотрит, кивает — и продолжает заниматься своими делами.
Дело не в том, что дети не видят красоту, просто они еще не научились осознанно замечать ее. Увлечение фотографией может стать инструментом прокачки наблюдательности. Когда у ребенка в руках камера, он начинает искать, где свет падает особенно интересно, замечать, что вечером и утром одно и то же дерево выглядит по-разному, что закатное солнце дает теплый свет, а дневное — резкие тени. Ребенок начинает размышлять, как снять фотографию, которая передаст настроение момента. Со временем это влияет не только на качество его кадров, но и на то, как он воспринимает окружающий мир.
«Фотография позволяет видеть больше и чувствовать глубже, — объясняет Георгий Полицарнов. — Интересно наблюдать, как дети открывают для себя красоту в самых обычных вещах. Они видят „красивый“ луч на стене, „красивого“ кота на улице — сюжетов могут быть сотни».
Фотография — это не про «нажал на кнопку и готово», а про «подгадать, выждать, еще немного подождать и только потом нажать на кнопку».
«Съемка требует выдержки. Например, если снимаешь животных, ты не просто ловишь момент, а изучаешь поведение животного или предугадываешь, где оно может появиться, ждешь. Это учит ребенка быть терпеливым, наблюдательным, стратегически мыслить», — говорит Сергей Семенов.
И это касается не только съемки животных. Если ребенок снимает городской пейзаж, он начинает подмечать, как изменяется свет в разное время суток, как люди взаимодействуют с пространством, как неожиданно появившийся в кадре голубь прекрасно вписывается в композицию.
Если хотите замедлить ребенка, попросите его снять идеальный кадр дождевых капель или дождаться момента, когда на пустой улице появится одинокий прохожий.
Если ребенок увлекается фотографией, рано или поздно он столкнется с тем, что автонастройки камеры не всегда дают желаемый результат. Он станет изучать, что такое диафрагма, выдержка, ISO и прочее, чтобы снимать в ручном режиме.
«Это воспитывает в ребенке навыки освоения сложных технических систем, инструкций», — считает Антон Уницын. Кроме того, ребенок постепенно осваивает обработку кадров, отбор фотографий для печати и для загрузки в интернет. Он учится сортировать снимки, работать с разными форматами и программами.
Если ребенок увлекается съемкой автомобилей, скорее всего, он со временем станет разбираться в их моделях. Если любит птиц — изучит их повадки и ареал обитания. Если фотографирует ночное небо — заинтересуется астрономией.
Фотография даже может подтолкнуть ребенка к изучению иностранных языков.
«Меня фотография привела в путешествия. А путешествия заставили меня выучить языки. Когда у друзей не было мотивации учить английский, у меня она была: я хотел понимать мир», — делится Сергей Семенов.
Кажется, что фотография — это одинокое занятие: есть камера, есть объект съемки, и все зависит только от фотографа. Но это не так. Даже если ребенок снимает пейзажи или улицы, он неизбежно сталкивается с ситуациями, когда нужно общаться, договариваться, объяснять свою идею.
«Для съемки нужно взаимодействовать с моделями, договариваться о локациях, искать общий язык с людьми. Это делает ребенка более открытым, учит общаться и формулировать свои мысли», — говорит Сергей Семенов.
В фотографии, как и в любом творчестве, прогресс заметен не сразу. Чтобы получить действительно хороший кадр, нужно пробовать снова и снова, экспериментировать, анализировать ошибки и учиться на них.
Это развивает настойчивость и учит ребенка ставить себе конкретные цели: сделать более выразительный портрет, поймать идеальный свет или передать эмоцию в кадре.