Попробуем разгадать древнейшую загадку.
Опытные родители знают, что детский сад — это какое-то магическое место. Дома ребенок отрицает любую здоровую еду, спать отказывается, даже если глаза слипаются, а о том, чтобы самостоятельно надеть сандалики — даже речи не идет. Но стоит этому же ребенку переступить порог сада — и он вдруг меняется. Ест гречку. Засыпает на дневном сне за пять минут. Моет руки без напоминаний. Сам одевается и раздевается.
Значит ли это, что вы его как-то не так воспитываете, а воспитатели в садике знают какой-то тайный секрет? Или, наоборот, — дома малышу хорошо и комфортно, и поэтому он ведет себя естественно, а в садике на него давят, и он слушается только из страха? Разбираемся вместе с сотрудниками детского сада Европейской гимназии.
В саду у ребенка очень много разной нагрузки: и социальной, и сенсорной, и физической. И большая часть детей действительно нуждается в дневном сне.
Первое время мы всегда наблюдаем за детьми и стараемся понять, какие условия им нужны для комфортного сна: особые ритуалы, приглушенный свет, уют, «обнимающие» тяжелые одеяла. Бывают дети, которые просто лежат в кровати или спят через день. Бывают те, кто вообще спать не хочет — и это тоже нормально. Для них у нас работает «тихий класс», где можно спокойно порассматривать книжки или пособирать пазлы.
Светлана Чурилкина — воспитатель детского сада Европейской гимназии
Совершенно нормально не спать дома в выходные, когда активностей не так много, — и засыпать в садике, потому что, во-первых, малыш устает, а во-вторых, там ложатся спать все его друзья. А человек — очень социальное существо, и в садике все его зеркальные нейроны будут громко кричать «делай, как все!» То есть ешь, спи, мой руки.
В этом вопросе дети обычно делятся на две группы: тех, кто любит пробовать новое (и особенно, чужое!), поэтому не ест то, что им готовят дома, и тех, кто признает только знакомую еду. А еще, конечно, дети обычно повторяют друг за другом — причем в разные стороны. Например, кто-то с удовольствием ест овощи, значит, есть вероятность, что сосед тоже их попробует. И наоборот: если кто-то с отвращением отодвигает тарелку с супом, то не факт, что к нему притронется хоть кто-то из группы. В конце концов мы все произошли от тех людей, которые с удовольствием ели то, что уже попробовали другие, и отказывались от тех корешков и ягод, которые вызывали неприятные эмоции у товарищей по пещере.
У нас была прекрасная история. Дети совсем не ели зелень — особенно укроп. Воспитатели решили сделать из него «куст» в центре стола — ребята начали играть, щекотать носы, смеяться и… пробовать! Такая же ситуация была с пиццей: ее ели без энтузиазма, а оказалось, что дело было в нарезке — квадратная пицца никому не нравилась, а куски в виде треугольников, как у черепашек-ниндзя, сделали это блюдо хитом. Такие подходы пробуждают у детей пищевой интерес.
Еще для нас важно подходить к еде через субъектность — сформировать уважение к желаниям и телу. Например, выбирать посуду, в которую дети могут накладывать столько еды, сколько захотят сами — и не доедать все до последней крошки.
Ася Клещева, координатор детского сада Европейской гимназии
Со сладким все объясняется довольно просто: ребенок ест его дома, потому что оно там есть. В садике сладкую булочку могут дать на полдник или блинчики с вареньем на завтрак — но шкафов и ваз с конфетами здесь нет.
Если бы у родителей была возможность понаблюдать за своими детьми в саду через маленькое окошко, то многие были бы удивлены: часто дети в группе ведут себя гораздо смелее, активнее и решительнее.
Когда родитель рядом — ребенок привыкает полагаться на него и действовать по привычной схеме: близкий значимый взрослый сам угадает его желания и решит все его проблемы. Ведь общение в семье часто происходит на уровне невербальной коммуникации. Например, ребенок нерешительно остановился — и папа сразу понял, что ему надо дать руку и помочь подняться по лестнице.
В саду нужно вырабатывать совершенно другую сигнальную систему. Дети пробуют отстаивать свои границы или, наоборот, играть вместе и договариваться. Они учатся транслировать целый спектр всего: и позитивные эмоции, и негативные, с которыми нужно справляться.
Для нас очень важно, чтобы дети научились обращаться за помощью. В семье ему помогут и так — а чтобы сформулировать свою просьбу в новом сообществе, нужен целый веер навыков: понять, что нужно, попросить об этом спокойно, подобрать слова. Рассказать о своей проблеме взрослым и попросить помощь — не жалобы и не ябедничество, а умение донести свои чувства и защитить границы.
Хорошие родители в большинстве случаев встают на сторону своего ребенка — и это правильно! А в саду он на равных с другими детьми. Поэтому мы сочувствуем малышу, слушаем его версию событий и его варианты решения проблемы, предлагаем альтернативы. Но не решаем ее за него и стараемся научить действовать самостоятельно, чтобы в следующий раз он справился без помощи взрослого.
Светлана Чурилкина — воспитатель детского сада Европейской гимназии
Интересное по теме
Вместе весело шагать: все, что родителям нужно знать о детской дружбе
Ребенок попадает в детское сообщество, в котором ему нужно научиться взаимодействовать не со взрослыми, которые часто ведут себя предсказуемо и детоориентированно, а со сверстниками. Для этого приходится развивать разные умения, выбирать стратегии поведения. Новая среда — это стресс (и не только для детей). И чаще всего этот стресс проявляется во время адаптации — времени, которое нужно ребенку, чтобы привыкнуть к новым условиям. Постепенно он подстраивается под общепринятые правила и договоренности — и его поведение нормализуется.
Мы сами в разных компаниях ведем себя по-разному. А дети наблюдают за ними — и видят эти изменения. Но далеко не всегда они ведут себя в саду лучше, чем дома. Бывает и наоборот: в группе ребенок очень активно проявляет себя, чтобы получить максимум внимания, потому что чувствует конкурентную среду. И поведение тихого домашнего ребенка становится ярким и громким — таким, какого родители не видели раньше.
Светлана Чурилкина — воспитатель детского сада Европейской гимназии
В коллективе дети учатся взаимодействовать — и делать так, чтобы это взаимодействие было для них комфортным и даже выгодным. Например, проще отказываются от каких-то занятий в пользу других: могут пойти поиграть со всеми в мяч, а потом вернуться к своим игрушкам. Так происходит развитие произвольности — умения делать что-то и прикладывать к этому волевое усилие.
В саду много звуков, много ощущений, много социальной нагрузки — нужно взаимодействовать друг с другом в рамках правил. Это сложно, потому что нужно все время подчинять свое поведение чему-то. Усталость накапливается — и в какой-то момент может вырваться наружу слезами или скандалом. Часто это происходит дома, потому что там дети более расслаблены — а родное безопасное пространство позволяет им выдохнуть.
Еще — в саду негативные эмоции переживаются легче, потому что ребенок быстро переключается на другую деятельность: видит, как другие дети увлеченно играют, и ему хочется присоединиться.
Сад — место, где у ребенка много коммуникации, много сенсорных стимулов, необходимость действовать в определенном режиме. Это вызывает напряжение — как и у нас на работе. Даже если мы работаем в идеальном опенспейсе с подушками, печеньками и теннисным столом, то все равно находимся в тонусе.
Поэтому дома у ребенка должно быть пространство для отдыха. Ему нужно много времени, чтобы уложить в голове все, что с ним произошло за день. А взрослому, который приводит своего ребенка в детский сад, очень важно самому начать доверять месту и людям в нем.
Здорово, когда у родителей получается поддерживать те умения, которые ребенок начал практиковать в саду: разрешать самостоятельно надевать обувь (хоть сам он это будет делать гораздо дольше, чем с помощью взрослых), убирать со стола, одеваться.
Но бесполезно ждать, что ребенок, который, по рассказам воспитателей, ведет себя в группе одним образом — сразу же начнет повторять все эти трюки дома. Да, и требовать этого не нужно. Чем старше ребенок, тем больше он будет забирать нового опыта в свою повседневную жизнь вне сада, но на это нужно время.
Принципы детского сада и школы Европейской гимназии построены на шести главных ценностях: открытость, ответственность, свобода, уважение, позитивное мышление и стремление к развитию. А перед поступлением с каждой семьей проводится ценностное интервью, задача которого — сверить ожидания друг от друга и убедиться в том, что ребенок попадет в близкую его семье среду.
Главная задача этого сада — создать обстановку, в которой ребенок чувствует себя безопасно, свободно исследует мир, учится общаться, задавать вопросы, понимать себя, свои эмоции и транслировать их. Здесь есть три важных правила: бережно относиться к себе, к другим и к пространству. А каждая группа формулирует дополнительные договоренности, которые помогают им чувствовать себя в саду комфортно и радостно. То есть правила не спускаются — а формулируются и присваиваются детьми. Таким образом воспитатели в Европейской гимназии уважают личность каждого ребенка и поддерживают природную любознательность.
Реклама, ЧУОО "ЕВРОПЕЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ" (ИНН 7701107636) erid: 2W5zFHp1AX2