Великий абьюзер: жизнь, романы и отцовство Пабло Пикассо

Он любил, когда женщины плакали.

Фото: общественное достояние | Пабло Пикассо

Какой день рождения без разоблачительной статьи об имениннике? Сегодня у нас будет разбор супружеских и отцовских качеств великого испанца — Пабло Пикассо, который родился 25 октября 1881 года.

Из семьи художников

Итак, 25 октября в Малаге, в семье дона Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо-и-Лопес произошло важное и радостное событие — родился первенец. Младенца назвали Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо. Большое имя для большого художника!

Отец юного Пабло был достаточно известным художником, так что семья не бедствовала — в роскоши не купались, но уверенно держали марку среднего класса. Каждый раз, укладывая сына в постель, Мария рассказывала ему волшебные истории, которые сочиняла на ходу. Именно эти сказки Пикассо позже назвал той вещью, которая побудила его творить. Хосе одобрял творческий порыв: он очень рано начал учить Пабло рисовать.

Фото: общественное достояние | Пабло Пикассо с сестрой 

Вообще, судьба Пикассо складывалась довольно счастливо и гладко: он преуспевал в живописи под руководством отца, в восемь лет написал свою первую картину маслом, обучался в хорошей художественной школе, а в 14 лет поступил в престижную школу изящных искусств Ла-Лонха. В 16 лет он перебрался в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, но вместо того, чтобы учиться, он часами гулял по музею Прадо, напитываясь впечатлениями. Никакой тебе босоногой юности, никакого полу-голодного существования «нищего студента». Уже в 1900 году у юного художника состоялись две персональные выставки, появились хорошие друзья в артистической среде, а родители его активно поддерживали.

Между голубыми и розовыми периодами

Пикассо был плодовитым творцом, который постоянно искал собственный творческий путь. Начинал он с классического, можно даже сказать, салонного, реализма, затем, как всякий уважающий себя испанский художник попал под влияние Эль Греко. Увлечение работами великого классика молодой художник «скрестил» с приемами импрессионистов — в этой манере он писал картины своего «голубого» и «розового периодов».

Затем Пикассо занялся анализом формы и породил совершенно новый, доселе невиданный жанр — кубизм. А в 1925 году он приобщился и к сюрреализму.

Фото: muratart | Shutterstock | Fotodom

Помимо живописи Пикассо увлекался скульптурой, керамикой, созданием гравюр и даже сценографией для балета. Очень разносторонний и плодовитый творец, он находил вдохновение везде и по этой причине отказывался сидеть на месте: молодой Пикассо колесил по Европе, работая то в Мадриде, то в Барселоне, то в Риме, то в Париже. Он практически никогда не оставался без работы и успел посотрудничать с величайшими гениями своего времени. Его любили женщины, даже когда его густая блестящая шевелюра сменилась не менее блестящей лысиной. К концу жизни он был богатейшим человеком, владеющим несколькими замками.

К сожалению, несмотря на мощнейшее обаяние, талант и достаток, жить с Пикассо было совершенно невозможно, что доказывают судьбы всех его женщин.

Непрерывный поток женщин

Во всех биографиях пишут, что Пикассо был чрезвычайно влюбчив. Этим невинным словом исследователи маскируют тот факт, что великий художник в личной жизни представлял из себя поверхностного бабника. Он очень быстро увлекался красивыми женщинами, и так же быстро остывал. В женщинах он не видел личностей, для него они были просто хорошенькими существами, предназначенными для секса, деторождения и обслуживания мужчин. Измены он не считал за грех и обожал стравливать своих любовниц. Метания, слезы, переживания и гнев своих подруг он находил очень вдохновляющими.

К сожалению, на Пабло Пикассо все это не было написано: объективно привлекательный испанец, полный жизни и вдохновения, сражал женщин своей харизмой наповал. Каждая верила, что ради нее этот мужчина исправится, хотя он честно признавался: «Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив».

Фото: общественное достояние | Пабло Пикассо 1904

В юности Пикассо жил в Париже, где познакомился с молодой художницей Фернандой Оливье. На тот момент родители уже перестали материально поддерживать взрослого сына, поэтому он съехался со своей новой подругой. Денег было мало, тратить их надо было экономно, а совместное проживание с женщиной давало молодому художнику сразу несколько преимуществ: бесплатную натурщицу, устроенный быт и, конечно, секс.

Молодые люди жили бурно: Пикассо изменял — Фернанда тоже, они орали друг на друга, швырялись предметами обстановки, дрались, выгоняли друг друга из дома поочередно. Совершенно измотав нервы Фернанде, через семь лет Пабло с ней расстался — как раз тогда, когда нужда в бесплатной домработнице отпала.

Незадолго до разрыва с Фернандой, Пикассо встретил новую женщину — Марсель Умбер. Она была тихой, субтильной красавицей, которая страдала от туберкулеза. В 1911 году она и Пикассо отправились в путешествие по Европе, бросив своих прежних возлюбленных. Мучить Еву (так художник называл Марсель) было совершенно необязательно — она и так умирала. Она тихо устраивала быт художника, мирилась с его слабостями, наводила в квартире уют, пока он напоказ страдал из-за ее смертельной болезни. В 1915 году Марсель Умбер умерла от туберкулеза в больнице.

После смерти Марсель Пикассо пустился во все тяжкие и загулял. Он пил, посещал богемные сборища, менял женщин. Но в 1917 году, во время работы над балетом «Парад» художник познакомился с Ольгой Хохловой — русской балериной. С ней он тоже планировал закрутить интрижку, но Ольга была серьезной женщиной — она настояла на браке и подписании брачного договора. Не удивительно, в общем-то — если бы женщина забеременела, это положило бы конец ее карьере. Пикассо женился.

Фото: muratart | Shutterstock | Fotodom

Тут, что называется, нашла коса на камень. Ольга была балериной, а значит — человеком жесткой дисциплины с сильной волей и планами. Она отказалась жить на съемных квартирах — Пикассо пришлось купить дом. Она хотела, чтобы в этом доме проходили светские рауты — и приемы устраивались. Она требовала, чтобы ее лицо на портретах было узнаваемо — Пабло подчинялся и писал в реалистичной манере.

Чтобы понять такую невиданную покладистость, придется вспомнить, что в то время русский балет был на пике моды. Пикассо гордился своей женой, как гордятся золотой медалью на Олимпийских играх: ее не стыдно было вывести в люди, она производила ошеломительное впечатление, ее строгое лицо и безупречное воспитание уравновешивали богемную фигуру самого Пабло, а значит, делали его гораздо более респектабельным персонажем, чем другие парижские художники.

В 1921 году Ольга родила художнику его первенца, которого назвали Пауло (или Полем на французский манер). В этот период художник написал много идиллических картин, вдохновленных ребенком и спокойной сытой жизнью. Но чего-то ему все равно не хватало. Как-то все шло слишком уж хорошо.

В 1927 году на улице Пикассо познакомился с 17-летней Марией-Терезой Вальтер. 46-летнему художнику удалось обаять совсем юную девушку, в результате чего она стала его постоянной любовницей. Пикассо относился к Марии-Терезе, как к красивой игрушке — подавлял ее волю, навязывал свое мнение, прогибал границы. Ольга Хохлова знала о существовании любовницы, но терпела ради ребенка. Сама Мария-Тереза смирилась со своим положением и не протестовала.

Фото: общественное достояние | Пабло Пикассо с сестрой 

Пикассо нравилось вызывать ревность. Его вдохновлял тот факт, что за него, немолодого, в общем-то человека, готовы побороться красавицы. В 1935 году, когда Мария-Тереза родила дочь, которую назвала Майя, художник снял ей дом по соседству со своим семейным. Тут уж терпению Ольги пришел конец — она собрала Пауло и съехала от мужа.

Пикассо тут же начал бракоразводный процесс, но Ольга отказалась давать художнику свободу. Несмотря на то, что они жили раздельно, Пикассо и Хохлова оставались женатыми до самой смерти балерины в 1955 году.

А что же Мария-Тереза? В 1936 году Пикассо познакомился с фотографом Дорой Маар. Он оказывал ей знаки внимания, и женщина была серьезно увлечена художником. Однажды во время работы над знаменитой «Герникой» Мария-Тереза и Дора оказались в одной студии. Завязался скандал: женщины требовали, чтобы Пикассо выбрал одну из них и не морочил обеим головы. Художник ответил, что выбирать не будет, и вообще это они должны за него бороться. В итоге случилась самая настоящая драка, о которой Пикассо ужасно любил вспоминать в интервью: мол, смотрите, какой я сладкий пирожочек!

Мария-Тереза простила Пабло его неверность, но она уже наскучила Пикассо. Его увлекла ранимая, нервная, неуравновешенная и чувствительная Дора, которая часто плакала. Все портреты этой женщины за авторством Пикассо изображают ее в слезах.

До 1945 года художник поддерживал отношения и с Марией-Терезой, и с Дорой. Эмоциональные качели, которые устраивал Пикассо, и физическое насилие поставили последнюю на грань нервного срыва. В 1945 году она попала в психиатрическую лечебницу, а Пабло оборвал отношения разом и с ней и с ее соперницей (и товаркой по несчастью).

Почему же он это сделал? Потому, что в 1943 году познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило. Полгода она была его натурщицей и ученицей, а затем пара вступила в отношения, несмотря на колоссальную разницу в возрасте (40 лет!). Пикассо на тот момент очень уж изредка встречался с Марией-Терезой и Дорой, поэтому ему удалось провести их по разряду «бывшие».

В 1948 году Жило и Пикассо стали жить вместе в Валлорисе на юге Франции. У них было двое совместных детей — Клод (родился в 1947 году) и Палома (родилась в 1949 году). Тогдашнее творчество Пикассо было наполнено счастьем и яркими красками. Казалось, он нашел свою судьбу. Но, как известно, дурная голова ногам покоя не дает.

Пабло и не думал сдерживать свой скверный нрав. Он ворчал, оскорблял, унижал подругу с тем же пылом, что и остальных женщин. Он даже забрал семейный автомобиль накануне родов, не озаботившись тем, как Франсуаза будет добираться до больницы. Она прощала его, радуясь сопричастности творчеству своего великого любовника.

Фото: Andrzej Lisowski Travel | Shutterstock | Fotodom

Но в 1953 году Франсуаза пришла домой и обнаружила в постели Пикассо Дору Маар. Вряд ли это было случайностью — как уже было сказано, великий художник обожал ради забавы стравливать своих женщин. Но Франсуаза не поддалась на провокацию. Она не собиралась драться с Дорой или что-то доказывать своему любовнику. Как она позже призналась, в тот момент она впервые осознала возраст Пабло: «Это был старик, но с поведением ветреного юноши». С этим человеком ей было больше не по пути — молодая художница собрала детей и вещи, и буквально одним днем съехала от Пикассо. Тут настал его черед уговаривать и умолять, но женщина осталась непреклонной.

Она, кстати, позже вышла замуж за изобретателя вакцины от полиомиелита, прожила долгую жизнь и опубликовала мемуары о своей жизни с Пабло. С детьми Пикассо отказался общаться после того, как Франсуаза так «вероломно» его бросила.

В конце концов Пикассо женился в 1961 году на простой продавщице Жаклин Рок. Она была с ним до самой его смерти в 1973 и исполняла все его капризы.

После смерти Пикассо две из его бывших подруг покончили с собой: Мария-Тереза Вальтер в 1977 году, Жаклин Рок — в 1986 году.

Ветренный отец

Точно так же, как он очаровывался женщинами, Пикассо очаровывался детьми, но стремительно к ним охладевал. Старшего сына Пауло он баловал и рисовал в различных образах, но стоило Пикассо разойтись с его матерью, как ребенок стал ему не нужен. Он помогал своей «бывшей семье» материально, но это были скудные подачки, а не настоящее содержание. Повзрослевший сын работал у отца личным водителем. Пабло не упускал возможности пройтись по своему старшенькому: «Никчемное создание! Анархист! Отродье белогвардейки!» Отверженный отцом, Пауло спился и умер вскоре после Пикассо — в 1975 году.

Пауло был женат дважды, у него родились трое детей — Пабло, Марина и Бернар. Все они жили в бедности при деде-миллионере. Пабло-младший покончил с собой из-за того, что вдова Пикассо не пустила их на похороны.

Фото: портрет Пикассо, выполненный Хуаном Грисом 1912 | общественное достояние

С Майей, рожденной Марией-Терезой, Пикассо виделся дважды в неделю, пока дочь не повзрослела. Она особо ни на что и не рассчитывала, так что разрыв отношений с отцом воспринимала совершенно спокойно, и строила свою жизнь без оглядки на него.

Клод и Палома были любимчиками Пикассо, но ровно до того момента, как Франсуаза Жило решила уйти от гражданского мужа. После они общались редко. Клод стал режиссером и менеджером, а Палома — модельером и парфюмером.

О своем решении расстаться с Пикассо и оградить от его влияния детей Франсуаза Жило никогда не жалела. В интервью для The Times она заявила: «Он был удивительно изобретательным, умным и обольстительным. Если он был в настроении очаровывать, даже камни плясали под его дудку. Но в то же время он был садистски жестоким и беспощадным как к другим, так и к самому себе. Все должно было быть по-его. Пабло считал себя Богом, но он им не был, и это его раздражало! … Пабло был самой большой любовью моей жизни, но чтобы защитить себя приходится принимать меры. Я это сделала. Я ушла до того, как была уничтожена. Остальные этого не сделали, они вцепились в могучего Минотавра и заплатили за это высокую цену».

Интервью Что нужно знать о депривации сна молодым родителям: объясняет сомнолог
Все молодые родители сталкиваются с тем, что в их привычный режим врывается необходимость постоянно просыпаться по ночам. Чем это опасно, как недостаток сна вли...
Ликбез Кто такой cycle breaker и почему их должно становиться больше? Представляем новое слово из мира родительства
Не успела улечься пыль вокруг тоддлера и сиблинга, как я принесла вам новое словечко, которое еще не имеет русскоязычного аналога, но у...