Что делать, если ребенка обижают? Научить его давать сдачи или нет? С одной стороны, кажется, что ребенку важно иметь навык дать отпор в критической ситуации, особенно когда взрослого нет рядом. С другой — это не помогает ребенку учиться решать конфликты и находить общий язык с окружающими, а приучает к решению проблем силой.
Применение силы — короткий путь для получения желаемого, и ребенку тяжело оценить, можно ли пользоваться им в конкретной ситуации. Учить ребенка давать сдачи — часть насильственного подхода в воспитании.
Многих из нас воспитывали сурово, поэтому некоторые насильственные воспитательные приемы могут казаться нормальными или оправданными. Но сейчас на смену насилию в воспитании приходит гуманистический подход. Он строится на идее о том, что любой ребенок — это прежде всего личность со своими интересами и особенностями, и его нужно уважать.
При таком подходе взрослый строит доверительные отношения с ребенком, в которых тот может открыться и довериться взрослому, не боясь быть наказанным или отверженным. По данным Юнеско, стресс, насилие и отсутствие ощущения безопасности не дают ребенку учиться и развиваться.
Существует теория о том, что ребенка нужно закалять и готовить к жизненным трудностям, чтобы не вырастить «неженку». Но это не так, и жесткий социальный опыт травмирует ребенка, а не делает сильнее. Ребенок может научиться справляться с трудностями, если ему будут помогать взрослые — открыто обсуждать проблемы, разрешать конфликты, выражать и проговаривать эмоции, устанавливать правила. Имея опыт такого общения дома, внутри семьи, ребенок использует эти правила и навыки и в общении с другими — в школе, на детской площадке или в секции.
Конечно, у гуманистического подхода есть не только плюсы, но и минусы. Этот взгляд на воспитание предполагает сильную вовлеченность родителя:
+ | − |
---|---|
Ребенок меньше подвержен стрессу, когда знает, что его или ее примут дома с любыми проблемами и вопросами. В критический момент ребенок с большей вероятностью обратится к родителям, потому что знает, что его примут с любыми проблемами и вопросами | Нужно подходить к воспитанию системно: быть последовательным, много разговаривать с ребенком о происходящем, проговаривать проблемы и эмоции, повторять правила. Это требует времени и сил |
В отношениях с родителями ребенок учится договариваться, обсуждать эмоции и разногласия, искать компромисс, уважать чужие и защищать свои границы. Это развивает эмоциональный интеллект, помогает ребенку находить общий язык с людьми и самостоятельно решать конфликты вне дома | Результат редко виден сразу. Изменения закрепляются постепенно |
Ребенок не боится пробовать новое и ошибаться, не боясь быть наказанным за неудачи | Многих из нас воспитывали, и даже если мы ставим под сомнение воспитательные практики наших родителей, бывает очень сложно от них отступиться — они кажутся нормальными и привычными |
Ребенок меньше подвержен стрессу, поэтому у него больше сил на учебу и освоение новых навыков | Родители могут сталкиваться с непониманием и давлением со стороны окружающих, например, бабушек и дедушек в семье, учителей или других родителей: «вы его балуете», «он вами манипулирует», «надо с ними построже», «нельзя оставлять его поведение безнаказанным». Такие комментарии бывает сложно выдерживать, и не всегда удается конструктивно их обсудить |
Взрослые выбирают насильственный подход, потому что думают, что это поможет не разбаловать ребенка, воспитать его сильным и самостоятельным. Этот выбор — не всегда намеренный, часто родители просто не знают, как поступить по-другому.
Такие практики — полная противоположность гуманистическому подходу: ребенка не учитывают как личность и игнорируют его желания, мнение и особенности, взрослые в таких отношениях занимают позицию власти — устанавливают правила, наказывают, запрещают и принимают решения, но ребенку редко объясняют эти запреты, объясняя все тем, что так надо, потому что сказали родители.
Со стороны кажется, что есть очевидные плюсы, но в долгосрочной перспективе у такого подхода есть серьезные последствия:
+ | − |
---|---|
Результаты видны сразу: ребенок в основном слушается и боится нарушить правила | Постоянный страх наказания — это стресс. Детская психика тратит все ресурсы на то, чтобы его пережить, поэтому сил на обучение и применение новых навыков не остается |
Ребенок «не избалован», не жалуется родителю | Ребенку сложно сосредоточиться, усваивать новый материал в школе. Его успеваемость снижается — это вызывает еще больше страха и напряжения |
Ребенок рассчитывает только на себя. Это дает родителям уверенность в том, что он не даст себя в обиду и сможет дать отпор обидчикам | Ребенку трудно выражать и контролировать свои эмоции, нет навыка решать проблемы, поэтому бывает сложно выстраивать отношения с другими детьми — решать конфликты мирно и договариваться о компромиссах |
Ребенку сложно довериться родителям в критической, опасной или просто сложной ситуации. Он знает, что его могут наказать, поэтому до последнего старается умалчивать о проблеме или пытаться решить ее самостоятельно |
Давать сдачи — это насильственная практика. Она не помогает ребенку в критической ситуации, а только усложняет конфликт и вредит ребенку. Многие родители стараются объяснить детям, что этот способ решения проблем — для крайних случаев. Но в стрессовой ситуации ребенку тяжело оценить обстановку и решить, достаточно ли она опасна, чтобы дать сдачи, или можно решить конфликт мирно. Когда детей учат защищаться и давать сдачи, им может быть сложно уйти, потому что побег воспринимается как трусость и слабость, а за помощью к взрослым обращаются только ябеды.
Родителям бывает сложно отказаться от насилия в воспитании, потому что есть ощущение потери контроля — привычные способы добиться послушания использовать нельзя, а новый подход требует времени и не дает мгновенных результатов.
Если вы решили поменять свой подход в воспитании и попробовать новые методы — не ставьте перед собой большие цели, например «больше никогда не повышать голос на ребенка». Попробуйте разбить их на маленькие и более конкретные — поговорить о проблемах и эмоциях, обсудить правила и их последствия, понять причины нежелательного поведения.
Будет здорово, если вы будете отслеживать успехи — можно записывать, что получается, а с чем бывают трудности. Это поможет замечать изменения, которые сложно отследить в потоке дел.
Не ругайте себя за ошибки — они случаются у всех родителей. Это нормально, что иногда нет сил третий раз за вечер повторить правила или перебирать вопросы об эмоциях. И вам, и ребенку потребуется время, чтобы начать общаться по-новому.
Если у вас есть возможность — делитесь впечатлениями и переживаниями с близкими. Поддержка поможет вам справляться с неудачами и обращать внимание на победы.
Даже если вы придерживаетесь гуманистического подхода в воспитании, ваш ребенок общается с другими детьми и взрослыми, поэтому может попадать в конфликтные ситуации и сталкиваться с разными способами их решения. Важно еще до возникновения конфликтов обсудить с ребенком, как вести себя и как реагировать на такое поведение.
Когда ребенок рассказывает вам, что его обижают — не осуждайте и не обвиняйте его, не критикуйте его действия. Внимательно выслушайте, что случилось, если потребуется — задайте дополнительные вопросы. Важно проявить понимание и поддержку, помочь ребенку не чувствовать себя «неправильным» и показать, что делиться с вами такими историями — безопасно. Скажите ребенку, что произошедшее с ним — неправильно, и никто не имеет права его обижать.
Обсудите «уход» из неприятной ситуации. Проговорите, как это происходит и объясните, что это важно для безопасности ребенка: «если тебе некомфортно и твои просьбы остановиться игнорируют — ты не обязан это терпеть и можешь уйти туда, где безопасно». Объясните, что иногда это единственное правильное решение которое помогает не усугублять ситуацию
Делитесь своим опытом. Расскажите о конфликтах, которые возникали в вашей жизни, и о том, как вы их решали. Если вы на своем примере покажете, что обращаться за помощью или уходить — не стыдно, ребенку будет проще повести себя так же в похожих ситуациях.
Обсудите почему возникают ссоры и люди проявляют агрессию. Ребенку нужно понимать, что часто поведение других людей не стоит воспринимать на свой счет. Все вокруг разные, и пытаются выразить свои чувства доступными им способами, поэтому неприятные ситуации могут возникать в любой группе, и в них важно прислушаться к себе и быть в безопасности.
Обсудите правила для своего ребенка. Например, можно говорить «нет», защищать свои интересы и обращаться ко взрослым, когда трудно, но нельзя терпеть плохое отношение и проявления агрессии. Здорово, если ребенок сможет дружелюбно относиться с ребятам, когда те ведут себя хорошо — делиться, приглашать поиграть. Поощрять позитивное поведение и игнорировать негативное — это эффективная позиция.
Обсуждайте конфликтные ситуации, называйте и замечайте эмоции, которые они вызывают. Важно говорить не только о том, что испытывает ребенок, но и проговаривать, как, по его мнению, чувствуют себя остальные — почему они так поступают в конкретной ситуации, на какие действия реагируют. Это поможет ребенку прислушаться к своим ощущениям и вовремя заметить, если завязался конфликт.
Обсуждайте границы — что не нравится ребенку, какое отношение к себе раздражает, что обижает. Это поможет вовремя останавливать нарушение границ или уходить, если к ребенку не прислушиваются. Обсудите с ребенком конкретные фразы и действия, которые можно использовать в таких ситуациях:
Обсудите ситуации и круг людей, к которым можно обратиться за помощью. Например, в школе можно подойти к классному руководителю, на кружке — к педагогу, на детской площадке — к родителю ребенка, с которым они знакомы. Попробуйте подобрать фразы, которые можно использовать:
Если от ребенка вы узнаете, что учителя или воспитатели не реагируют на его просьбы о помощи или сообщения о конфликтах и агрессии — попробуйте поговорить с ними.
Сейчас это ваша общая проблема, и вам будет легче решить ее, работая сообща. Поэтому важно делать это мирно, никого не обвиняя и не осуждая. Начните с обсуждения ситуации — расскажите, что узнали от ребенка и объясните, почему это вас беспокоит
В первую очередь позаботьтесь о безопасности ребенка — изолируйте его от обидчика, особенно, если агрессия физическая (например, отведите на безопасное пространство, встаньте между ребенком и обидчиком)