Я тебя, конечно, люблю, но... Пассивная агрессия в семье

Порой случайная фраза, сказанная в момент слабости ребенку, может ранить и оставить след на долгие годы.

Иллюстрация Насти Железняк

Пассивная агрессия — это не просто «обидные фразы» или холодное молчание. Это сложный механизм взаимодействия, уходящий корнями в ранние объектные отношения — те самые паттерны, которые формируют наше восприятие себя и других.

Разобраться в природе пассивной агрессии и превратностях детско-родительских отношений нам поможет эксперт Московского института психологии Анна Лодзь.

Анна Николаевна Лодзь

Психоаналитик, гипнолог, супервизор, соавтор курсов по суггестивной психотерапии, ведущая Балинтовских групп.

Невидимые мины семейных отношений

В теории объектных отношений (М. Кляйн, Д. Винникотт, Р. Фэйрбэрн) ключевая идея заключается в том, что «внутренние объекты» (бессознательные образы значимых людей) влияют на то, как мы строим отношения. Когда родители используют пассивную агрессию, они неосознанно передают детям искаженные модели коммуникации, которые те встраивают в свою психику. Чем это опасно? И как разорвать этот цикл?

Теория объектных отношений: как формируются «внутренние родители»

Согласно Мелани Кляйн, с первых месяцев жизни ребенок взаимодействует с «частичными объектами» (например, грудь матери как символ заботы или её отсутствия). Эти переживания формируют «внутренний мир объектных отношений», в котором агрессия и любовь сосуществуют. Если родитель подавляет гнев, используя пассивные методы, ребенок интроецирует (впитывает) эту модель как часть своего «Я».

Пример терминов:

  • «Проективная идентификация» (Кляйн): ребенок бессознательно «принимает» непрожитые эмоции родителя. Например, мать, которая молчаливо обижается, проецирует свою злость, а дочь начинает чувствовать вину, не понимая почему.
  • «Переходный объект» (Винникотт): игрушка или ритуал, помогающий ребенку справиться с сепарацией. Если родитель пассивно-агрессивен, такой объект может стать символом тревоги («мама дала мне мишку, но отвернулась»).
  • «Интроекция» (Фэйрбэрн): процесс «впитывания» внешних отношений во внутренний мир. Пассивная агрессия родителя превращается у ребенка во внутренний голос: «Я плохой, потому что мама вздыхает, когда я радуюсь».

Природа пассивной агрессии через призму объектных отношений

Пассивная агрессия — это защита от сепарации и потери контроля. Родитель, бессознательно боясь потерять связь с ребенком, избегает открытого конфликта, но манипулирует через:

  1. Обесценивание внутренних переживаний ребенка
  2. «Ты плачешь из-за ерунды» → сообщение: «Твои эмоции не важны». Это нарушает формирование «истинного Self» (Винникотт), заставляя ребенка подстраиваться под ожидания.
  3. Проекцию собственной агрессии
  4. Отец, который в детстве подавлял гнев, говорит сыну: «Ты всегда всё портишь». Это не о сыне — это о его «внутреннем объекте» (образе «плохого родителя»), который он проецирует.
  5. «Симбиотическую тревогу»
  6. Гиперопека («Я лучше знаю, что тебе нужно») маскирует страх отпустить ребенка. Здесь работает «расщепление» (Кляйн): родитель видит ребенка либо «идеальным», либо «невыносимым», не принимая его целостность.

Последствия для детей: «Тени» внутренних объектов

Когда пассивная агрессия становится нормой, у ребенка формируются дисфункциональные объектные отношения:

  • Нарциссическая защита: подросток избегает близости, боясь повторения родительского сценария («Лучше я буду один, чем почувствую ту же злость»).
  • Идентификация с агрессором (А. Фрейд): ребенок копирует пассивно-агрессивное поведение, чтобы сохранить связь с родителем. Например, дочь игнорирует просьбы матери, как та игнорировала её потребности.
  • Депрессивная позиция (Кляйн): постоянное чувство вины («Я должен исправить мамину грусть») приводит к потере собственных желаний.

Кейс из практики: как скрытые эмоции родителей влияют на детей

14-летний мальчик перестал делать уроки. Проблема началась после того, как его мать несколько раз «забывала» забрать его с тренировок. В ходе разговоров выяснилось: её поведение было не просто случайностью — она неосознанно избегала общения с сыном из-за усталости и раздражения.

Мальчик, чувствуя это, стал копировать её модель: «забывал» про учебу, будто отвечая ей тем же.

Что произошло?

Мать не говорила прямо, что устала или злится, но её действия («забывчивость») показывали: «Мне тяжело». Ребенок это почувствовал и начал вести себя так, будто «заслуживает» такого отношения: «Раз мама не хочет быть рядом, я не буду стараться».

Подросток бессознательно повторял действия матери, чтобы «приблизиться» к ней. Но вместо сближения возник порочный круг: оба обижались, но молчали.

Рекомендации для родителей

  • Спросите себя: «Какие части из своего детства я переношу на ребенка?»
  • Принимайте эмоции ребенка без обесценивания: «Я вижу, ты злишься. Давай обсудим, почему».
  • Разрешайте конфликт открыто. Вместо сарказма («Ну конечно, ты как всегда прав») скажите: «Мне трудно согласиться, но я хочу понять твою точку зрения».
  • Напишите письмо «внутреннему родителю»: «Я злюсь, когда ты игнорировал мои чувства. Но теперь я выбираю другой путь».

Рекомендации для подростков

  1. Если родитель говорит: «Ты эгоист», спросите себя: «Не его ли это страх быть ненужным?»
  2. Найдите занятия, которые приносят удовольствие: творчество, спорт, дневник.
  3. Учитесь отвечать на пассивную агрессию: «Мне обидно, когда ты шутишь над моими увлечениями».
  4. Обратитесь за поддержкой: доверенный взрослый, психолог или группа помогут вам выйти из токсичных паттернов.

От внутренних конфликтов к диалогу

Пассивная агрессия — это симптом, где любовь и злость не находят здорового выхода. Но даже малые шаги — как искренний разговор или признание ошибки — меняют систему семейных «объектов», превращая тени в точки роста.