Многие родители пытаются растить своих детей в соответствии с теорией привязанности. Но интерпретируют ее положения по-разному, иногда впадая в крайности и терзая себя из-за того, что сделали что-то, по их мнению, не так.
Редакторка НЭН, консультирующая психологиня Юлия Орлова собрала главные мифы и факты про теорию привязанности. Надеемся, это поможет родителям быть более уверенными в своих действиях и не нервничать тогда, когда в этом нет необходимости.
Без взрослого, отвечающего на его потребности, ребенок не выживет.
Получая удовлетворение потребностей от взрослого, ребенок привыкает к этому, между ним и значимым взрослым формируется эмоциональная связь. У ребенка формируется чувство безопасности, он ожидает защиты и заботы от своего взрослого, доверяет ему. За счет этого у ребенка формируется ощущение базового доверия.
Интересное по теме
Что такое безопасная и небезопасная привязанность? Отрывок из книги «В поиске материнской любви»
Существует понятие госпитализма — это психические и соматические нарушения, которые формируются у детей, оказавшихся надолго в отрыве от своих близких (например, в условиях больницы).
В 1970-х американский психолог Эдвард Троник провел эксперимент «Неподвижное лицо» (Still Face), показавший, как эмоциональное состояние матери влияет на ребенка. В ходе эксперимента, длившегося не более двух минут, молодая женщина общалась со своей годовалой дочерью, улыбалась ей, касалась ее. В какой-то момент женщина сделала «неподвижное лицо» — лицо, лишенное эмоций. Девочка удивилась перемене, пыталась вернуть маму в более «живое» состояние, улыбалась ей, указывала на что-то пальцем, протягивала к ней руки; не дождавшись реакции, девочка расплакалась и отвернулась от мамы.
Отношения привязанности формируются у ребенка с разными значимыми взрослыми — мамой, папой, бабушкой, к приемному родителю, если родные недоступны. Среди группы близких людей у ребенка есть «главная» привязанность. С матерью такие отношения физиологически обусловлены.
«Формирование привязанности не только к матери, но и к другим заботящимся взрослым — это стратегия природы, обеспечивающая выживание младенца», — пишет психологиня Людмила Петрановская в книге «Тайная опора».
Качество привязанности глубоко и разносторонне влияет на ребенка. Оно напрямую воздействует на психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка, его характер, состояние здоровья и уровень самооценки.
Надежная привязанность коррелирует с благополучием — хорошим здоровьем, уверенностью в себе, в том числе положительной оценкой внешности, выносливостью к стрессам, открытостью и успешностью в коммуникациях, позитивном восприятии мира и будущего.
В 1970-х психологиня, ученица основателя теории привязанности Джона Боулби провела эксперимент «Незнакомая ситуация». В нем участвовали около ста семей с детьми года-полутора лет. Дети находились в комнате с матерью и незнакомым человеком, которые время от времени выходили из комнаты и заходили обратно. Исследователи следили за реакциями ребенка. Проанализировав результаты, Эйнсворт выделила три типа привязанности — паттерна, как дети реагируют на расставание со значимым взрослым и его возвращение, — надежный, тревожный, избегающий. Впоследствии число типов увеличилось до четырех, в современной динамической теории привязанности их подразделяют еще на несколько подвидов.
Интересное по теме
Отверженные: как привязанность на самом деле влияет на нашу жизнь, отношения и поведение
Ребенок с ненадежной привязанностью сомневается в собственной ценности, он закрыт, ему свойственны ярко и часто появляющиеся «негативные» эмоции. Недостаточное качество привязанности приводит к психическим и поведенческим проблемам.
Качество привязанности влияет и на то, насколько успешно пройдет сепарация ребенка от родителей.
При этом материальное благосостояние семьи имеет меньшее значение, чем качество отношений со значимым взрослым. «Благополучие ребенка зависит не от условий, в которых он живет, а от отношений, в котрых он находится», — пишет Петрановская.
В 60-70-х годах, когда теория привязанности только появилась, она рассматривала только детско-родительские отношения, но в конце 1980-х ее принципы применили и к отношениям человека во взрослом возрасте.
В детстве формируется рабочая модель привязанности, которая потом проявляется в отношениях с другими людьми, а также образ значимого другого. Паттерны привязанности — надежная, тревожно-избегающая, тревожно-устойчивая, дезорганизованная — формируются в детстве и проявляются в межличностных отношениях во взрослом возрасте.
Все логично. Если ребенок привыкает, что родитель то есть, то его нет, и он не удовлетворяет потребности, — повзрослев, он будет бояться и избегать отношений, а вступив в них, будет склонен вцепляться в партнера мертвой хваткой, опасаясь, что он уйдет. Если не сформировано базовое доверие, человеку будет сложно доверять и близкому во взрослом возрасте.
«Не бери на ручки — не слезет» — одна из расхожих неверных рекомендаций.
Все как раз наоборот. Надежная привязанность — удовлетворение его потребностей — дает ребенку чувство защищенности. Уверенный, что у него есть надежный тыл и в случае чего он сможет получить заботу, поддержку и любовь, ребенок может спокойно исследовать мир, узнавать новое и налаживать контакты. Если у человека что-то есть, ему нет смысла за это цепляться, если же чего-то не хватает или он в чем-то ограничен — потребность становится все сильнее.
Интересное по теме
Почему малышей на самом деле нужно носить на ручках
Благодаря надежной привязанности, ребенок проще проходит возрастные сепарационные кризисы.
В 1969 году британские психологи сняли документальный фильм «Джон». В нем рассказывается о полуторагодовалом мальчике, который жил в любящей семье, но, когда его мать положили в больницу, мальчика отправили в дом малютки. В фильме показано, как Джон страдает, переживая разлуку в мамой. Фильм вызвал большой резонанс и привел к важным изменениям в системе ухода за детьми в Великобритании: дома малютки были закрыты, а фостерная семья стала официально признанной формой воспитания маленьких детей, оставшихся без родной семьи.
В книге «Тайная опора» Петрановская приводит пример: в традиционных культурах младенцы весь первый год жизни проводят, прижавшись к матери — она носит ребенка на спине или на руках. Такие малыши к двум годам намного более самостоятельны, чем их городские сверстники, проводящие много времени в кроватках, шезлонгах и колыбелях.
Надежная привязанность действительно формируется, если значимый взрослый «достаточно чутко» реагирует на потребности и запросы ребенка. Важно, чтобы этот человек был настроенным на ребенка, проявлял эмоциональное принятие и эмпатию, предсказуемо реагировал на обращение к нему ребенка.
Интересное по теме
«Семена эмпатии прорастают из наших отношений с детьми»: отрывок из книги «Чуткие дети»
Но вы не травмируете ребенка на всю жизнь и не обречете его на депрессию и алкоголизм к тридцати, если пару раз повысите на него голос или оставите у бабушки на пару недель.
Людмила Петрановская «Тайная опора»:
«Когда мы обнимаем, утешаем, защищаем малыша, мы, конечно, не думаем о том, что, может быть, несколько десятков лет спустя именно эти наши слова, наши объятия, наша любовь могут спасти его от депрессии, от опасного пренебрежения собой, от роковой ошибки, от капитуляции перед бедой или болезнью. Но именно так оно и работает. Когда детство кончается, привязанность остается с ним — навсегда. Его тайная опора».
Исследования показывают, что взрослому достаточно отвечать на 50 процентов запросов ребенка и быть сонастроенным с ним 30 процентов времени.
Кроме того, умеренная (!) фрустрация даже полезна для развития ребенка — он постепенно приучается к расставаниям с родителями, у него вырабатывается определенный запас прочности.
Травма привязанности формируется, если у ребенка нет своего значимого взрослого, если к нему применяют насилие и хронически не удовлетворяют его потребности в защите и заботе.
По словам Людмилы Петрановской, нет ребенка, у которого не было бы той или иной травмы привязанности. Но душевная боль, связанная с отношениями с родителями, — далеко не всегда катастрофа. Главное, чтобы родитель был отзывчив и доступен. Это несложно, если сам он не находится в депрессии или сильном стрессе.
Исправить ситуацию никогда не поздно.
Экспертка по привязанности Диана Пул Хеллер пишет, что надежная привязанность заложена в нас природой, как и стремление организма к самоисцелению: «Какой бы недосягаемой ни выглядела эта цель, надежная привязанность есть в каждом из нас, нужно только добраться до нее, вспомнить, что это такое, начать тренироваться и научиться ее показывать».
Качество привязанности корректируется, если отношения ребенка и взрослого значимо меняются. Повлиять на паттерн привязанности можно и во взрослом возрасте. Например, такой шанс есть в том случае, если человек с ненадежным типом привязанности вступит в отношения с понимающим партнером, у которого надежный тип.
На изменение стиля привязанности могут повлиять даже отношения с друзьями и знакомыми. И, наконец, с «выправлением» типа привязанности работают психотерапевты.
В книге «Нежно, близко, навсегда» Хеллер даже дает упражнения на развитие надежной привязанности.
Помимо теории привязанности, существуют и другие подходы к родительству.
Еще почитать по теме
Отвяжитесь уже: колонка о том, почему теория привязанности не должна брать родителей в заложники