Право быть девочкой без отказа от власти: почему мир влюбился в Тейлор Свифт?

Американская кантри-певица признана изданием Time человеком года.

Кадр из видео: TAYLOR SWIFT | THE ERAS TOUR Concert Film Official Trailer | YouTube.com

Она не только обогнала президентов, монархов и ученых, но и стала первой женщиной в истории, дважды получившей это звание. Бизнес-леди, построившая миллиардную империю, самая прослушиваемая исполнительница на Spotify, творчество которой изучают в университетах Гарварда и Флориды… НЭН попытался выяснить причины этого культурного феномена.

Как это было

По традиции, восходящей к 1927 году, журнал Time ежегодно посвящает один выпуск человеку, группе, идее или объекту, которые «больше всего повлияли на события года» — к лучшему или к худшему. Свифт уже появлялась на обложке в 2017 году. Тогда она была признана «Человеком года» за активное участие в движении #MeToo (об этом — ниже).

В этом году среди конкурентов Тейлор были король Великобритании Карл III, председатель КНР Си Цзиньпин и сооснователь OpenAI Сэм Альтман. Но журнал снова выбрал кантри-певицу. Главный редактор Time Сэм Джейкобс объяснил, что его команда «сделала выбор, который символизирует радость». «Мы остановились на той, что несет свет в этот мир», — сказал он.

В самой же редакции заявили, что 33-летняя обладательница «Грэмми» заслужила эту награду своим «сверхъестественным талантом сторителлинга».

«Со Свифт происходит что-то экстраординарное, не имеющее прецедентов в современности. Она использует самый эффективный на сегодня инструмент — поп-песню — чтобы рассказать свою историю, — пишет Time. — Ее достижения настолько многочисленны, что перечислять их кажется почти неуместным».

Интересное по теме

Женщина, которая изменила все: как Рианна превратила беременность в суперсилу

Но мы все-таки перечислим — по крайней мере, ее достижения за этот год. Третий перезаписанный альбом Speak Now набрал рекордное количество прослушиваний и занял первое место на Spotify, а фильм-концерт Taylor Swift: The Eras Tour стал одним из самых успешных в истории этого жанра и признан самым кассовым мировым турне всех времен.

Каждый концерт в среднем посетили 72 тысячи человек. И хотя официально билеты на шоу стоили от 455 долларов, в реальности фанаты покупали их с рук за несколько тысяч долларов. А куда деваться, ведь уже в первые сутки после анонса сайт с билетами обвалился от наплыва миллионов покупателей.

В каждом из городов, где проходил The Eras Tour, наблюдался настоящий экономический бум. Например, в Лас-Вегасе, куда туристы хлынули послушать мартовское выступление Свифт, посещаемость города впервые вышла на доковидный уровень. А в Чикаго наблюдались максимальный трафик за последние три года и заполняемость гостиниц на 97 процентов (это рекорд). Общая же прибыль от концертов Свифт оценивается в пять миллиардов долларов — сумма, превышающая ВВП 45 стран мира — и это только в городах США!

Впрочем, Тейлор потрясла не только американскую экономику, но и американскую землю. Ее июльское выступление в центре Сиэтла так «раскачало» публику, что сейсмологи зарегистрировали толчки, эквивалентные землетрясению магнитудой 2,3 балла. Это явление даже получило название «Бист квейк» — «Звериное землетрясение».

А еще Свифт каким-то образом сделала один из самых популярных видов спорта в Америке — футбол — еще популярнее. После того, как она начала встречаться с двукратным чемпионом Суперкубка Трэвисом Келси, его игры стали собирать все большее и большее количество зрителей.

В свое время Тейлор вторглась на заповедную «мужскую» территорию кантри (суперпопулярных девушек с гитарами там ничтожно мало). А сегодня, оценивая уровень ее популярности и силу влияния, журналисты Time ставят Свифт в один ряд с Элвисом Пресли, Майклом Джексоном и Мадонной.

«Как бизнес-леди она построила империю стоимостью, по некоторым оценкам, более миллиарда долларов, — отмечает журнал. — И как знаменитость, которая, будучи женщиной, тщательно изучается во всех аспектах (от того, с кем она встречается, до того, что носит), Тейлор уже давно пользуется всеобщим постоянным вниманием. И знает, как им пользоваться».

Интересное по теме

Мадонна и шесть младенцев

Как все началось

Будущая звезда родилась 13 декабря 1989 года в Ридинге, штат Пенсильвания. Тейлор Элисон Свифт провела свои ранние годы на семейной ферме. «У меня было просто волшебное детство: я свободно бегала и гуляла, где хотела», — расскажет она позже журналу Rolling Stone. Еще в детстве она увлеклась верховой ездой и даже какое-то время участвовала в соревнованиях, но вскоре открыла в себе еще большую страсть.

Свифт пошла по музыкальным стопам своей бабушки Марджори Финли, профессиональной оперной певицы. Уже десяти годам девочка пела на ярмарках, конкурсах, соревнованиях, баскетбольных матчах и других местных мероприятиях. В 12 лет она научилась играть на гитаре и начала писать собственные песни, вдохновляясь Шэнайей Твейн и The Chicks.

Первые композиции собственного сочинения Свифт записывала в Нэшвилле, столице кантри-музыки. Для того, чтобы девочке было удобнее посещать студию и развивать музыкальную деятельность, семья даже перебралась в соседний с Нэшвиллом город Хендерсонвилл. Тейлор ходила в местную школу, а потом ее музыкальная карьера резко взмыла вверх, и доучивалась она уже по программе домашнего образования частной христианской школы Aaron Academy.

Интересное по теме

«Позволяйте детям говорить и носить то, что они хотят»: 7 цитат Селин Дион о семье и воспитании

Когда же произошел этот судьбоносный момент? Когда певице было 14 лет. Она спела в знаменитом нэшвилльском кафе The Bluebird Café и получила контракт с лейблом Big Machine Records. Вскоре ее песня Tim McGraw (2006), посвященная одному из самых знаковых исполнителей кантри, вошла в первую десятку чарта Billboard и быстро вынесла юную артистку на волну славы. Сам Тим МакГроу пригласил Свифт выступать у себя на разогреве в запланированном на следующий год туре. «Я знал, что она идет в гору и ее не остановить. У нее особый талант», — говорил он позже журналистам.

Дальше на певицу-подростка посыпались награды: премия Horizon Award от Ассоциации кантри-музыки, премия Академии кантри-музыки, номинация на премию «Грэмми» (2007) и, наконец, сама «Грэмми» (2010) за альбом Fearless. На тот момент Тейлор стала самой молодой артисткой, получившей эту премию в номинации «Альбом года».

Со временем звезда кантри начала экспериментировать с жанрами. Например, в своем пятом альбоме «1989» (релиз 2014 года) Тейлор решительно заявила о себе как о поп-музыкантке. Ее новое звучание взволновало публику, как и новый сценический образ: к этому времени исполнительница давно сменила ковбойские сапоги и легкие платья на дерзкие глэм-рок аутфиты, боди с пайетками, ботфорты и колготки в лучших традициях Мадонны.

Кстати, о Мадонне: в 2015-м Тейлор выступила и с ней тоже — она аккомпанировала поп-королеве на гитаре. В том же году восходящая звезда сыграла на одной сцене с Полом Маккартни и, в конце концов, попала в список самых влиятельных людей мира по версии Forbes (став в этом топе самой молодой женщиной). Газеты и блоги взахлеб рассказывали об «отряде Свифт» — тусовке моделей, актеров и музыкантов из окружения певицы. А ее фанаты выделились в отдельную субкультуру swifties. Термин «свифтомания», по аналогии с битломанией, возник тогда же.

«Я была зла!»

Интересно, что к концу того же 2015-го вокруг имени Тейлор вспыхнули первые скандалы. Ее обвинили в корыстном и поверхностном феминизме: активистки критиковали ее за дружбу с участницами конкурсов красоты, «нарциссизм и зашкаливающий индивидуализм». Также Свифт успела публично перессориться с Ким Кардашьян, Канье Уэстом, Кэти Перри, Ники Минаж и Кэлвином Харрисом. Впрочем, уже через пару лет певица мощно реабилитировалась в глазах общественности: она была признана «Человеком года» наряду с несколькими другими звездами, не побоявшимися рассказать о пережитом сексуализированном насилии.

Еще до того, как были обнародованы обвинения против Харви Вайнштейна и до того, как интернет встряхнуло движение #MeToo, Тейлор Свифт дала показания в суде, заявив о домогательствах в свой адрес.

Интересное по теме

«Он попросил снять лифчик»: Кейт Мосс рассказала, как столкнулась с харассментом в 15 лет

«На меня напали в комнате, полной людей, — рассказывала она. — В 2013 году на одной из встреч перед выступлением я встретила диджея известной кантри-радиостанции. Когда мы позировали для фото, он засунул руку мне под платье и схватил меня за ягодицу. Я извернулась и качнулась в сторону, пытаясь от него уйти, но он не отпускал. В помещении было несколько человек, которые это видели и фотографировали все происходящее… Я подумала: если у него хватило наглости напасть на хэдлайнерку крупного тура, при таких рискованных обстоятельствах и высоких ставках, то что бы он мог сделать с беззащитной молодой артисткой в более приватной обстановке?..»

После этой истории Свифт в частном порядке сообщила об инциденте на станцию, на которой работал диджей Дэвид Мюллер. Тот был уволен, но не стал с этим мириться. Мужчина подал на Тейлор в суд за «клевету». Певица подала встречный иск на символическую сумму в один доллар — и выиграла.

Когда звезду спросили, почему на фотографиях, сделанных во время предполагаемых домогательств, ее юбка не выглядит смятой или задранной, Свифт ответила просто: «Потому что моя задница расположена сзади». Как на судебных процессах, так и в общении со СМИ певица решительно отвергла все попытки виктимблейминга в свой адрес — и тем самым вдохновила других женщин нарушить молчание.

«Я была зла! Два года до этого я читала заголовки вроде: „Дело Тейлор Свифт: ужас облапанной задницы“, а тролли в Сети высмеивали эту историю как могли», — признавалась певица. А людям, пережившим сексуализированное насилие, она посоветовала: «У вас может возникнуть ощущение, что вы слишком остро реагируете, потому что общество сделало такие вещи обыденными. Мой совет: не вините себя и не принимайте вину, которую другие попытаются возложить на вас».

Интересное по теме

Когда тяга к справедливости становится разрушительной: поговорим о виктимблейминге

Так за что ее любят?

Во-первых, именно за это — за поддержку, смелость и способность вдохновить. А еще — за злость. На протяжении веков женский гнев был табуирован, как, впрочем, и любые сильные негативные чувства: ярость, агрессия и обида со стороны женщин подвергались насмешкам. Тейлор не боится никаких насмешек — в своих песнях она выплескивает ярость, упрекает изменника, отказывается прощать обидчика и вообще «всячески драматизирует».

«Почему, когда мужчина пишет о своих чувствах, считается, что он совершил смелый поступок, а когда женщина пишет о своих чувствах, люди думают, что она просто ноет?» — задается вопросом Свифт.

Интересное по теме

Муж-помощник: двойные стандарты, которые достали мам

Ее искренность подкупает, как и готовность делиться личным опытом. Большинство песен Тейлор автобиографичны, и, хотя исполнительница не сообщает, кто именно из ее окружения является героем той или иной композиции, фанаты ищут «пасхалки» в текстах и клипах, чтобы вычислить загадочную персону.

Еще одна причина популярности Тейлор — ее готовность рушить стереотипы и менять устоявшиеся правила игры. Она отстаивает новую сексуальность, которую каждая женщина определяет сама для себя. Свифт может появляться в весьма откровенных нарядах, много поет и много рассуждает на тему секса, но при этом стабильно отказывается раздеваться для «мужских» журналов. Почему? Да потому что не хочет.

Наконец, пайетки, розовые боди, любовная лирика и другие неизменные атрибуты ее творчества словно возвращают слушательницам право любить «девчачьи» вещи и не стесняться этого. Вот как журналистка Insider и свифти Талия Лакриц описала свои впечатления:

«Когда я стояла в очереди на фильм „Барби“ в первые выходные июля, снова окруженная розовым и блестками, я перенеслась обратно на концерт Eras Tour Тейлор Свифт. Меня поразила схожая праздничная атмосфера на обоих мероприятиях. Коллективная радость. Неироничное торжество женственности. Разрешение быть серьезными, легкомысленными и полностью самими собой. Оба этих успешных события возвращают нам право быть девочками, не отказываясь от власти».

Ранее Variety составил список самых влиятельных женщин Голливуда. Вот они: от Марго Робби до Холли Берри.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...