Надя Рушева: художница, которая успела многое — но не повзрослеть

Самый знаменитый одаренный ребенок в СССР, чья жизнь прервалась в 17.

Фото: wikipedia

Надя Рушева прославилась в возрасте двенадцати лет. Ее выставки проходили не только в СССР, но и за рубежом. Надя Рушева стала первым ребенком, чьи иллюстрации к книгам действительно публиковали, и казалось, что впереди у нее огромное будущее.

Мы хотели бы вспомнить о ее жизни и работах, которые восхищали как простых обывателей, так и профессиональных критиков.

Портрет Нади Рушевой

Рождение Надежды

Родители художницы познакомились в Тувинском музыкально-драматическом театре в 1945 году. Николай Рушев был художником-оформителем, а Наталья Ажикмаа — балериной.

В 1946 году пара поженилась, а в 1950 году семью отправили в творческую командировку в столицу Монголии Улан-Батор. Там 31 января 1952 года у них и родилась дочь, которую назвали Надеждой.

По национальной монгольской традиции имя ребенку должен дать мудрец. Родители Нади, хоть знали, как назовут ребенка, были очарованы восточным колоритом этого обычая — и тоже решили ему последовать.

Знакомый семьи, Бямбын Ринчен (писатель и первый монгольский академик) предложил дать девочке созвучное с выбранным семьей имя Найдан, что в переводе с монгольского означает «вечно живущая».

В Улан-Баторе Рушевы прожили недолго и уже летом переехали в Москву.

Обычное детство необычной девочки

Надя росла в творческой семье: ей много читали, водили ее в музеи и на концерты, возили на море, рассказывали об искусстве и литературе. При этом родители не собирались делать из нее вундеркинда — ее не учили ни читать, ни писать до поступления в школу, не водили на дополнительные занятия.

Просто все в доме любили искусство — полюбила его и совсем маленькая Надя.

Перед ней был пример постоянно рисующего отца, и маленькая Надя с самых ранних лет что-то черкала на бумаге — благо, ее в доме было достаточно.

Интересное по теме

Арт внутри: книги для малышей, вдохновленные мировым искусством

Мама девочки рассказывала: «Рисовала она легко, играючи, как бы обводя лишь одной ей видимые контуры. При этом улыбаясь, приговаривала: „Какая-то слива получается… Или нет? Это, пожалуй, пароход. Ах, нет, нет! Эта печка. А Емелька две подушки положил и ушел…“ Это была радостная игра в рисование, свободные шутки воображения маленькой девочки».

Семья в ребенке души не чаяла. Когда в детском саду, который Надя посещала, к 8 Марта устроили смотр художественной самодеятельности, Рушевы подошли к вопросу с выдумкой. Мама разучила с ней танец «Декей-оо» и сшила синий национальный костюм с орнаментом, папа смастерил из того, что было под рукой, лимби — тувинский музыкальный инструмент. Надя блистала!

В семь лет девочка пошла в школу, и в том же году она создала первый цикл иллюстраций. Папа читал ей «Сказку о царе Салтане», а Надя рисовала. Всего она создала 36 картинок, которые показала отцу. Тогда Николай Рушев впервые понял, что у него растет настоящее дарование.

Путь художницы

Девочка много и с охотой рисовала, ее работы становились все лучше и лучше. Многие друзья и родственники говорили: «Ей нужно в художественную школу!» Но семья приняла решение позволить таланту Нади развиваться свободно, опасаясь, что стандартная программа обучения нанесет вред ее самобытному дару. Но совсем без наставников юная художница не осталась: с 1962 года она посещала изостудию Дворца Пионеров по субботам.

Надя очень любила читать (а все, что читала, стремилась проиллюстрировать), хорошо училась, участвовала в школьной самодеятельности и создании стенгазет. Естественно, что ее работы оказывались на школьных выставках, а в 1963 даже появлялись на страницах «Пионерской правды».

Но как-то специально над тем, чтобы девочка стала знаменитой, ее семья не работала — в отличие от родителей многих других советских вундеркиндов.

И тем не менее, первую выставку Нади Рушевой в 1964 году организовал Борис Полевой, знаменитый писатель и редактор журнала «Юность», а первую статью о девочке и ее творчестве создал не менее знаменитый Лев Кассиль. Произошло это благодаря тому, что 12-летняя Надя принимала участие в выставке «Рисуют наши дети», которая проходила на работе у ее отца.

Там оказался внештатник «Юности», который взял у родителей Нади папку с рисунками и отвез ее в редакцию к Полевому, чтобы тот посмотрел. Борис Николаевич не поверил, что это работы 12-летнего ребенка, он попросил Надю саму приехать и показать, как она это делает. Писатель был поражен ее талантом и решил устроить в помещении редакции «Юность», где всегда выставляли работы молодых авторов, большую персональную выставку из 165 работ Нади.

Позже было много выставок, в том числе и зарубежных: в Варшаве, Польше, Румынии, Индии. Творчество юной художницы особенно полюбилось японцам, которые оценили ее лаконичность и технику владения пером.

Творческий метод

Надя рисовала сразу набело. Она говорила, что видит, как рисунки проступают на бумаге, и ей остается только обвести их. Если что-то не выходило, она просто выбрасывала набросок. Если хотелось нарисовать то же самое, но по-другому, она брала новый лист. Ластиком она не пользовалась в принципе.

Девочка рисовала карандашом, углем, фломастерами, тушью, акварелью, цветными карандашами. Техника совершенствовалась и менялась в соответствии с задачами, которые художница перед собой ставила.

Надя Рушева создала около 12 тысяч работ: многое она дарила друзьям, посылала в письмах и даже на школьной доске периодически что-то набрасывала. Эта девочка хотела и любила рисовать, и ее талант сверкал буквально в каждой иллюстрации.

Первый подросток-иллюстратор в СССР

Надя Рушева была страстной читательницей: она поглощала классическую литературу, и обо всем прочитанном успевала оставить записи в дневнике. И ко всем историям, которые ее восхитили, она рисовала иллюстрации.

Надя создала работы по мотивам «Маленького Принца», «Войны и мира», сказок и мифов народов мира. А в 1968 году она познакомилась с пушкинистом Арнольдом Гессеном, который предложил ей проиллюстрировать свою книгу. Так появился гигантский цикл «Пушкиниана». Надя, подобно самому Пушкину, рисовала заточенным гусиным пером, как он когда-то делал на полях своих работ. Но Гессен остался недоволен рисунками и выпустил свою книгу без иллюстраций.

В 1968 году 16-летняя Надя прочла «Мастера и Маргариту». Роман так ее увлек, что она попросила отца достать все, что только можно, о жизни и творчестве Михаила Булгакова. И принялась рисовать. Особенно ей нравилась сцена встречи Мастера и Маргариты — девушка изобразила ее несколько раз по-разному.

Уже после смерти Нади иллюстрации передали Елене Булгаковой, вдове писателя. Она была поражена тем, насколько талантливыми были эти рисунки.

И просто подросток

Летом 1967 года Надя провела смену в знаменитом «Артеке». Ей дали путевку неожиданно, потому что семья даже не подавала заявку и никто из ее знакомых не выдвигал ее кандидатуру.

Всю смену девушка рисовала, помогала выпускать стенгазету, заводила новых друзей и наслаждалась жизнью. Даже впервые влюбилась.

После возвращения в Москву она продолжила общаться со своими вожатыми, переписываться с новыми друзьями, которые жили далеко от нее, много занималась культурно-массовой работой в классе.

Отец Нади немного ревновал, потому что его девочка начала от него отдаляться. Даже «Мастера и Маргариту» ей дали прочитать ее новые друзья, а не он, и это его огорчало.

Надя не стала «проблемным» подростком, все ее знакомства были исключительно приличными, родителей она по-прежнему нежно любила, но она взрослела. Она думала о будущем, о своей работе, планировала поступать во ВГИК и учиться на художника-мультипликатора. Это при том, что она уже была готовым художником-иллюстратором! Но Наде хотелось покорять новые вершины.

В своих письмах к друзьям она упоминает выставки вскользь, зато горячо рекомендует всем почитать «Мастера и Маргариту», переживает, что у нее застой в творчестве, рассказывает о том, как она переменилась в последнее время, делится планами и надеждами.

Неожиданный конец

Надя была увлеченным творцом и активной девушкой, но никто бы не сказал, что она работала на износ. Да, у нее было много дел, встреч и выставок, она читала, писала дневники и письма, и, конечно же, минимум полчаса в день посвящала рисованию. Но она не жаловалась на усталость, ей все это доставляло радость.

В 1968 году о Наде решили снять аж целых два документальных фильма. На съемки одного из них, который назывался «Твоя Пушкиниана», они с отцом поехали 28 февраля 1968 года в Ленинград. Оператор даже заснял, как Надя набрасывает на снегу веточкой профиль Пушкина — это была удача!

Утром 5 марта Николай и Надя Рушевы приехали домой, в Москву. В честь того, что они вернулись раньше, чем собирались, девушка осталась дома. Надя была переполнена планами и идеями.

Ее отец в дневнике записал: «После завтрака я собрал новую рабочую папку с черновиками и чертежами. Дочка оторвалась от писем и вышла в коридор:

— А ты уже на работу? Дай я почищу сзади на тебе пальто.

Мы вышли на лестницу, и пока Надя обмахивала меня щеткой, она как бы подводила итог:

— «Мастера и Маргариту» я завершила. «Войну и мир» — тоже. Биографию Пушкина, пожалуй, тоже… Буду продолжать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина… и, конечно, Шекспира! И еще: принеси мне, пожалуйста, сегодня из библиотеки «Дон-Кихота»: вижу новый цикл!»

Нового цикла не случилось. 6 марта 17-летняя Надя Рушева собиралась в школу: позавтракала, проверила портфель, надела форму, наклонилась застегнуть сапоги и упала без сознания. Отец побежал за врачом, вызвали скорую, Надю госпитализировали в 1-ю Градскую больницу, но спасти ее не удалось. Так и не придя в сознание, молодая художница умерла.

Врачи сказали, что у девушки произошел разрыв аневризмы сосудов головного мозга. О применении МРТ в медицине заговорили только в 1970 году, первый томограф сконструировали лишь в 1977, так что предсказать и предотвратить трагическую гибель юной художницы в ее время никто бы не смог.

Но даже если бы томографы существовали тогда, вряд ли бы это помогло: семья и доктора не подозревали, что здоровью Нади что-то угрожает. У нее не болела и не кружилась голова, не было необъяснимого упадка сил или судорог, — она была обыкновенным подростком.

Интересное по теме

Опухоль мозга у ребенка: как ее распознать и что делать

Посмертная слава

Известие о смерти Нади потрясло поклонников: буквально, ничто не предвещало! На ее надгробии воспроизвели один из самых ее трогательных рисунков — маленького кентавренка с венком.

Но и после ее кончины художницу не забыли: в родной школе создали посвященный ей музей, ее рисунки не раз выставлялись в музеях, вышло советское издание «Мастера и Маргариты» с иллюстрациями Нади Рушевой, портрет Мальчиша-Кибальчиша ее работы даже летал в космос.

В год ее 70-летия в Музее Пушкина открылась юбилейная выставка работ Нади Рушевой, которая продлится до 27 февраля. Но помимо нее, во всех концах страны в музеях, театрах и библиотеках открываются временные экспозиции, посвященные безвременно ушедшей художнице.

Впервые текст был опубликован в Chips Journal 31 января 2022 года.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...