Мы стараемся ограждать детей от малейших опасностей, помогаем им преодолевать трудности и защищаем от неприятностей. Это нормальное стремление любящего родителя. Но иногда мы так увлекаемся безопасностью малыша, что попросту не даем ему шанса самому понять, как устроен мир. Давайте подумаем, где мы можем чуть-чуть расслабиться и позволить ребенку понять природу вещей и явлений.
Конечно, вам очень трудно наблюдать за тем, как ребенок тридцать минут делает то, что вы бы сделали за тридцать секунд. Но он учится. И он не зря говорит вам: «Я сам!» — это его заявление о самом себе как отдельном от вас существе. О претензии на самостоятельность и независимость. Вы ведь хотите, чтобы он вырос именно таким — сильным, самостоятельным и независимым? Разрешите ему пробовать делать какие-то вещи самостоятельно. Вам потребуется терпение. Но ведь и ему тоже.
Как говорил мастер Йода: «Лучший учитель — неудачи наши». И вы, что же, не верите мудрецу?
Вы и сами знаете, что лучший способ понять, как правильно — это сделать неправильно всеми возможными способами. Да, вы в курсе, что кубик не будет стоять на мячике, но ваш ребенок — еще нет. Не закатывайте глаза, когда видите, что он делает что-то «не так». Пусть делает! Он научится не только на ошибках, но и привыкнет к тому, что ошибки — это нормально. И с ними все сталкиваются.
Кто в семье обычно говорит «нет»? Конечно же, вы, взрослые. Но у ребенка тоже есть право отвечать вам (и другим людям) именно так. Ведь мы все хотим, чтобы наши дети выросли с более экологичными и бережными по отношению к себе установками (не то что мы). Таким образом, разрешите ребенку говорить «нет» в том случае, когда это напрямую касается его личных границ: «Нет, я не хочу обнимать гостей», «Нет, я не хочу делиться», «Нет, я больше не хочу есть эти макароны», «Нет, не надо меня щекотать» и так далее. Даже малыш должен понимать, что прежде всего он принадлежит себе, а не родителям, их родственникам и их внезапным порывам.
Там, где это возможно. Помните, мы уже говорили, что тоддлер может сделать выбор в некоторых сферах жизни — например, сам решить, какой цвет и фасон пижамы ему нравится, насколько ему комфортно в этих колготках (не говорите ему вещей в духе: «Ой, да не придумывай! Все тебе удобно!» и просто поверьте, что он правда в состоянии понять, когда ему некомфортно, а вот вы не можете ни почувствовать, ни решить за него) и чего ему сейчас хочется — яблоко или грушу. Да, иногда свобода выбора сопряжена для вас с напрягом, но что в родительстве с ним не сопряжено? Даже такая вещь как сон, и та находится во власти напряга.
Сами знаете, это полезно. Но это полезно не только для здоровья, но и для развития. Ходить по лужам (но почему это вообще запрещается, когда есть отличная водоотталкивающая одежда и обувь!), собирать опавшие листья, нюхать цветы, «на которые пописали все собаки района». Не одергивайте ребенка, если он интересуется чем-то, что оставит его с грязными руками — будь то изготовление домашнего пластилина или попытка залезть в миску с заготовкой для омлета. Особенно это касается девочек, которых постоянно шпыняют за сопряженную с грязью любознательность. «Ты же девочка! Посмотри, все платье испачкала». Нет, она попыталась понять, из чего состоит окружающий мир. Это куда важнее чистоты платья.
Вы наверняка видели родителей, которые приказывают бегущему по парку ребенку: «Не кричи!». При этом сами они вопят на весь парк, пугая спящих ворон и младенцев в колясках. Наше стремление сделать ребенка удобным для всех не дает ему выплескивать энергию, избавляться от фрустрации и выражать восторг. Нет ничего ужасного в том, чтобы орать и визжать, бегая друг за другом по площадке. Она для того и стоит во дворе. Да, дети кричат. И это данность. Многим тяжело это терпеть, даже их собственным родителям. Но лучше дать человеку заявить о своих эмоциях криком, чем учить его их подавлять.
Как часто мы говорим детям: «Взрослые разговаривают», когда они хотят присоединиться к нашей беседе с гостями за столом? А вы помните, как вам было обидно, когда вас шугали с этих праздников жизни? Разрешите ребенку стать частью беседы, он будет вам благодарен и почувствует себя легитимным, принятым в круг равноправных людей. Бонус: он будет нести смешную чушь, которую вы сможете цитировать в твиттере.
Да, это ужасно, когда ребенку больно. Но в падении на ровном месте нет ничего трагического — дети совершенствуют свою координацию, учатся управлять своим телом, понимают, каков на данный момент их болевой порог. А еще испытывают нас на прочность — ребенок, который знает, что его родитель не хватается за сердце, увидев его падение (или не начинает на него орать), а просто подбадривает и утешает, гораздо лучше справляется с последствиями вот таких мелких и неизбежных ушибов. «Лучше сломанная кость, чем сломленный дух».
Не внушайте ребенку ложного стыда за свои части тела. А если увидите, что ребенок трогает себя «там», не ругайте, не впадайте в панику и не повышайте голос — он не делает ничего плохого. Объясните ему, что это нормально, все люди изучают себя и то, как они устроены, но это процесс личный, и лучше заниматься этим тогда, когда никто не видит. Это занятие — не для посторонних глаз.
Но давайте продолжим разговор о теле чуть позже, в тексте, который выйдет уже через пару часов. Следите за обновлениями!