Мультфильмы – одна из горячих тем в родительстве. Когда начинать, с чего начинать, как долго смотреть? Вредно или все же не так, как мы надумываем? Мы можем испытывать много вины, включая мультики ребенку. Кто-то же совсем не включает их и тоже задумывается, не лишает ли он так ребенка чего-то важного. Маша Семилетова – автор блога о мультфильмах и детской психологии — поделилась тем, что, когда и как смотреть с детьми. Снимает чувство вины!
Мультфильмы — это не так страшно, как кажется. Конечно, чем позже мы начнем показывать мультфильмы детям, тем лучше. Но ситуации бывают разные.
Американская академия педиатрии рекомендует до полутора-двух лет вовсе избегать экранов (за исключением видеочата). Дошкольникам лучше ограничить экранное время до часа в день. Для детей старшего возраста четких рекомендаций по времени нет, но подчеркивается важность ежедневных физических нагрузок, хорошего сна. И самое главное — гаджеты не должны полностью заменять общение с семьей.
Если вы все же решили начать показывать мультфильмы, постарайтесь в это время быть рядом с ребенком: выбирать, смотреть, наблюдать, обсуждать.
Какой может быть первый мультфильм? Зависит от вас. На что стоит обратить внимание при выборе?
Возраст. Официальная маркировка (0+, 6+, 12+, 16+, 18+) носит рекомендательный характер. Он предназначен для родителей, которые, исходят от него, принимают решение по поводу просмотра.
Вовлеченность в тематику. О чем мультфильм? О дружбе, взрослении, отношениях в семье? Насколько эта тема будет близка и понятна вашему ребенку?
Сюжет. Очень важно, чтобы в мультфильме был сюжет, даже самый простой.
Визуал. Оценить, насколько приятная картинка. Жирные линии, одинаковые неинтересные фоны, дерганые, неплавные движения говорят, скорее всего, о том, что мультфильм дешевый и непроработанный. Оценить, не будет ли страшно и неприятно ребенку.
Психология (или философия) мультфильма. Какие заложены ценности? Сильно ли вас это коробит? Почему? Это больше про вас или ребенка? Определите свою грань допустимого. Кому-то не близки драки, взрывы в мультфильмах, а кому-то — наказания и запрет на эмоции.
Диалоги. Есть мультфильмы, в которых некачественно прописаны диалоги, и тогда совершенно не передаются мысли, которые были заложены изначально.
Развивающий элемент. Есть неплохие развивающие мультфильмы, например, «Даша-путешественница». Но есть и псевдо-развивающие мультики, в которых, например, просто показывают цвета без сюжета и героев.
Предпочтения. Что нравится вашему ребенку? А вам? Пусть мультфильмы приносят удовольствия всем.
Насмотренность. Чем старше ребенок, тем больше его становится опыт, бэкграунд. И тогда можно потихоньку усложнять темы, включать новые истории.
Как мы видим, эти критерии подойдут нам при выборе не только первых мультфильмов, но и при последующем выборе контента.
Можно ли маленьким детям показывать полнометражные мультфильмы? Вполне.
Можно смотреть по кусочкам, пересматривать, вспоминать, что было, обсуждать. Возможно, они не отследят все сюжетные линии, но многое все равно запомнят.
Когда мы начинаем показывать мультфильмы, мы сами определяем, когда и как это будет происходить. У кого-то это может стать вечерним ритуалом перед сном, кто-то смотрит мультфильмы только в первой половине дня, потому что ребенка это может перевозбуждать. Кто-то устраивает домашние киносеансы по выходным. Наблюдайте за ребенком, найдите ваш вариант.
Можно придумать свои семейные правила. Они могут касаться в целом использования гаджетов. Очень важно, чтобы мультфильмы не заменяли отношения с родителями, друзьями, не заменяли игру.
Часто дети бурно реагируют на выключение мультфильмов. Легко представить это на себе. Мы смотрим какой-то захватывающий сериал, и вдруг кто-то нам его отключает. Конечно, мы тоже расстроимся. Дети (часто и ввиду незрелости) могут плакать, просить еще, закатывать истерики. Поэтому важно режиссировать этот момент: вы можете обговорить, сколько серий посмотрит ребенок. Можно установить песочные часы или будильник.
Желательно все равно минут за десять напомнить, что скоро просмотр закончится. Если вы смотрите вместе, можно сказать, до какого момента вы сейчас досмотрите. Иногда дети легко переключаются. Если все же это сильно расстроило вашего ребенка, утешайте, жалейте, что, к сожалению, на сегодня все. Если вы чувствуете, что ребенку тяжеловато дается ваше решение, его можно изменить из взрослой позиции: «Вижу, как тебе хочется еще. Давай сегодня еще одну серию вместе посмотрим». А после просмотра предложите сделать что-то вместе, побудьте вдвоем.
Как я уже упоминала, здорово, если получается смотреть мультфильмы вместе с детьми. Но, конечно, это время может стать и хорошим шансом для родителей побыть в тишине, поработать, выпить кофе, закончить какое-то неотложное дело. Все же лучше отобрать то, что будет смотреть ребенок.
Можно сделать свой плейлист, можно подписаться на платные ресурсы, где точно не будет рекламы или тех видео, которые могут встретиться в свободном доступе.
Мультфильмы могут укрепить ваши отношения с ребенком, подарить проведенное качественное время за разговором. Что можно обсуждать?
Спорные моменты. Обсуждайте все, что вам не близко и не подходит. Обсуждайте фразы, поведение, то, что вас коробит. Не кидайтесь выключать мультик, если увидели спорную сцену, обсудите с ребенком.
Чувства. Наши эмоции и чувства, которые возникают при просмотре. Ты испугался/испугалась? Тебя это взволновало? И чувства героев. «Папа Русалочки сильно разозлился», «Кажется, Нюшенька расстроилась».
Мнение. Делитесь своими мыслями, ощущениями. «Мне понравилась песня Эльзы „Где же ты?“ даже больше, чем в первой части. А тебе?».
Мотивы героев. Обсуждайте, почему герой так поступил. Вы распутаете клубок мотиваций, и ребенок от вас многое узнает об этом мире. И герои предстанут перед нами совсем иначе.
Вопросы. Задавайте вопросы. Понравилось ли тебе? Что было самое веселое? Что самое грустное? Над чем ты смеялся? Тебе было что-то непонятно? На какого героя ты похож? А родители? Как ты думаешь, почему герой поступил так-то? Ты заметил/а, какой красивый мультик? Вот бы попасть в такую волшебную страну! Ты бы хотела/а?
Вопросы ребенка. Не оставляйте их без внимания. Можно пересмотреть момент, вызывающий вопросы, при необходимости найти ответы в интернете.
Если вы видите, что ребенок «залип» или потерял интерес, предложите сделать паузу и обсудить какие -то моменты. Рассказывайте о своем детстве: что вы смотрели, в кого играли. Мультфильмы могут дать большой простор для игр. Играйте! Дети фантазируют, меняют сюжеты, додумывают, воплощают самые невероятные идеи, в чем-то опираясь на увиденное.
И не стоит сильно грузиться этими разговорами. Все же цель просмотра — получить удовольствие всем участникам.
Включать мультфильмы или не включать, что и как смотреть, решают, конечно, родители. К мультикам часто относятся достаточно негативно. Но с ними можно подружиться. Ведь в них «скрывается целый мир». И его можно узнавать всей семьей.