«Собаки растут быстрее, чем дети, и пожинать плоды усилий мы сможем гораздо раньше»: как помочь псу адаптироваться в семье (и наоборот)

О том, что питомец в семье — это не милый аксессуар, а большая ответственность, мы недавно говорили в новом выпуске нашего подкаста «Родили и не поняли».
Фото Софья Морозова/VK

И решили продолжить развивать эту тему — сегодня поговорим об отношениях взрослых, детей и собак. На наши вопросы ответила Софья Морозова, мама и специалистка по современному воспитанию собак.

Что лучше: сначала собака, а потом ребенок или наоборот?

Наверное, лучше то, к чему готова семья. Не хочется навешивать клише «лучше» или «хуже», чтобы не было дополнительного чувства вины, раздражения или других эмоций. А они возникают в процессе воспитания и человеческих, и собачьих детей. Поэтому, если у вас уже есть ребенок и собака, то это окей.

Если принимать решение «на берегу», то удобнее, когда есть разница в возрасте между щенком и ребенком — чтобы наладить комфортный быт с одним малышом. На мой взгляд, на это нужно от полугода до года.

Итак, у нас есть собака и теперь мы планируем ребенка. Как готовить питомца к рождению малыша?

Здорово, когда жизнь с собакой достаточно комфортна к моменту появления малыша. Что я имею в виду: хвостатый член семьи не лает на звуки по ночам, сносно ходит на поводке (если иметь в виду выходы с коляской), может оставаться дома один без вытья и погромов, не требует постоянного внимания лаем и здоров физически.

В этом случае собака позволяет уделить внимание ребенку, может стать спутником на прогулках, не потревожит детский сон.

Соцсети Софьи

Вообще, я предлагаю представить себе идеальную собаку в квартире с ребенком и сравнить с тем, что сейчас имеем. Дает ли собака поваляться днем на диване? Не требует ли постоянных игрищ? Она уже приучена к туалету на улице? Может гулять со всеми членами семьи, если вы не сможете вывести ее?

Если тут все хорошо, то давайте представим, как изменится образ жизни с появлением ребенка в доме. И будем готовить собаке заранее к там вещам, например:

Внезапные громкие звуки (плач, падение предметов, погремушки и прочие машинки).

Новые предметы на полу. Хорошо бы, чтобы собака не съедала все, что видит пред собой, могла приносить вам находки, а не прятаться с ними под кроватью. Для этого стоит научить приносить находки, выучить команду «дай» и в целом сократить дома количество игр с предметами. Пусть активность будет на улице, а дома — развивающие игрушки, игрушки-диспенсеры еды.

Долгие сборы на прогулку, если планируете выходить с ребенком и собакой. Хвостатому нужно ждать, пока вы соберетесь с коляской или без нее. Хорошо бы без лая, туалетных аварий на лестничной площадке или в лифте.

Прогулки на поводке рядом с коляской. Чтобы собака не буксировала вас и коляску. Этому тоже можно научить — ходить в радиусе полуметра, убегать «на свободу» только с разрешения.

Одиночество дома не по расписанию. Теперь не будет графика 5/2, вам, вероятно, нужно будет уходить то к врачам, то на прогулку, а то несколько дней сидеть дома. Собака спокойно воспринимает смену режима? На всякий случай, стоит ввести дополнительные ритуалы, чтобы питомцу было легче ориентироваться в распорядке дня.

Например, всегда перед ходом давать определенную игрушку и говорить «кодовую фразу». Такие «якори» позволят снизить тревожность у собаки, сделать день более предсказуемым. Вот мама достала игрушку-конг, значит можно идти на лежанку — скоро уйдут из дома надолго.

А будут ли к вам приходить родственники? Переместите ли вы лежанку или клетку собаки? Умеет ли собака выходить из комнаты по команде (когда убираетесь или принимаете врача дома)? Если что-то не умеет, стоит научить сейчас, когда есть время. Это и будет подготовка к переменам.

Интересное по теме

Отдать собаку после рождения ребенка — предательство или выход? Отвечает специалистка по психическому здоровью собак

А если наоборот: у нас уже есть ребенок и теперь мы хотим взять щенка. Что нужно учесть? Скажем, ребенку от полугода до трех лет.

Стоит учесть то, что дома будут лужи. И прогнозировать, когда они прекратятся, невозможно. До года периодические «аварии» считаются нормой.

Чтобы минимизировать последствия раннего щенячьего возраста, стоит уделить внимание приучению к туалету на пеленки, с одной стороны. С другой — скорее приучать к выгулу на улице. А значит, продумать, кто сможет выходить с щенком шесть-восемь раз в течение дня на улицу. Ведь приучение к гигиене заключается в том, чтобы щенок успевал оказаться «в нужное время в нужном месте»: как захотел сделать делишки, так бегом на газон.

Объяснять малышу то, что не стоит дергать спящего щенка, кормить из ложки и завязывать хвост в узел — бесполезно. По сути, у вас появятся дома сиблинги. К слову, в первый год жизни собаки один месяц равен одному человеческому году. То есть, собака стремительно начнет обгонять ребенка по возрасту. Но на первых порах, у вас будут два шилопопа, со слабым самоконтролем и большим запасом энергии, любопытства. Решение конфликтов будет таким, как и в случае воспитания двух человеческих детей — разделяй и властвуй.

То есть, каждого переключаем на другой вид деятельности. Безопасный, позволяющий тратить энергию мирным путем. Чтобы щенок дома не бузил, не играл в «куси за пятку бегущего ребенка», нужно организовать альтернативный досуг.

Тот же выгул (с трех месяцев можно гулять, соблюдая разумные меры предосторожности); развивающие игры для собак (в поисковике по этому запросу масса идей для вдохновения). Не стоит «выбегивать» щенка за мячиком — это частое заблуждение приводит к тому, собака быстро перевозбуждается. А успокоится сама не может. Начинает кусаться, лаять, чудить все больше и чаще.

Как заниматься с щенком с ребенком на руках?

С кусочками в одном кармане и игрушкой — в другом. Это ваши два основных инструмента для общения с собачьим ребенком. Потому что «занятия со щенком» — это не про обучение командам. Это про то, чтобы:

научить не бегать за ребенком (используем еду, чтобы переключать внимание собаки на спокойные игры с кормом, а не с детскими конечностями);

научить воспринимать гигиенические процедуры (когти стричь, расчесываться);

приучить к амуниции;

научить встречать входящих в дом людей (не прыгать, не лаять);

не вырывать еду из рук или со стола.

То есть, мы воспитываем собаку всегда, когда с ней взаимодействуем. Это десятки ситуаций в день, когда вам нужно отвлечь, переключить, похвалить, направить энергию в другую сторону. Поэтому корм в кармане — это не фигура речи, а рекомендация. И тогда чем бы вы ни занимались — играете ли с ребенком или готовите еду — ловким движением вы можете хвалить собаку за правильное поведение.

Надо ли как-то специально делить зоны в квартире между ребенком и собакой? Ну, например, он может ползать и хватать ее за хвост, а она — лизать его в лицо. Это вообще нормально?

Делить зоны имеет смысл, если это совсем щенок, который писает и какает везде, где застанет желание. Из соображений гигиены, стоит ограничить туалетную зону. Или оставлять собаку в вольере, в отдельной комнате, когда вы не можете следить за происходящим. Например, когда готовите, заняты ребенком, ушли в душ и тому подобное.

Некоторые владельцы устанавливают детские воротики, чтобы ограничить перемещения собаки по квартире. Тогда вы будете спокойны и за сохранность игрушек, предметов мебели, и за чистоту и за здоровье питомца — он не съест детскую игрушку.

Что касается вылизывания, то вреда в этом я не вижу. Это уже про степень брезгливости, личные предпочтения владельца.

Как делить игрушки? Особенно если ребенок еще маленький, а собака — уже взрослая.

Опять же, когда вы не можете следить за происходящим, то есть физически не находитесь рядом с собакой и ребенком, имеет смысл их разводить по разным помещениям. Чтобы у питомца не формировалось представление о том, что при «маме» игрушки брать нельзя, а пока она на кухне — очень даже можно и никто не запретит отгрызть голову зайцу.

Кроме того — дать собаке то, с чем ей можно играть. Больше нагрузить ее играми с едой (всякие поисковые и лизательные коврики, конг, другие игрушки-диспенсеры), игрушками-погрызушками (качественные у фирм Nerf, Petstages, Kong). Тогда собачья потребность в новой информации — а это она толкает исследовать предметы на полу — реализуется комфортным путем.

Моя собака приучена приносить все, что нашла: карандаши, детали от лего, пуговицы, бусины, винтики. Я хвалила Нико за то, что он брал в рот предметы и просила принести мне. Угощала вкусняшкой. Это стало развивающей игрой и решением проблемы того, что собака съест что-то не то. Я всегда знаю, что у него во рту. И воспитать собаку пока оказывается проще, чем приучить к порядк детей.

А если ребенок старше — можно ли его привлекать к заботе о собаке? Что ему можно делегировать и доверить?

Семьям с детьми я предлагаю привлечь ребенка к развивающим занятиям со щенком: стоить полосу препятствий для собаки, учить ловить кусочки на лету, прыгать через ноги как через барьер и подобные.

Тогда у собаки и ребенка формируется новый сценарий взаимодействия: мы не просто бесимся, а можем общаться в более спокойном, конструктивном ключе. Собака понимает, что ребенок — не только живая игрушка, но и источник еды, занятий. Если быть внимательным, следить за движением рук, интонацией, можно получить вкусняшку.

Еще совет — научить собаку простым трюкам, вроде «дай лапу», «барьер». А потом попросить ребенка позаниматься с собакой, обучить команде. Уже подготовленный щенок будет рад заниматься с ребенком, а ребенок будет окрылен успехом: собака его слушается! Она понимает команды! Так формируется позитивный опыт. Он очень важен, потому что укусы, буйный темперамент собаки расстраивает и демотивирует не только взрослых.

Если щенок бросается на ребенка и пугает его, как быть?

Контролировать поведение щенка — кусочки корма или вкусняшки вам в помощь. И совет про игры и трюке выше сюда тоже подходит. важно, чтобы собака училась общаться с ребенком в более спокойном состоянии. А там, где нужно спокойствие мы используем еду.

Самому ребенку можно в кармашки положить корминки. И в сложной ситуации, когда щенок бушует, например, не дает спокойно ходить — кусается — пусть ребенок кидает кусочки. Собака переключается на простую поисковую игру. И видя ребенка думает не об охоте за ногами, а готовится к выдаче кусочков.

А если щенок наоборот — боится ребенка и прячется? Как помогать им обоим выстраивать коммуникацию?

И снова через еду и совместные занятия. Например, можно начать играть с собакой в присутствии ребенка. Чтобы питомец расслабился, перестал фокусироваться на маленьком человечке. Попросить ребенка вытянуть ноги — это «бревнышки», через которые учим щенка прыгать.

А можно положить кусочки дорожкой так, чтобы щенку пришлось наступать на детские ноги. То есть, трогать, контактировать с тем, что пугает. Собака поймет, что близкое общение с ребенком не так уж страшно. А еще когда ребенок рядом, появляются игрушки и всякие увеселения. Дети — это хорошо!

Может ли собака ревновать и считать ребенка конкурентом за внимание хозяина? А воспринимать ребенка как еще одного щенка?

У собак нет абстрактного мышления. Поэтому такие понятия как «ревность», «обида» им не свойственны. Но внешне поведение может выглядеть именно так: собака оттесняет ребенка, может требования внимания, видя, что хозяин «переключился» на человеческого малыша. С точки зрения животного, это борьба за ресурс.

Хозяин дает чувство постоянства, покоя, дает внимание и привычные ритуалы. Собаке не хочется лишаться этого. Плюс собака может банально нервничать видя и слыша не привычную манеру общения, когда владелец рядом с ребенком: бац — на колени встал! Говорит низким голосом!

Если собака укусила ребенка — в игре или конфликте — что родители должны предпринять?

Первое — не оставлять детей и собаку наедине. Моим собакам десять лет и три года. Они всю жизнь с детьми, они воспитаны и прошли множество разных ситуаций. Но я не оставляю их с детьми, если ухожу.

Собак оставляю в другой комнате, потому что фантазия ребенка, его безудержное веселье не выдержит даже самая терпеливая собака. Я видела скорость, с которой происходят трагедии. И напоминаю владельцам собак с детьми — у вас дома животное. Со всеми свойственными механизмами защиты.

Соцсети Софьи

Теперь про то, что делать, если. Успокоить всех участников конфликта. И собаку тоже. Важно, чтобы ваш питомец не связывал ребенка рядом с наказанием. Например, ребенок заплакал и собаке влетело. Животное вправе решить, что ребенок рядом — это источник проблем. И будет активнее сторонится его, станет тревожнее, напряженнее в присутствии малыша. А значит, и агрессия может возникнуть быстрее.

Дальше стоит разобраться, что произошло, как выглядела ситуация. Если возможно, исключить вероятность повтора, чтобы агрессивное поведение не закреплялось.

Общение ребенка и собаки свести к играм с едой, трюкам — то, о чем говорили ранее. Чтобы был позитивный опыт взаимодействия.

Корректировать поведение собаки без консультации специалиста по дрессировке я бы не рекомендовала. Ситуации очень разные и давать универсальный совет там, где речь идет про агрессию, я не могу. Это просто опасно.

Как научить ребенка бережному отношению к собаке? Каковы основные правила поведения ребенка рядом с питомцем?

Если ребенок уже в том возрасте, когда воспринимает правила, то их можно озвучить: не тревожим спящую собаку, не отнимаем еду, не лезем руками в миску, не отнимаем игрушки или предметы без взрослых.

Не стоит размахивать предметом (бутербродом или игрушкой) — движение только возбуждает интерес собаки. По этой же причине известное нам правило «не бегите от собаки». Ну и от щенка, который кусается за ноги, тоже бессмысленно бежать. Для собаки игра станет только веселее.

Когда ребенок маленький, правила те же, но за их соблюдением придется следить вам.

Интересное по теме

Как подготовить собаку к появлению дома младенца: советы кинологов

Можно ли вообще добиться того, чтобы и ребенок, и пес взаимодействовали друг с другом идеально, или конфликтов не избежать?

Можно, конечно. Мне нравится слово «менеджмент», его часто используют в контексте воспитания щенка. Если мы управляем средой, управляем поведением собаки, проблем не будет. А когда не можем управлять (нас нет дома, в комнате), собаку уводят в безопасную зону (вольер, клетка, другое помещение).

Это касается ситуаций, конечно, когда либо собака, либо ребенок еще маленькие. Потом уровень контроля снижается и можно расслабится, получать удовольствие от общения.

Что говорить чужим детям, которые без спроса трогают собаку?

Что без разрешения так делать нельзя. А собаке «говорим», что бывает всякое и ее работа — стоически переносить невзгоды.

Снова кусочки из вашего кармана помогут. Когда подходят с вопросом или без вопроса гладить собаку, вы достаете кусочки собаке под нос и кормите ее. Пока желающие гладят со спины, сверху по голове. Так мы избегаем прыжков щенка на детей, дети не могут трогать собачью морду (она к вам повернута и занята едой). Собака учится тому, что приближение детей сулит выдачу вкусноты и сразу переключает внимание НА ВАС.

Как наладить логистику в семье с ребенком и собакой? Как удобнее всего организовать день, чтобы оптимизировать уход за детьми и животными (как ходить в магазин всем вместе, как провожать ребенка в школу, как гулять, если на горке дети катаются, а собака рядом сходит с ума и всех пугает?

Все зависит от того, что вы хотите. Чтобы собака провожала вас с ребенком до школы? Отлично, этому и учим щенка. Кусочки, игрушка — и пошли на занятие «Дорога до школы». Объясняем, как идти на поводке, что такое «дорога», что такое «жди здесь».

Хотим ждать ребенка у горки? Без проблем! Будьте готовы одним глазом смотреть за ребенком, другим — за щенком. И, конечно, собачий малыш не сможет стоять, как пенсионер, и смотреть безучастно на мельтешащих детей. Собаку придется чем-то занимать, успокаивать. Это тоже занятие на тему «Поведение у горки».

А может, вам удобнее, чтобы щенок мог спокойно ждать вас дома с первых месяцев? Тогда упор делаем на обучении оставаться одному без вытья, погромов и переживаний.

Можно ли оставлять пса у того же садика или магазина, пока хозяева отводят ребенка или идут за продуктами? Есть мнение, что это вредит психологическому состоянию животного.

Среди кинологов не принято оставлять собаку привязанной где бы то ни было. Это равноценно тому, чтобы оставить ребенка у входа в магазин и уйти. Если собака обучена выдержке, умеет оставаться одна (этим надо отдельно заниматься), то стресса не будет. Но мы не можем гарантировать, что проходящие мимо люди не станут причиной стресса.

Есть случаи, когда собаку дразнили, уводили, подкармливали. Да и просто мимо пройдет другая собака, она может быть агрессивна и без поводка. А ваша — привязана…

Чем воспитание детей и собак похожи, а в чем — полностью противоположны?

И там, и там требуется вера в успех, время, терпение и эмоциональный ресурс. Будут моменты триумфа и ощущение педагогического фиаско.

Но собаки растут быстрее, чем дети, и пожинать плоды усилий мы сможем гораздо раньше. При этом, собаки не умнеют так, как дети. Питомцы остаются на уровне ребенка до трех лет: не очень высокий уровень регуляции эмоций, инфантильность, доминирует потребность в исследовании мира, игровой деятельности, нет абстрактного мышления, не умеют прогнозировать последствия и чужие эмоции.

Интересное по теме

Как научить ребенка общаться с собаками

В ситуации, когда хозяева понимают, что не вывозят родительство и собаководство одновременно: не могут заниматься с собакой, достаточно гулять и занимать ее, как поступить наиболее разумно? Как вы относитесь к тому, что собак пристраивают в другие семьи?

Пристройство — это непростое решение, но более гуманное и ответственное, чем приют. Я не осуждаю владельцев, потому что жизнь не черно-белая, оттенков больше.

Такое решение стоит принимать, если к решению сложностей привлекали специалистов, делегировали задачи (например, для выгула есть выгульщики, есть догситтеры, передержки). И несмотря на это, жизнь с собакой приносит только разочарование.

Посоветуйте, пожалуйста, книги по воспитанию собак.

Если говорить про воспитание щенка, то это книга Насти Бобковой «Гладь, люби, хвали 3». В целом про воспитание с современной позиции рассказывает Ника Кидман в книге «О чем молчит собака».

И для любопытных советую не автора, а целое «собачье издательство, «Догфренд Паблишерс». Они выпускают книги зарубежных авторов, там речь только про гуманные методы, работу на положительном подкреплении. Есть книги «классиков» вроде Тюрид Ругос, Карен Прайор, Лесли МакДевитт и более молодых, современных специалистов — кинологов, биологов. Там много любопытного, подтвержденного исследованиями.