Анна Николаевна Лодзь
Психоаналитик, гипнолог, супервизор, соавтор курсов по суггестивной психотерапии, ведущая Балинтовских групп.
Порой случайная фраза, сказанная в момент слабости ребенку, может ранить и оставить след на долгие годы.
Пассивная агрессия — это не просто «обидные фразы» или холодное молчание. Это сложный механизм взаимодействия, уходящий корнями в ранние объектные отношения — те самые паттерны, которые формируют наше восприятие себя и других.
Разобраться в природе пассивной агрессии и превратностях детско-родительских отношений нам поможет эксперт Московского института психологии Анна Лодзь.
Психоаналитик, гипнолог, супервизор, соавтор курсов по суггестивной психотерапии, ведущая Балинтовских групп.
В теории объектных отношений (М. Кляйн, Д. Винникотт, Р. Фэйрбэрн) ключевая идея заключается в том, что «внутренние объекты» (бессознательные образы значимых людей) влияют на то, как мы строим отношения. Когда родители используют пассивную агрессию, они неосознанно передают детям искаженные модели коммуникации, которые те встраивают в свою психику. Чем это опасно? И как разорвать этот цикл?
Согласно Мелани Кляйн, с первых месяцев жизни ребенок взаимодействует с «частичными объектами» (например, грудь матери как символ заботы или её отсутствия). Эти переживания формируют «внутренний мир объектных отношений», в котором агрессия и любовь сосуществуют. Если родитель подавляет гнев, используя пассивные методы, ребенок интроецирует (впитывает) эту модель как часть своего «Я».
Пассивная агрессия — это защита от сепарации и потери контроля. Родитель, бессознательно боясь потерять связь с ребенком, избегает открытого конфликта, но манипулирует через:
Когда пассивная агрессия становится нормой, у ребенка формируются дисфункциональные объектные отношения:
14-летний мальчик перестал делать уроки. Проблема началась после того, как его мать несколько раз «забывала» забрать его с тренировок. В ходе разговоров выяснилось: её поведение было не просто случайностью — она неосознанно избегала общения с сыном из-за усталости и раздражения.
Мальчик, чувствуя это, стал копировать её модель: «забывал» про учебу, будто отвечая ей тем же.
Мать не говорила прямо, что устала или злится, но её действия («забывчивость») показывали: «Мне тяжело». Ребенок это почувствовал и начал вести себя так, будто «заслуживает» такого отношения: «Раз мама не хочет быть рядом, я не буду стараться».
Подросток бессознательно повторял действия матери, чтобы «приблизиться» к ней. Но вместо сближения возник порочный круг: оба обижались, но молчали.
Пассивная агрессия — это симптом, где любовь и злость не находят здорового выхода. Но даже малые шаги — как искренний разговор или признание ошибки — меняют систему семейных «объектов», превращая тени в точки роста.