Применение физической силы, сексуализированное насилие и психологический абьюз — как говорят об этом с нами с экранов?
1 апреля в онлайн-кинотеатре KION вышел новый сезон детективного сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие», раскрывающий проблему домашнего насилия.
Тема внутрисемейного насилия — одна из самых обсуждаемых в России и мире. Мы вспоминаем, как современные кинорежиссеры рассказывали истории женщин, пострадавших от рук близких людей.
Далеко не всегда насилие может выражаться в виде побоев или угроз — оно может принимать скрытые, но не менее травматичные формы. Например, в виде контроля. Человека заставляют следовать строгому расписанию, отчитываться, а в случае неповиновения наказывают.
Как динамика подобных отношений может разрушить личность, недавно показала София Коппола в байопике «Присцилла: Элвис и я» (2023), рассказывающем историю жены короля рок-н-ролла.
Девушка начала встречаться с 24-летним Элвисом, когда ей было 14 лет. Она переехала жить в его поместье Грейсленд в 18 лет, еще даже не окончив школу. В райском доме у Присциллы было все, кроме свободы. Элвис запретил супруге покидать особняк, когда он находится в туре, чтобы всегда иметь возможность ей позвонить и поговорить. Так Присцилла стала узницей певца, его «птицей в золотой клетке», полностью зависимой от желаний «хозяина».
Интересное по теме
«Если вы поняли, что состоите в таких отношениях, — уходите». 3 истории про абьюз и выход из него
София Коппола снимала кино при поддержке Присциллы Пресли и не хотела демонизировать Элвиса, но все же одну сцену физической агрессии она поместила в фильм. В ней друзья и коллеги певца собрались в домашней студии, слушают новый материал и делают комментарии. Элвис просит поделиться ее мнением: Присцилла не в восторге от композиции, и потому в ее сторону летит стул, который с грохотом разбивается о стену. Этого краткого эпизода достаточно, чтобы показать, в насколько сложной ситуации находились Присцилла и множество женщин в XX веке, когда непослушание и несоответствие ожиданиям супруга могло стоить многого.
Тема детского насилия особо деликатна и сложна, потому что перед режиссерами всегда стоит вопрос: «Как это снять?» Российский автор Наталия Мещанинова, пережившая в подростковом возрасте сексуализированное насилие, в прошлом году выпустила автобиографическую картину «Один маленький ночной секрет».
Мещанинова вышла из школы документального кино Марины Разбежкиной и с тех пор в игровых работах придерживалась реализма, честно и прямолинейно показывая даже самые страшные ситуации. В «Одном маленьком ночном секрете» сцену, когда отчим приходит к дочери Мире, Мещанинова снимает общим холодным планом лежащие на кровати тела. Так с одной стороны она не изменяет своему методу, заставляет зрителя посмотреть на ужасный акт, не прячет его за закрытой дверью, а с другой — по возможности сокращает эпизод, чтобы момент абьюза не выглядел как шоу или эмоциональный аттракцион из чьей-то боли.
Другую сторону домашнего насилия над детьми можно увидеть в байопике «Тоня против всех» (2018), где показана жизнь американской фигуристки Тони Хардинг, которую сыграла Марго Робби.
Лавона, мать Тони, отдала дочь в секцию фигурного катания и третировала девочку за малейшие ошибки на льду. Сбежавшая из-под материнской опеки девушка вышла замуж за мужчину, который также оказался абьюзером. Через понятную широкому зрителю историю режиссер Крейг Гиллеспи объясняет, как насилие в детстве меняет психику человека, как он привыкает к плохому обращению от близких и потом сходится с людьми, которые также несут ему вред.
Вопрос активного согласия на секс или интимные прикосновения между партнерами — очень чувствительный, потому что кажется, будто любящим друг друга людям не нужны слова. «Секс-абьюз в браке куда сложнее распознать из-за большого количества стереотипов о супружеской жизни, мнимых долженствований и длительности отношений, — объясняет психолог-сексолог Полина Шейнер. — И из секс-абьюза в браке куда сложнее выбраться, чем из каких-то других ситуаций, потому что всегда есть сопутствующие факторы: дети, общее имущество, общие друзья, налаженный быт. Даже сама жертва абьюза не всегда понимает, что это абьюз».
Интересное по теме
Почему я никогда больше не смогу смотреть фильмы Вуди Аллена (и при чем здесь родительство)
На экране эту проблему точно показал Карим Айнуз в картине «Невидимая жизнь Эвридики» (2019). Эвридика будто бы счастлива с мужем, но насилие начинается в первую же ночь после свадьбы.
В долгой сцене секса Айнуз демонстрирует, как некомфортно себя чувствует женщина, что она не получает удовольствия от процесса и ждет, пока все закончится. Отстраненный взгляд и безэмоциональное лицо Эвридики зритель увидит еще не один раз после того, как мужчина не спросит согласия на близость.