реклама

У тебя суп не как в садике! Почему ребенок ведет себя дома не так, как в детском саду

Попробуем разгадать древнейшую загадку.

Ребенок дома и в саду
Иллюстрация Марии Кондратьевой

Опытные родители знают, что детский сад — это какое-то магическое место. Дома ребенок отрицает любую здоровую еду, спать отказывается, даже если глаза слипаются, а о том, чтобы самостоятельно надеть сандалики — даже речи не идет. Но стоит этому же ребенку переступить порог сада — и он вдруг меняется. Ест гречку. Засыпает на дневном сне за пять минут. Моет руки без напоминаний. Сам одевается и раздевается.

Значит ли это, что вы его как-то не так воспитываете, а воспитатели в садике знают какой-то тайный секрет? Или, наоборот, — дома малышу хорошо и комфортно, и поэтому он ведет себя естественно, а в садике на него давят, и он слушается только из страха? Разбираемся вместе с сотрудниками детского сада Европейской гимназии.

Дома он не спит!

В саду у ребенка очень много разной нагрузки: и социальной, и сенсорной, и физической. И большая часть детей действительно нуждается в дневном сне.

Первое время мы всегда наблюдаем за детьми и стараемся понять, какие условия им нужны для комфортного сна: особые ритуалы, приглушенный свет, уют, «обнимающие» тяжелые одеяла. Бывают дети, которые просто лежат в кровати или спят через день. Бывают те, кто вообще спать не хочет — и это тоже нормально. Для них у нас работает «тихий класс», где можно спокойно порассматривать книжки или пособирать пазлы.

Светлана Чурилкина — воспитатель детского сада Европейской гимназии

Совершенно нормально не спать дома в выходные, когда активностей не так много, — и засыпать в садике, потому что, во-первых, малыш устает, а во-вторых, там ложатся спать все его друзья. А человек — очень социальное существо, и в садике все его зеркальные нейроны будут громко кричать «делай, как все!» То есть ешь, спи, мой руки.

А почему в садике ребенок ест котлеты и салат, а дома нет?

В этом вопросе дети обычно делятся на две группы: тех, кто любит пробовать новое (и особенно, чужое!), поэтому не ест то, что им готовят дома, и тех, кто признает только знакомую еду. А еще, конечно, дети обычно повторяют друг за другом — причем в разные стороны. Например, кто-то с удовольствием ест овощи, значит, есть вероятность, что сосед тоже их попробует. И наоборот: если кто-то с отвращением отодвигает тарелку с супом, то не факт, что к нему притронется хоть кто-то из группы. В конце концов мы все произошли от тех людей, которые с удовольствием ели то, что уже попробовали другие, и отказывались от тех корешков и ягод, которые вызывали неприятные эмоции у товарищей по пещере.

У нас была прекрасная история. Дети совсем не ели зелень — особенно укроп. Воспитатели решили сделать из него «куст» в центре стола — ребята начали играть, щекотать носы, смеяться и… пробовать! Такая же ситуация была с пиццей: ее ели без энтузиазма, а оказалось, что дело было в нарезке — квадратная пицца никому не нравилась, а куски в виде треугольников, как у черепашек-ниндзя, сделали это блюдо хитом. Такие подходы пробуждают у детей пищевой интерес.

Еще для нас важно подходить к еде через субъектность — сформировать уважение к желаниям и телу. Например, выбирать посуду, в которую дети могут накладывать столько еды, сколько захотят сами — и не доедать все до последней крошки.

Ася Клещева, координатор детского сада Европейской гимназии

Со сладким все объясняется довольно просто: ребенок ест его дома, потому что оно там есть. В садике сладкую булочку могут дать на полдник или блинчики с вареньем на завтрак — но шкафов и ваз с конфетами здесь нет.

А почему он такой общительный?

Если бы у родителей была возможность понаблюдать за своими детьми в саду через маленькое окошко, то многие были бы удивлены: часто дети в группе ведут себя гораздо смелее, активнее и решительнее.

Когда родитель рядом — ребенок привыкает полагаться на него и действовать по привычной схеме: близкий значимый взрослый сам угадает его желания и решит все его проблемы. Ведь общение в семье часто происходит на уровне невербальной коммуникации. Например, ребенок нерешительно остановился — и папа сразу понял, что ему надо дать руку и помочь подняться по лестнице.

В саду нужно вырабатывать совершенно другую сигнальную систему. Дети пробуют отстаивать свои границы или, наоборот, играть вместе и договариваться. Они учатся транслировать целый спектр всего: и позитивные эмоции, и негативные, с которыми нужно справляться.

Для нас очень важно, чтобы дети научились обращаться за помощью. В семье ему помогут и так — а чтобы сформулировать свою просьбу в новом сообществе, нужен целый веер навыков: понять, что нужно, попросить об этом спокойно, подобрать слова. Рассказать о своей проблеме взрослым и попросить помощь — не жалобы и не ябедничество, а умение донести свои чувства и защитить границы.

Хорошие родители в большинстве случаев встают на сторону своего ребенка — и это правильно! А в саду он на равных с другими детьми. Поэтому мы сочувствуем малышу, слушаем его версию событий и его варианты решения проблемы, предлагаем альтернативы. Но не решаем ее за него и стараемся научить действовать самостоятельно, чтобы в следующий раз он справился без помощи взрослого.

Светлана Чурилкина — воспитатель детского сада Европейской гимназии

Интересное по теме

Вместе весело шагать: все, что родителям нужно знать о детской дружбе

Почему так происходит?

Ребенок попадает в детское сообщество, в котором ему нужно научиться взаимодействовать не со взрослыми, которые часто ведут себя предсказуемо и детоориентированно, а со сверстниками. Для этого приходится развивать разные умения, выбирать стратегии поведения. Новая среда — это стресс (и не только для детей). И чаще всего этот стресс проявляется во время адаптации — времени, которое нужно ребенку, чтобы привыкнуть к новым условиям. Постепенно он подстраивается под общепринятые правила и договоренности — и его поведение нормализуется.

Мы сами в разных компаниях ведем себя по-разному. А дети наблюдают за ними — и видят эти изменения. Но далеко не всегда они ведут себя в саду лучше, чем дома. Бывает и наоборот: в группе ребенок очень активно проявляет себя, чтобы получить максимум внимания, потому что чувствует конкурентную среду. И поведение тихого домашнего ребенка становится ярким и громким — таким, какого родители не видели раньше.

Светлана Чурилкина — воспитатель детского сада Европейской гимназии

В коллективе дети учатся взаимодействовать — и делать так, чтобы это взаимодействие было для них комфортным и даже выгодным. Например, проще отказываются от каких-то занятий в пользу других: могут пойти поиграть со всеми в мяч, а потом вернуться к своим игрушкам. Так происходит развитие произвольности — умения делать что-то и прикладывать к этому волевое усилие.

В саду много звуков, много ощущений, много социальной нагрузки — нужно взаимодействовать друг с другом в рамках правил. Это сложно, потому что нужно все время подчинять свое поведение чему-то. Усталость накапливается — и в какой-то момент может вырваться наружу слезами или скандалом. Часто это происходит дома, потому что там дети более расслаблены — а родное безопасное пространство позволяет им выдохнуть.

Еще — в саду негативные эмоции переживаются легче, потому что ребенок быстро переключается на другую деятельность: видит, как другие дети увлеченно играют, и ему хочется присоединиться.

Что в итоге делать родителям?

Сад — место, где у ребенка много коммуникации, много сенсорных стимулов, необходимость действовать в определенном режиме. Это вызывает напряжение — как и у нас на работе. Даже если мы работаем в идеальном опенспейсе с подушками, печеньками и теннисным столом, то все равно находимся в тонусе.

Поэтому дома у ребенка должно быть пространство для отдыха. Ему нужно много времени, чтобы уложить в голове все, что с ним произошло за день. А взрослому, который приводит своего ребенка в детский сад, очень важно самому начать доверять месту и людям в нем.

Здорово, когда у родителей получается поддерживать те умения, которые ребенок начал практиковать в саду: разрешать самостоятельно надевать обувь (хоть сам он это будет делать гораздо дольше, чем с помощью взрослых), убирать со стола, одеваться.

Но бесполезно ждать, что ребенок, который, по рассказам воспитателей, ведет себя в группе одним образом — сразу же начнет повторять все эти трюки дома. Да, и требовать этого не нужно. Чем старше ребенок, тем больше он будет забирать нового опыта в свою повседневную жизнь вне сада, но на это нужно время.

Принципы детского сада и школы Европейской гимназии построены на шести главных ценностях: открытость, ответственность, свобода, уважение, позитивное мышление и стремление к развитию. А перед поступлением с каждой семьей проводится ценностное интервью, задача которого — сверить ожидания друг от друга и убедиться в том, что ребенок попадет в близкую его семье среду.

Главная задача этого сада — создать обстановку, в которой ребенок чувствует себя безопасно, свободно исследует мир, учится общаться, задавать вопросы, понимать себя, свои эмоции и транслировать их. Здесь есть три важных правила: бережно относиться к себе, к другим и к пространству. А каждая группа формулирует дополнительные договоренности, которые помогают им чувствовать себя в саду комфортно и радостно. То есть правила не спускаются — а формулируются и присваиваются детьми. Таким образом воспитатели в Европейской гимназии уважают личность каждого ребенка и поддерживают природную любознательность.

Реклама, ЧУОО "ЕВРОПЕЙСКАЯ ГИМНАЗИЯ" (ИНН 7701107636) erid: 2W5zFHp1AX2

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...