Изначально задумывавшийся как комедийный, mom-com практически сразу стал чем-то вроде документалки. По сути, от комедии он взял только емкое название нового жанра. В действительности же мы имеем дело с констатацией трудностей материнства, которые женщина испытывает первые годы после рождения ребенка — грудное вскармливание (и связанные с ним предрассудки и осуждения), возобновление сексуальной активности, отношения с другими родителями.
Возможно, что именно открытость, с которой обсуждаются ранее табуированные темы, стала причиной успеха фильмов и сериалов в жанре mom-com. Материнство преподносится таким, какое оно есть в действительности, и эта картинка привлекает своей правдивостью. Зрители признаются, что, просматривая каждую новую серию, узнают в ней себя и свою семью, одновременно понимая, что все проблемы, с которыми сталкиваются молодые родители, — универсальны и не имеют пространственных границ.
Принципиальным отличием от образа матери, сложившегося у телезрителей на базе фильмов и сериалов прошлого, стало отсутствие у героинь нимба святой и всемогущей. Это не те женщины, которые, воспитывая трех детей, одновременно руководят крупной компанией, практикуют ежедневные встречи с подругами в баре и с легкостью меняют партнеров, умудряясь выглядеть как супермодели. Напротив, теперь мы имеем дело с обычными мамами и их неидеальными телами, ежедневной усталостью, мелкими бытовыми проблемами, которые здорово отравляют повседневную жизнь. И узнаем в этих женщинах себя.
Появление mom-com является прямым следствием пресловутого гендерного неравенства. До определенного времени лишь 27 процентов сотрудников американской ТВ-индустрии представляли женскую половину человечества — остальные 73 процента должностей приходились на мужчин. Немногим лучше дела обстояли в Австралии, но гендерное неравенство прослеживалось и здесь. Женщины долго не имели «права голоса», а предлагавшиеся ими идеи создать более приближенный к реальности контент расценивались как неинтересные для массового потребления.
Ситуацию изменил выход на экраны сериала Girls с его демонстрацией настоящего женского тела, запустивший целую череду проектов, целью которых было доказать право бодипозитива на существование. Можно сказать, что с этого момента женщины обрели право голоса на телевидении, начав запускать собственные проекты, многие из которых по популярности встали в один ряд с мужскими или даже оказались успешнее. В свою очередь жанр mom-com выстрелил в то время, когда стало очевидно, что реальные проблемы современной, только что родившей ребенка женщины, реальное изображение ее тела не шокируют зрителя, а наоборот, притягивают и располагают, поскольку в главных героях он узнает себя. И как следствие, имеет возможность по-новому взглянуть на собственные переживания и ощущения — в данном случае, через призму комедии.
Так правы ли были те, кто утверждал, что чувства матери интересны только ей самой? Очевидно, что именно реальность во всех ее проявлениях становится центром притяжения для телезрителей, а значит, в ближайшее время mom-com получит самое активное развитие не только в Америке, но и в других странах мира. Начало этому уже положено — вот список кинокартин, которые очень честно рассказывают о материнстве: