Так похожие на многих из нас.
С нелюбовью к собственному телу, кажется, знакомо большинство современных молодых женщин. Почти каждая нет-нет да и ловила себя на мысли, что неплохо бы скинуть «те самые» пять килограммов или иметь нос другой формы / более пышные или стройные бедра / более крупную или, наоборот, меньшего размера грудь. Кто-то задумывался о хирургическом изменении внешности (и реализовывал его). Иногда такие мысли становятся навязчивыми. В классификаторах болезней даже есть психическое расстройство «дисморфофобия» — когда человек чрезмерно обеспокоен «дефектами» своего тела, которые могут быть даже незаметны другим.
Мы не утверждаем, что любое желание изменить себя — это повод для беспокойства. Но если оно влияет на качество жизни, приводит к избыточной трате ресурсов (эмоциональных, финансовых, временных) и сопровождается депрессией или расстройством пищевого поведения — стоит над этим задуматься и обратиться за помощью.
Для того чтобы тему негативного образа тела и дисморфофобии начали всерьез обсуждать в медиа, многое сделали западные селебрити, которые сталкиваются с болезненными переживаниями по поводу собственной «неидеальной» внешности не реже «обычных» людей.
Собрали истории трех известных женщин с проблемным образом тела, которые осмелились честно рассказать об этом.
В 2019 году, накануне своего 30-летия, американская певица Тейлор Свифт рассказала про 30 важных вещей, которые она узнала к своему возрасту. И одна из них такая: «Я перестала ненавидеть каждый грамм жира на моем теле. Я тяжело работала, чтобы переучить мозг, и он привык к тому, что дополнительный вес — это изгибы, блестящие волосы и больше энергии. Я думаю, многие из нас так или иначе сидят на диетах; если зайти слишком далеко, это может быть опасно. Но быстро это не исправишь. Я работаю над принятием собственного тела каждый день».
Как выяснилось позднее, у суперпопулярной артистки, про список наград которой написана отдельная страница в «Википедии», — нешуточные проблемы с образом тела. Она рассказала об этом в документальном фильме Netflix «Тейлор Свифт: Мисс Американа» (2020).
Из-за недоедания Свифт чувствовала сильную слабость. Во время нескольких туров певица была на грани того, чтобы отключиться прямо на сцене. Она думала, что так и должно быть. «А сейчас я понимаю: нет, если ты ешь еду, у тебя есть энергия, ты становишься сильнее, можешь выступать во всех этих шоу и не чувствовать себя так, — говорит она. — Если бы кто-то сказал мне: „Я переживаю за тебя“ — я бы стала защищаться: „О чем вы говорите? Конечно, я ем. Это совершенно нормально. Просто я очень много занимаюсь в зале“. И я правда много занималась — но я не ела. Думаю, ты и сам не осознаешь, что делаешь это, потому что все происходит постепенно… Ты никогда не говоришь себе: „Смотри-ка, у тебя расстройство пищевого поведения“, но ты знаешь, что записываешь все, что съедаешь, и что, возможно, это неправильно, но опять же — так много блогов про диеты, в которых тебе рассказывают, что ты должна делать».
Интересное по теме
7 важных текстов про РПП
«Мой принцип в отношениях с едой был таким же, как и в целом по жизни: если меня за что-то гладили по голове, я делала пометку „это хорошо“, если наказывали — ставила пометку „плохо“», — анализирует артистка.
Когда Свифт было 18 лет, ее фото впервые поместили на обложке журнала, и заголовок был: «Беременна в 18?» Свифт объясняет: она была одета так, что низ живота не выглядел плоским: «Я отметила это как наказание. А потом я как-то была в примерочной и кто-то мне сказал: „На тебя налезает этот размер? Невероятно!“… Для меня это было как поглаживание по голове. Когда постоянно замечаешь это, просто начинаешь согласовывать все с похвалой или наказанием, включая собственное тело».
Неизвестно, обращалась ли Свифт к психологу, но она выработала собственный способ справляться с этими деструктивными мыслями и поведением. В какой-то момент она поняла, что придется перестраивать всю систему убеждений. Она также осознала, насколько нереалистичны стандарты красоты, предъявляемые женщинам: «Всегда есть какой-то стандарт, которому ты не соответствуешь. Потому что если ты достаточно стройная — у тебя нет попы, которую все хотят. Но если у тебя достаточно веса, чтобы у тебя была попа, — тогда живот не слишком плоский. Все вместе — это тупо невозможно».
В фильме Свифт показывает на камеру фото, которое на днях чуть снова не вывело ее на скользкую дорожку стыда, ненависти к себе и недовольства собственным телом. Но артистка остановила себя, сказав: «Нет, мы больше этим не занимаемся, потому что лучше думать, что ты выглядишь толстой, чем выглядеть больной. Мы просто переключаем канал у себя в голове и больше этого не делаем. В прошлый раз это не привело нас ни к чему хорошему».
«В соцсетях мы видим столько всего, что заставляет нас чувствовать себя не такими, какими мы должны быть, что приходится буквально мантру в голове прокручивать, когда тебя начинают захватывать эти вредные и нездоровые мысли», — делилась она в интервью Variety.
Свифт говорит, что это свойственно многим людям из мира поп-культуры: «Люди выбрали такую работу, потому что хотели нравиться другим. Потому что мы изначально не уверены в себе и нам нравились аплодисменты: они позволяли нам забыть, как сильно наше внутреннее ощущение, что мы недостаточно хороши. Я делала это 15 лет, и я устала».
Интересное по теме
История женщины, создавшей журнал Elle. Отрывок книги «50 историй российских девушек, изменивших мир»
Давление ожиданий аудитории и общества в целом становится невыносимым. «Женщины-артистки, которых я знаю, вынуждены переизобретать себя в 20 раз чаще, чем мужчины. Они должны — иначе вон из профессии. Постоянно переделывать себя, постоянно находить новые грани себя, которые удивят людей. Будь новой для нас, будь молодой для нас, но только как-то по-новому и только таким образом, как мы хотим».
Свифт говорит, что новый образ мыслей сделал ее намного счастливее — теперь ее не так задевает, если кто-то покажет на нее пальцем и скажет, что она немного поправилась.
«Я пытаюсь быть максимально просвещенной и воспитанной, знать, как уважать людей и как перепрограммировать мизогинию в моем собственному мозгу — выбросить ее, отвергнуть и сопротивляться ей», — заявляет она.
А в 2022 году соцсети снова забурлили на тему Свифт и жира. В одном из эпизодов клипа на песню «Антигерой» многие усмотрели фэтфобию. По сюжету две личины Свифт — реальная Тейлор и ее Антигерой — находятся в ванной. Реальная Свифт становится на весы — Антигерой склоняется над ними, чтобы увидеть цифры, а видит слово «жир» («жирная», fat). В ответ на шумиху Свифт не стала вступать в дискуссию или рассказывать новые подробности про отношения с собственным телом — она попросту изменила клип, чтобы триггерящего слова «жирный» там не было. Такое решение понравилось не всем.
Но еще до того, как ей исполнилось 30, Свифт знала: «Пытаться угодить всем — путь к множеству проблем. Возможно, сначала ты пытаешься так себя вести, потому что тебя воспитывали как вежливую юную леди. Но если кто-то решит воспользоваться такой твоей особенностью, тебя могут настигнуть серьезные беды. Укрепляй свой костяк, доверяй своему нутру и знай, когда сделать ответный удар. Будь как змея — кусай, только если кто-то наступил на тебя».
Фото из соцсетей Билли Айлиш
Американскую певицу Билли Айлиш называют самой яркой звездой поколения Z. Слава обрушилась на нее внезапно, когда ей было всего 13: тогда они со старшим братом записали дома песню для ее танцевальных занятий — «Ocean Eyes», загрузили ее на SoundCloud и, как в фильмах, проснулись знаменитыми, потому что трек завирусился.
Так вышло, что через вызовы подросткового возраста и первых лет юности Билли проходила под пристальным и безжалостным взглядом многомиллионной публики — и она много рассуждает об этом.
«Мои отношения с телом были действительно ужасными, отвратительными с 11-летнего возраста, — говорила Айлиш. — Мне нравится, что мое тело — мое и что оно со мной везде, куда бы я ни отправилась. Мое тело — мой друг. Мой уродливый друг! Это сложно. Но что с этим поделать?»
Билли занималась танцами и думала, что сделает карьеру именно в этом искусстве, но в 13 лет она получила серьезную травму бедра — и с планами пришлось распрощаться. Именно на время занятий танцами пришелся пик нелюбви Айлиш к своему телу, по ее словам. «В подростковые годы я ненавидела себя… Я испытывала ярость к своему телу — сколько боли оно мне причинило и как много всего я потеряла из-за того, что произошло с ним!» — рассказывает певица.
Интересное по теме
Переходный возраст: почему мой ребенок вдруг стал неуправляемым
«Наверное, тогда я была наиболее неуверенной в себе, — продолжает она в другом интервью. — Я не могла говорить и просто вести себя нормально. Когда я думаю об этом или вижу фотографии из того времени, я вспоминаю, что мне совершенно не нравилась та, кем я была… Это был пик моей дисморфофобии. Я вообще не могла смотреть на себя в зеркало».
После самой тяжелой травмы было еще несколько повреждений нижней части тела — и столько же неверных диагнозов. Все это увеличивало отчуждение, которое Айлиш испытывала к своему телу. А потом она наконец узнала, что у нее синдром гипермобильности суставов (при таком заболевании у человека патологически ослаблены связки. — НЭН). «Я чувствовала, будто мое тело годами меня газлайтило. Мне пришлось долго принимать, что мое тело — это я и оно не хочет мне ничего плохого», — делилась певица.
Быть под пристальным вниманием миллионов — та еще задачка. Билли особо бесило, что на нее навешивали ярлыки: «Когда в самом начале карьеры тебя знают как человека, который „носит мешковатую одежду и поет вот так“, — это сводит с ума». У нее даже были эпизоды самоповреждений. Журналисты постоянно спекулировали: с кем она встречается? что у нее с сексуальностью? почему она так одевается? а может, она вообще сатанистка?
Интересное по теме
Селфхарм: зачем подростки занимаются самоповреждениями и что делать родителям?
Внешний вид певицы, в частности — стиль одежды, — то, что интересовало публику непрерывно.
«Я не хотела, чтобы люди сексуализировали меня. Но и не хотела, чтобы у них был доступ к моему телу, даже визуально. Я не была достаточно сильна и уверенна в себе, чтобы показать это», — делится Айлиш. Но потом набралась смелости. Как-то в 16 лет она появилась на публике в топе: «У меня с девяти лет большая грудь. Просто я вот такая. Так я выгляжу. Но ты надеваешь что-то откровенное — и все такие: „Ой, ты же не хотела, чтобы люди сексуализировали тебя?“ Можете поцеловать меня в задницу! Да, иногда я бываю сексуальной, отвалите»!
Билли пробовала менять свой стиль: так, на обложке британского Vogue она красуется в розовом корсете, а на один из Met Gala пришла в юбке от Gucci. Но, по ее словам, она все равно чувствовала себя под ударом. Айлиш говорит, что, похоже, что бы ты ни делал, во что бы ни одевался — среди окружающих и прессы всегда найдутся недовольные.
«Если я ношу мешковатую одежду — никого не привлекаю, чувствую себя невероятно несексуальной, недостойной любви и некрасивой, а люди стыдят меня за то, что я недостаточно женственная, — размышляет она. — Потом я надеваю что-то открытое, и они такие: ты жирная корова и шлюха. И вот я уже „шлюха, которая пытается продать свое тело подороже, как прочие знаменитости“. Так какого же хрена вам надо?! Это сумасшедший мир для женщин».
Айлиш говорит с грустью, что никогда не чувствует себя желанной и теперь из-за этого, вероятно, прилагает слишком много усилий, чтобы быть желанной. «Я никогда не чувствовала себя женщиной. Я вынуждена убеждать себя, что я типа симпатичная девушка», — делится она.
«Никто никогда не говорит ни слова о мужских телах. Если ты мускулистый — круто. Если нет — круто. Если ты худой как рельса — круто. Если у тебя тело папика — круто. Если ты пухленький — обожаем тебя. Всем все нравится, — возмущается Айлиш. — А знаете почему? Потому что девушки — милые. Им плевать, они видят людей такими, какие они есть».
Сейчас Айлиш 22 года. Она продолжает рефлексировать на тему образа тела и того, как предъявляемые обществом стандарты красоты влияют на отношение женщин к себе. Она даже затрагивает эту тему в своем творчестве (см., например, композицию Overheated).
«Я смотрю на людей в соцсетях, которые выглядят так, как я никогда не выглядела, и тут же думаю: „О боже, как у них это получается?“ Я знаю эту индустрию изнутри, знаю, как получаются эти фотографии. То, что выглядит реальным, на самом деле может быть фальшивкой. Я все это знаю — и все равно, когда вижу эти фото, мне становится плохо. Я очень уверена в себе, я счастлива жить свою жизнь… Но я, очевидно, несчастна из-за моих отношений с телом. Но есть ли кто-то, кто счастлив?» — задается вопросом Билли.
Кадр из фильма "Барбарелла" 1968
Третья героиня этого материала — из старшего поколения. Актрисе Джейн Фонде 86. И в прошлом году она рассказала, что в молодости тоже сталкивалась с проблемой негативного отношения к собственному телу.
У Джейн было непростое детство: с отцом, актером Генри Фондой, они не были близки, а мать, светская львица, покончила с собой во время лечения в психиатрической клинике, когда Джейн было 12. В том же году отец женился снова — на другой светской львице, 23 годам младше него.
Джейн, по ее словам, никогда не думала становиться актрисой: «Да, мой отец был актером, но он никогда не приносил в дом радость. Я никогда не чувствовала, что он рад. Думаю, что вообще он радовался, но он никогда не показывал этого, приходя домой. Так что у меня никогда не было желания получить то, что есть у него».
А еще — она не думала, что у нее есть талант и что она достаточно симпатичная (при этом до того, как окунуться в мир кино, Фонда работала моделью). «У меня было много нелюбви к своему телу, — говорит актриса спустя несколько десятилетий. — Я вообще была как потерянная. Быть молодой тяжело. Кто я? Что я должна делать в жизни? С кем я должна встретиться? Я не знала. Жаль, что, когда я была молодой, никто не сказал мне: „Не сдавайся. Продолжай. Станет легче“. Я не видела будущего и вообще не думала, что переживу 30 лет… Кроме того, я не уважала себя: если меня о чем-то просили или что-то мне предлагали, я не умела отказать. Я бы хотела, чтобы кто-то тогда сказал мне: „‚Нет‘ — это завершенное предложение“».
Когда Джейн уволили с позиции секретаря, по ее словам, за отказ спать с боссом, подруга — дочь театрального режиссера, актера и преподавателя Ли Страсберга — предложила ей попробовать поучиться у отца. На курс Джейн действительно приняли, учитель признал ее талант — и закрутилось. Сейчас в фильмографии Джейн Фонды более 70 фильмов, и она продолжает сниматься.
Интересное по теме
Нет сексуализированному насилию: как и когда начинать разговор с девочками о телесных границах
После 20, когда ее карьера только начала развиваться, актриса столкнулась с расстройством пищевого поведения — булимией.
«Я вела тайную жизнь. Я была очень-очень несчастна», — вспоминает Фонда. Она рассказывает, что практически не выходила на публику и не ходила на свидания. «Вначале это выглядит довольно невинно. Но со временем это становится ужасной зависимостью, которая захватывает твою жизнь, — но ты этого не понимаешь. Твой день строится вокруг того, чтобы найти еду, потом съесть ее — так, чтобы никто не видел этого и не знал об этом. Чувствуешь себя очень одиноко. И это как зависимость: если ты что-то съедаешь — ты хочешь избавиться от этого».
Развитие расстройства пищевого поведения Фонда связывает с переживанием неподлинности собственной жизни: «Это происходит из-за того, что ты живешь не свою жизнь, пытаешься быть не той, кто ты есть, и делаешь что-то чуждое тебе». С булимией Фонда боролась два десятилетия. В районе сорока она подумала, что, если продолжит в том же духе, она умрет — и справилась самостоятельно: «Я не знала, что есть группы поддержки, — я вообще ничего не знала про это. Никто не говорил об этом. Я даже не знала, что у этого есть название. Я просто перестала это делать — и это было действительно сложно».
Фонда говорит, что сейчас чувствует себя «прекрасно, как никогда»: теперь она счастливее, потому что нашла ответы на многие вопросы, которые ее волновали раньше. «Я не воспринимаю то, что у меня есть, как само собой разумеющееся. И я в восторге, что в своем возрасте продолжаю работать и у меня много энергии. Это сюрприз для меня», — делится актриса.