Трудный возраст, плохое воспитание, психическое заболевание: можно ли «вылечить» агрессивного ребенка

Специалисты рассказали, почему мальчики часто агрессивнее девочек, можно ли это изменить и как понять, что пора обращаться за помощью.

Иллюстрация Марии Кондратьевой

Будущее — за детьми, которые курят за туалетами и травят сверстников, а драка — это способ коммуникации мужчин. Пусть женщин такое поведение и пугает, но для мужчин оно якобы является нормой. Такое мнение высказал Вячеслав Истошин, директор Центра мужского воспитания «Батя», выступая в программе «Акцент» на канале ОТВ. Если школа не может защитить детей от насилия, значит, они должны уметь защищать себя сами.

Если так воспитывают детей не только в семьях, но и в учебных заведениях, стоит ли удивляться все новым случаям детской жестокости и агрессии? Тяжкие преступления часто совершаются подростками и даже детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Но можем ли мы ожидать другого, если мальчиков учат тому, что бить, оскорблять и заниматься травлей — это естественно для мужской природы?

И все же многие из нас воспитывают детей совсем иначе. Мы учим их не давать сдачи и уважать других, говорим, что сила — в доброте. Тем неожиданнее бывает столкнуться с детской агрессией, которую не удается обуздать. И невозможно не задаться вопросом: что я делаю не так?

Какое поведение на самом деле нормально, а какое — нет? Где пролегает граница между взрывным характером, дурным воспитанием и серьезными психическими нарушениями у ребенка? По каким признакам родители могут понять, что у ребенка не просто трудный возраст и буйный темперамент, а проблемы, требующие помощи специалиста?

С этими вопросами мы обратились к врачу-психиатру клиники Docdeti Елизавете Мешковой.

Елизавета Мешкова

врач-психиатр клиники Docdeti

Тяжелые нарушения поведения у детей и подростков

Тема тяжелого поведения у детей до сих пор остается достаточно стигматизированной в обществе. Считается, что дети по умолчанию — tabula rasa, и то, как происходит их развитие, — исключительно ответственность семьи. К сожалению, в реальности все несколько сложнее. Когда мы узнаем новости о ребенке, совершившем тяжкое преступление, мы неизменно задаемся вопросами: что с ним не так? Можно ли было предотвратить трагедию?

Когда на приеме я вижу детей, чье поведение выходит далеко за рамки нормы, я всегда стараюсь выяснить, когда и откуда начались сложности. И за всю свою практику я ни разу не встречала ребенка с тяжелым расстройством поведения (несоциализированное расстройство поведения по МКБ-10), у которого ранее не возникало проблем.

Конфликтность, агрессия к людям и животным, провокативное поведение, драки, отказ подчиняться правилам, тяга к разрушениям и кражам, академическая неуспешность — у таких детей, как правило, все это проявляется с раннего возраста. Просто до какого-то момента оно не выходит за рамки условного «хулиганства», которое в обществе нередко даже поощряется. Расстройства поведения статистически чаще встречаются у мальчиков, и многие симптомы считаются социально приемлемыми: агрессия, своеволие, пренебрежение нормами и т. д. Когда семьи с таким ребенком обращаются за помощью, значительная часть деструктивного поведения уже оказывается устойчиво закрепленной в повседневной жизни.

Единственного фактора, который бы однозначно вызывал антисоциальное поведение, не выявлено. Основополагающее значение придается нейробиологии и генетике, далее следуют негативные семейные и социальные влияния — насилие в семье, злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами, пренебрежение родительскими обязанностями. Важную роль также играют сопутствующие неврологические и психиатрические расстройства.

Тот факт, что дети с несоциализированным расстройством поведения вырастают и в достаточно благополучных, поддерживающих семьях, говорит о ведущей роли врожденных факторов в развитии этих нарушений.

Несоциализированное расстройство поведения считается основным предрасполагающим фактором для формирования антисоциального расстройства личности — того, что в обществе называют социопатией. У таких людей отсутствуют эмпатия и сострадание, их поведение направлено исключительно на получение собственной выгоды и удовольствий.

Можно ли «вылечить» такого ребенка? На этот вопрос до сих пор нет однозначного ответа. Психологические и психотерапевтические вмешательства — такие как тренинги для родителей, направленные на изменение поведенческих установок, программы по контролю гнева, индивидуальная терапия, обучение навыкам саморегуляции и решения проблем, а также медикаментозная поддержка для снижения уровня агрессии, стабилизации настроения и лечения сопутствующих психических расстройств (СДВГ, тревожных и аффективных расстройств) — помогают детям и подросткам адаптироваться. Однако они не гарантируют полного излечения и отсутствия тяжелого поведения в будущем.

Прогноз для ребенка во многом зависит от выраженности симптомов, возраста начала проблемного поведения, наличия сопутствующих заболеваний и своевременного получения помощи. Что касается антисоциального расстройства личности, то на сегодняшний день оно не поддается лечению.

Интересное по теме

Буллинг с другой стороны: что делать, если ваш ребенок стал зачинщиком травли


Обратиться к психиатру — шаг, на который непросто решиться. Тем более, далеко не всегда агрессивный ребенок нуждается в помощи такого специалиста. Как же быть родителям, если ребенок ведет себя агрессивно? Как помочь ему и себе? Как предупредить возможные серьезные проблемы?


На эти вопросы ответила психолог Юлия Петрова.

Юлия Петрова

психолог

Когда ребенок агрессивен: с чего начать и куда бежать?

Агрессия у детей — сложная и часто пугающая тема для родителей. Особенно если речь идет о мальчиках, которые, по статистике, чаще демонстрируют агрессивное поведение. Почему это происходит и как родителям реагировать, если их ребенок становится «хулиганом»?

Прежде чем искать решения, важно понять разницу между злостью и агрессией.

— Злость — это эмоция. Она возникает автоматически, особенно когда задеты личные границы. — Агрессия — это реакция, способ выражения злости. Она может быть вербальной (оскорбления, крики), пассивной (обида, игнорирование, сарказм) или физической (удары, порча вещей).

Злость сама по себе не является проблемой. Она помогает нам защищать границы. Но если ребенок не умеет осознавать свои эмоции, агрессия может стать единственным способом выразить внутреннее напряжение.

Почему мальчики агрессивнее?

Один из факторов — социальное окружение. Во многих семьях до сих пор мальчиков воспитывают как будущих «защитников», внушая, что агрессия — нормальный инструмент решения конфликтов.

Если в семье главенствуют патриархальные ценности, где мужчина принимает решения, а женщина подчиняется, это формирует жесткие гендерные роли.

Если мальчику с детства запрещают проявлять уязвимость («не плачь», «не будь слабаком»), он теряет контакт со своими эмоциями.

Если за «мужское» поведение его хвалят, а за «чувствительность» — осуждают, он учится выражать себя только через агрессию.

Но настоящий защитник — это не тот, кто нападает первым. Это тот, кто умеет защищать себя без насилия. Устойчивый человек — это тот, кто понимает свои эмоции и знает, как с ними обходиться.

Интересное по теме

«Это же мальчишки»: колонка о том, почему общество продолжает оправдывать гендерное насилие

Когда родителям стоит вмешаться?

Если агрессивное поведение ребенка становится системным (постоянные драки, вспышки гнева, разрушительные поступки), ждать, что это само пройдет, опасно. Часто к тому моменту, когда родители решаются обратиться за помощью, агрессия уже закрепилась.

Вот с чего стоит начать:

1. Наблюдать за поведением ребенка.

— В каких ситуациях он злится?

— Как он выражает агрессию?

— Что ему дает такая реакция?

2. Поговорить с ребенком без обвинений.

— «Я вижу, что ты часто сердишься. Давай разберемся, что тебя злит?» — «Ты чувствуешь, что тебе не хватает внимания?»

— «Как я могу помочь?»

3. Проанализировать семейную атмосферу.

— Как взрослые выражают злость?

— Разрешено ли в семье говорить о чувствах?

— Как реагируют на агрессию ребенка — наказывают или объясняют?

4. Научить ребенка осознавать эмоции.

— Заменить «не злись» на «ты злишься, это нормально. Давай подумаем, почему».

— Развивать эмоциональный интеллект: «Как ты думаешь, что ты чувствуешь сейчас? А что за этим стоит?»

5. Если ситуация выходит из-под контроля — обратиться за помощью.

— К психологу (если агрессия системная).

— В школу (если проблема связана с коллективом).

— В специальные группы поддержки (если родители сами не справляются).

А если агрессивный ребенок — не мой, а в классе моего ребенка?

Когда в классе есть агрессивные дети, родители часто переживают: «Сейчас он нападает на других, а вдруг однажды придет с оружием?»

Что можно сделать:

Научить своего ребенка защищать границы.

«Если кто-то агрессивен — сказать, что такое поведение тебе не нравится. Слова „стоп“, „хватит“, „перестань“, „прекрати“ помогут обозначить границу. Если агрессия продолжается — обратиться за помощью к учителю или другому взрослому».

Обсудить ситуацию с учителями.

Иногда школа предпочитает «не замечать» агрессивных детей, но если обращение идет от нескольких родителей, вероятность реакции выше.

Донести до ребенка, что агрессия — это не про силу, а про боль.

«Если кто-то кричит и дерется — скорее всего, ему самому очень плохо».

Заключение

Дети не учатся эмоциям по книжкам. Они смотрят на нас, взрослых, и перенимают наши реакции. Если родитель не умеет обращаться со своей злостью — ребенок тоже не научится. Поэтому лучший способ помочь агрессивному ребенку — разобраться в себе. Если взрослый понимает, как устроены его эмоции, он сможет передать этот навык ребенку. Тогда злость перестанет быть врагом, а станет помощником в осознании себя и своих потребностей.

Ликбез Как устроен отпуск по уходу за ребенком в разных странах мира
Кто в него уходит, на какой срок и кому он полезен