Сегодня мы хотим вам рассказать про замечательную женщину, которая коней на скаку останавливала и в горящие избы входила, а когда получала травмы, называла их просто парой царапин.
Представьте себе сцену в кино: на крышу быстро едущего поезда с крыши станции прыгает девушка. Но что-то идет не так! Она катится по вагону и чуть не падает, чудом цепляется и подтягивается обратно. Исполнительница трюка и наша сегодняшняя героиня вспоминала это так: «Приземлилась я правильно, но из-за движения поезда я упала и покатилась к концу вагона. Мне удалось ухватиться за вентиляционное отверстие, но я позволила своему телу повиснуть на краю, чтобы иусилить эффект от происходящего на экране. Отделалась парой синяков».
Дело происходило в 1915 году, а храбрую каскадершу звали Хелен Гибсон. И она была первой среди женщин в этой профессии.
Но прежде чем рассказывать непосредственно о Хелен и ее судьбе, нужно пояснить, что тогда творилось в американском кинематографе.
С самого момента возникновения искусство кино быстро развивалось. 28 декабря 1895 года состоялся первый в мире кинопоказ — спасибо братьям Люмьер! — а уже через десять лет в США расцвела сеть дешевых кинотеатров «никельодеонов», которые предлагали насладиться новинками кино всего за пять центов.
В начале века в Нью-Йорке существовали десятки мелких студий, которые готовы были удовлетворять растущий спрос, но получалось у них плоховато. Первая кинопленка обладала низкой светочувствительностью, первые осветительные электроприборы светили, прямо скажем, не очень, а нью-йоркское небо никогда не отличалось стабильной безоблачностью. Короче, снимать надо было где-то южнее, чтобы не терять в скорости выпуска продукции.
А тут еще Томас Эдисон попытался монополизировать индустрию, и мелкие киностудии массово побежали на западное побережье США, в окрестности захолустного городка Лос-Анджелес. Там было солнечно, виды радовали приятным разнообразием, а главное, детективы эдисоновского треста ленились тащиться в такую даль.
Так на западном побережье США стремительно начали расти Лос-Анджелес, Голливуд и американское кино. Как и в любой молодой, стихийно растущей области, в киноиндустрии поначалу царила демократия. Актеры имели право голоса, участвовали в разработке сценариев и трюков, а режиссеры слушали их, если предложения были стоящими.
Тогда же, на заре туманной юности кинематографа, появились первые киносериалы. Это были короткие кинофильмы с продолжением, которое выходило каждую неделю. Первый сериал выпустила Thomas A. Edison’s Company в 1912 году, а дальше этим форматом увлеклись все более или менее значительные студии Америки.
Интересное по теме
8 сериалов для взрослых. Что посмотреть, чтобы отвлечься?
Сейчас противники сильных и независимых героинь в кино очень напрягутся, но самыми популярными тогда были сериалы с женщинами в главных ролях. И, конечно, эти фильмы являлись приключенческими — а как еще заставить зрителя смотреть твой продукт, если кино немое и на диалогах не вывезешь? Сильные и независимые дамы скакали на лошадях, стреляли, совершали безумные прыжки на крыши едущих поездов, гоняли на автомобилях, выбивали ворота мотоциклами и бегали по крышам.
«Женщина + приключения + погони и трюки» — это была золотая формула успеха. А если формула работает, значит, стоит продолжать в том же духе! С 1912 по 1920 годы появились десятки фильмов с сильными, ловкими и умными дамами в главных ролях. Даже появился феномен «королев сериалов» — так называли самых популярных ведущих актрис жанра. И большинство этих актрис выполняли трюки сами, как Том Круз. Правда, поначалу трюки были простенькими.
Однако, если хочешь удержать зрителя, нужно повышать ставки, показывая ему то, что не покажут конкуренты. По этому пути и пошел самый длинный сериал той эпохи — «Опасности Хелен». В нем было аж 119 серий!
«Опасности Хелен» рассказывали о приключениях телеграфистки, которую недооценивает чисто мужской коллектив коллег, а она все время спасает то поезда от крушения, то пассажиров от ограблений. Сериал стартовал в 1914 году с Хелен Холмс в главной роли.
Холмс и сама не чуралась риска, но для наиболее эффектных и опасных сцен ей подобрали дублершу — Роуз Гибсон, героиню нашей сегодняшней истории (чуть ниже мы расскажем о том, как Роуз стала Хелен!).
Интересное по теме
Girl power: серия фотографий о том, что девочки могут все
Роуз Огаст Уэнджер родилась 27 августа 1892 года в Кливленде. У нее было четыре сестры, а братьев — не было. Ее отец Фред очень хотел сына, чтобы разделить с ним «мужские» увлечения, но с сыном не сложилось. Поэтому он не запрещал юной Роуз вести себя как сорванец: девочка лазила по деревьям, крышам, бегала, купалась в местных водоемах, ездила на лошади и не слышала даже слова поперек от отца.
Такое воспитание привело к закономерному итогу. Летом 1909 года юная Роуз увидела шоу «Дикий Запад» и подумала: «Вау, это то, чем я бы хотела заниматься!» Надо сказать, что на лошади девушка держалась неплохо, но ничего сложнее езды галопом не пробовала. Однако, когда она увидела объявление о наборе девушек-наездниц для шоу 101 Ranch Real Wild West Show, она тут же откликнулась.
Роуз с азартом обучалась гимнастической верховой езде и уже в апреле 1910 года выступала перед зрителями.
Жизнь артистки родео-шоу ей нравилась, но в 1911 году во время гастролей в районе Лос-Анджелеса шоу, в котором выступала Роуз, неожиданно закрылось. Но дело-то было в окрестностях «фабрики грез»! Конная массовка понадобилась Томасу Инну — «отцу вестерна». Он нанял всю труппу, которая так и осела в районе Венис.
Роуз снималась в кино в качестве актрисы массовки, а в промежутках между съемками участвовала в родео. Везде ее умения были востребованы: в кино она получала уже довольно неплохое жалование, в родео — собирала призы.
В 1913 году на соревнованиях в Пендлтоне девушка встретила другого чемпиона арены, любимчика публики и умелого наездника — Хута Гибсона. Молодые люди подружились и начали вместе выступать. Но быт в Пендлтоне был довольно суров: неженатым артистам приходилось ночевать на скамейках, в коридорах гостиниц и прочих экзотических местах, поскольку номеров в отелях катастрофически не хватало и их берегли для официальных пар. Роуз и Хут подумали, что лучше спать в кровати, чем где попало, и спешно поженились.
Это было не самое удачное их решение, поскольку неземной страстью они друг к другу не пылали. Однако первое время брак держался на том, что молодые люди смотрели в одну сторону: Хут тоже был актером, каскадером и, кстати, он — один из немногих исполнителей, кто успешно пережил наступление эры звукового кино!
Но вернемся к нашей Роуз.
Когда стартовал сериал «Опасности Хелен», Роуз взяли на роль дублерши главной звезды проекта — Хелен Холмс. Молодые женщины были весьма похожи, что очень облегчало съемки. Обе участвовали в создании сценария и обсуждении трюков. Самые безумные из этих идей воплощала на экране Роуз Гибсон. Продюсеры были довольны: сериал набирал популярность, а доходы молодой каскадерши росли.
Но в 1915 году Хелен Холмс решила вместе с мужем организовать собственную продюсерскую компанию и покинула съемочную площадку «Опасностей Хелен».
Создатели сериала не стали унывать: у них же была Роуз Гибсон! Роуз, как уже говорилось, очень походила на Холмс внешне, обладала, помимо выдающихся навыков, отменным актерским талантом и отличалась несомненной красотой (ах, эти сияющие глаза и ослепительная улыбка!).
Роуз пригласили на главную роль, но попросили сменить имя на Хелен. Так на свет появилась новая «королева сериалов» Хелен Гибсон. И что она творила на экране — уму непостижимо!
Интересное по теме
Икона феминизма, активистка, мать троих детей: все о Джиллиан Андерсон и ее материнстве
Хелен Гибсон знала свои возможности, поэтому на мелочи не разменивалась. Она разрабатывала трюки сама, предлагала их сценаристам, выполняла их и иной раз вызывала знатную головную боль у страховых агентов, которые просто не могли поверить в то, что женщина такое сможет сотворить и пережить.
Хелен Гибсон прыгала с крыши станции на крышу движущегося поезда и свисала с края вагона «для драматичности». Прыгала с биплана в реку. Стоя на двух параллельно скачущих лошадях, хватала веревку, свисающую с моста, и перелетала на крышу поезда.
В 1917 году завершились «Опасности Хелен», но не карьера Гибсон. Она продолжала сниматься и выполнять великолепные трюки с лошадьми, мотоциклами и прыжками.
А где в это время был Хут Гибсон? А муж нашей героини служил в армии и сражался в Европе на полях Первой мировой. Когда Хут вернулся домой в 1918 году, он обнаружил, что его жена стала известной и высокооплачиваемой актрисой. Муж был недоволен. Он негодовал. Некоторое время Хут изводил Хелен придирками, изменами и скандалами, но та не собиралась отказываться от карьеры (трудно запугать женщину, которая прыгает с самолета в реку!).
В результате в 1920 году отношения настолько испортились, что пара разъехалась. Пока актеры жили раздельно и дожидались развода, прошла перепись населения и Хелен в графе «семейное положение» написала: «Вдова».
Интересное по теме
Права, возможности, мотоцикл опционально
Но в 20-е годы карьера Хелен Гибсон пошла на спад. Началось все с того, что в 1921 году женщина попала в больницу. Нееет, не с переломами, как вы можете подумать, — Хелен была крепкой дамой! — а с перитонитом. Крепкая дама ходила с аппендицитом вплоть до его разрыва, что закономерно окончилось операцией и долгой госпитализацией.
Едва выйдя из больницы, Хелен вернулась к работе, но серьезная физическая активность спровоцировала осложнения, а осложнения закончились повторной госпитализацией. Гибсон и в первый раз лечилась не бесплатно, но тут снова понадобились деньги, а их не было: за работу, на которой она так надрывалась, не заплатили, поскольку студия обанкротилась и растворилась в воздухе. Актрисе пришлось продать украшения, автомобиль и часть мебели из дома, чтобы заплатить госпиталю за лечение.
Чтобы поправить финансовое положение, в 1924 году Хелен Гибсон устроилась в Ringling Bros. and Barnum & Bailey Circus (цирк, основанный знаменитым Финеасом Барнумом).
В мире кино в это время крупные студии все больше теснили мелких конкурентов, индустрией стали заправлять продюсеры, а творческая свобода актеров существенно ограничилась. В трюковых сценах боссы студий предпочитали видеть не каскадерш, которые были «штучным товаром» и «не могли», а каскадеров в париках.
Но даже это не помешало Хелен Гибсон вернуться в кино в 1927 году! Она дублировала в сложных сценах известных актрис и снималась в эпизодах, однако главных ролей больше не получала. Наступала эра звукового кино, которая уничтожила многих звезд кино немого.
В 1935 году Хелен повторно вышла замуж — за студийного электрика по имени Клифтон Джонсон. Этот брак оказался счастливым и продолжался до самой смерти актрисы. Она была почетной гостьей благотворительных родео и выставок лошадей, вела тихую жизнь и до 1962 года снималась в эпизодах. Свою последнюю роль Хелен исполнила в фильме «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» — это была безымянная горожанка. После съемок актриса вышла на пенсию и поселилась в Розберге.
Она умерла в 1977 году в возрасте 85 лет.
Практика найма мужчин в париках для дублирования актрис в сложных сценах существует до сих пор, против чего выступают профессиональные каскадерши. Они помнят, что еще в 1917 году женщина могла пробить мотоциклом ворота и залететь в движущийся поезд, не убив по дороге ни себя, ни окружающих. Они раздражаются, когда говорят, что «женщина этого выполнить не сможет», так же, как более века назад раздражалась Хелен Гибсон, слыша: «Бьюсь об заклад, это сделала не она сама».