Как помочь детям сформировать здоровое отношение к деньгам и освободить их от ограничивающих убеждений.
Это текст из цикла про финансовую грамотность женщины. Мы собираем истории, советы, пишем про кредиты, финансовые привычки и здоровые (или не очень) отношения с деньгами.
С темой денег связано много предубеждений и сложных эмоций. Это и зависть, и стыд, и страх, и чувство, что «опять ничего не получится».
Частой виной тому — установки, усвоенные нами с детства. «Не жили богато — нечего и начинать», «большие деньги чистыми не бывают» — это примеры нездоровых убеждений и ограничений, усвоив которые, человек, скорее всего, столкнется с трудностями на работе, в партнерских отношениях и в отношениях с собой.
Как уберечь своего ребенка от этого? Разбираемся с психологом.
Психолог, гештальт-терапевт, волонтер центра «НеТерпи», мама троих детей
Установки — это правила, по которым человек живет. В первую очередь, он их получает от своей семьи. Дети впитывают звучащие вокруг слова, запреты, нормы и вырастают на них. Также какие-то установки дети усваивают из сказок, мультфильмов, фильмов; подростки — из общения со сверстниками. Во взрослом возрасте тоже усваиваются установки — например, при общении в рабочем коллективе.
Их очень много. Самые известные: «не жили богато — нечего и начинать»; «честным путем деньги не заработаешь».
Вот еще одна — «у богатых свои причуды». Это про разделение богатых и бедных. Вырастая, ребенок с такой установкой ассоциирует себя либо с бедными, либо с богатыми. И, например, если относит себя к бедным, то богатых считает какими-то другими, особенными, со своими законами и правилами.
Если ребенок усваивает установку «деньги ляжку жгут», то, вероятно, он не сможет выдерживать большое количество денег, будет их сразу тратить.
Установки крепко въедаются в сознание, люди неосознанно живут по ним и зачастую не понимают, почему не могут пробить свой финансовый потолок, копить или почему у них не складываются отношения с людьми другого достатка.
Правила, нормы и запреты постоянно транслируются в семье. Иногда напрямую, словами: например, ребенок просит купить ему дорогой телефон, а родители, даже если имеют возможность, отвечают: «У нас никогда дорогих вещей не было, не надо и начинать».
Или через поведение. Бывает, родители покупают ребенку все, что он хочет: «У меня не было — пусть у тебя будет, я пойду на три работы, буду пахать как лошадь, но у тебя будет все, что пожелаешь». Ребенок становится капризным, думает, что ему все нужно и он все получит. И если в какой-то момент родитель поймет, что его поведение нездоровое (например, к психологу сходит), и попытается измениться, ребенку будет непонятно, что происходит, он будет фрустрирован: как это я раньше все получал, а теперь не получаю. Отсюда могут расти какие-то криминальные вещи вроде воровства. Часто бывает перегиб либо в одну сторону — ребенку не покупают достаточно, либо в другую — его заваливают покупками.
Установки транслируются и через то, учитывают ли родители желания и потребности ребенка, когда что-то ему покупают, и через то, как родители тратят деньги на себя.
Денежные отношения — это очень энергетически заряженная тема про отношение к себе и к миру. Последствия могут проявиться практически в любой сфере жизни.
Если родители выбирают за ребенка, что ему купить, не учитывая его желания, он может не научиться слушать и слышать себя, понимать свои потребности и как их удовлетворить. Это же вопрос про границы.
Во взрослом возрасте у него могут быть сложности в работе — непонимание, сколько и как он может зарабатывать. Бывает, людям сложно назначать цену за свои услуги и повышать ее. Или они получают мало и не пытаются улучшить ситуацию, потому что «большие деньги честно не заработаешь». Много установок о том, что работа — это тяжкий труд, от нее невозможно получать удовольствие.
Иногда в семье культивируется, что ценность — не деньги, а душевный рост. Может, оно и верно, но у ребенка формируется другое ограничение — к большим деньгам очень сложно прикоснуться, сложно разрешить себе иметь материальное богатство вкупе с душевным богатством и развитием.
У человека могут быть трудности в общении с людьми другого материального статуса.
Что касается партнерских отношений — здесь тоже спектр возможных последствий. Например, если у кого-то из партнеров есть ограничивающее убеждение, что в семье должен зарабатывать мужчина, он должен содержать семью.
Из того, как родители тратили на ребенка, у него может складываться представление, насколько он важен и ценен. Я знаю историю, когда ребенок попросил в подарок деньги, чтобы купить зимние сапоги, а родители эти деньги пропили. Еще одна история: ребенку подарили деньги на праздник, а родители их у него забрали и потратили. Это все транслирует ребенку, насколько он важен или не важен в этом мире, это более глубинные темы.
Если в семье транслировалось, что зарабатывать тяжело, денег мало, жизнь в тягость — вот у нас ипотека, маленькая зарплата и начальник козел — то ребенок тоже может вырасти в позиции жертвы. Или стать спасателем, он будет меньше хотеть и меньше требовать, быть «не про себя», а про других.
Я думаю, что это не очень здоровый способ мотивировать ребенка к учебе. Учеба ведь нужна ему самому, так он удовлетворяет свою потребность в знаниях. Учеба важна, чтобы он мог двигаться по жизни и развиваться. Пусть это будет в том размере, в котором у него получается: «тройки» — значит, пока «тройки» ему достаточно, он доберет где-то еще. Но платить за то, чтобы он получал «пятерки», — это подмена мотивации.
То же и про плату за домашние дела. Мама, например, готовит покушать, одевает детей, убирается — это ее вклад в семью. А какая твоя забота? Какой твой вклад в нашу семью? Если я за это буду платить, это что-то не совсем здоровое получается.
Интересное по теме
Учеба убивает: колонка о том, как хорошие оценки превращаются в смысл жизни
Да. Например, если ребенок копит на что-то или ему важно самому заработать. Когда моей дочери было семь лет, она сказала: «Я хочу продавать лимонад». Мы живем на участке, дочь попросила, чтобы я поставила у забора столик и она бы продавала за ним лимонад. Идея у нее возникла зимой, летом она про нее забыла, поэтому мы ее не воплотили. Но это вполне здоровый и понятный вариант.
Ребенок может помыть машину, организовать какой-то праздник или выполнить еще какую-то задачу. Здесь важно разделять: вот этим он вносит свой вклад в заботу о семье, а этим — зарабатывает деньги; есть обязанности по дому — и это его забота, а есть — маленькие задачи-подработки, которые он может выполнить за деньги.
С детьми надо разговаривать, спрашивать у них, чего им хочется и нужно, что им важно, учитывать их желания.
Если ребенок просит айфон, за этим может скрываться совсем другая потребность. В ответ на вопрос, почему ему нужен такой дорогой телефон, он может сказать: «А вот у Васи такой, у него много друзей, он популярен». Тогда родителю станет понятно: это желание — про потребность во внимании и общении. Всегда можно поговорить и выяснить.
Интересное по теме
Как и когда давать ребенку карманные деньги? Ищем ответ на этот вопрос в новом выпуске подкаста «Родили и не поняли»
Важно, чтобы собственные деньги — карманные или те, что ребенок получил в подарок, — он тратил на то, что ему хочется. Если ребенок долго копил, а потом сорвался и проел часть на чипсы и газировку, он имеет на это право — это его материальные границы. Не стоит ребенка осуждать за это. Так он постепенно будет учиться тратить деньги, относиться к ним осознанно и бережно. Ребенку надо наесться этими «хочу», напокупаться тех вещей, которые ему хочется из его потребностей, отнеситесь к этому с пониманием.
Как вырастить финансово независимую девочку
1. Родитель всегда показывает ребенку пример собственными действиями. Если у мамы и папы все порядке с темой денег, если никто из них не является в семье заложником в финансовом плане, если ему не мешают жить неадекватные денежные установки, то ребенок все это впитает, никаких дополнительных усилий предпринимать не придется.
2. Давайте девочке карманные деньги. Ей необходимо учиться ими распоряжаться.
3. Не скрывайте от дочери, как в семью приходят деньги и куда уходят. Ей важно понимать эти финансовые процессы и взаимосвязи. При планировании бюджета у дочери можно спрашивать ее мнение.
4. Девочек непременно нужно баловать, покупать им красивое и то, что им хочется. Тогда в будущем они будут с легкостью принимать подарки и просить у своих мужей финансовую помощь. Важно, чтобы так было и в отношениях мамы и папы, — вырастая, девочки будут воспринимать родительские отношения как привычные и нормальные.
5. Прививайте ценности другого порядка — любовь, дружба, уважение. Деньги — это лишь инструмент, с которым легче удовлетворять свои потребности.
6. Доверяйте дочери. Не стоит контролировать ее расходы и стараться уберечь от финансовых ошибок. У ребенка должна быть возможность распоряжаться своими деньгами так, как он считает нужным.
Разговоры о деньгах можно начинать, когда ребенку два-три года. Лучший способ транслировать здоровые установки — личный пример, как родитель обращается с деньгами.
Используйте игры: можно показать ребенку настоящую купюру и бумажку из «Монополии», сравнить их, изучить изображенные на них символы; поиграть в магазин. В такой игре можно «побыть» недовольным покупателем: «Это товар плохой, а это хороший, тот я не буду покупать за такие деньги».
Ребенка постарше можно привлекать к решению вопросов о покупках. Например, если намечается праздник, составить меню, оговорить бюджет, предложить посмотреть, что на него можно купить, а что менее важно и без чего можно обойтись.
Когда вы вместе делаете покупки в магазине, ребенку можно показать выгоду — вот этот товар стоит столько, а по акции можно купить больший объем и по цене выйдет дешевле.
Здорово мотивировать детей к накоплению денег: «Мы даем тебе карманные деньги, вот ты потратил их на булки и чипсы, окей, а может, ты хотел бы на что-то более крупное накопить? На новый телефон, например. Попробуй, начни копить, а мы тебе потом добавим».
Очень важно — выделять ребенку карманные деньги. Многие родители их недооценивают, но для ребенка карманные деньги — только его деньги, это его свобода, выбор, границы, желания и потребности. С помощью карманных денег ребенок учится пользоваться этим инструментом, чувствует себя более независимо.
Могут быть разные ситуации. Когда ребенку два-три года, родители вполне могут попросить у гостей дарить деньги — так они смогут купить ребенку не 55-ую машинку, а большой батут, который его будет радовать долгое время.
Когда ребенок постарше, с ним можно это обсудить: «Смотри, у тебя есть десять кукол, ты правда хочешь еще одну, или мы попросим подарить деньгами и ты положишь в свои накопления, или мы купим батут?». Но если ребенок все равно хочет 15-ую куклу, купите ему эту куклу.
Ребенок может и сам просить подарить ему деньги — если копит или сам хочет выбрать, как их потратить. Если в семье он получает достаточно любви и заботы, ощущает свою ценность, то он не почувствует, что, даря деньги, от него откупаются.
Что деньги — это не основная ценность в жизни, а инструмент. Деньги — это то, что человек получает за свой вклад в какое-то дело и что он может потратить на удовлетворение своих потребностей и получение удовольствия.
Деньги — важная часть жизни каждого человека, но счастье не в миллионах. Основная задача родителей — научить детей пользоваться этим инструментом, чтобы у них сложились гармоничные, адекватные отношения с деньгами.
Родители могут показывать, что есть что-то большее, чем деньги, занимаясь благотворительностью. Можно помогать не только деньгами, но и вещами, действиями. Учить, что можно делиться и помогать.
Еще почитать по теме
Любовь, деньги и родительство: как экономика влияет на наши методы воспитания?