Интересное по теме
Детский бизнес: в сети вирусится новый тренд с детскими рисунками
Специалисты рассказали, что делать родителям подростков, которые хотят начать зарабатывать.
В детстве я не отличалась склонностью к предпринимательству — да и вообще, больше задумывалась об учебе и поступлении в университет, чем о заработке. Чего не скажешь о моем младшем брате, который однажды организовал в школе лотерею, а в другой раз обменял коллекцию олимпийских монет родителей на вкладыши от жвачек.
Я же начала работать только после первого курса — и отпраздновала свое восемнадцатилетие на первом рабочем месте. Это была уже не «подработка для подростков», а настоящая взрослая работа переводчицы в компании, продающей технику Toshiba и Motorola.
Поэтому я оказалась не слишком готова к тому, что у дочери интерес к зарабатыванию денег проснулся рано. Лет в восемь они с подругой строили бизнес-планы по продаже самодельных браслетов и рисунков на набережной курортного городка, где мы отдыхали.
Через год у них родился проект по сборке подарочных наборов для одноклассников: для этого использовались старые обувные коробки, которые девочки украшали и по желанию «клиента» наполняли сладостями и мелочами из китайского магазина. Математика в этом проекте решающей роли не играла — зато энергии и творчества было хоть отбавляй. Они успели собрать один заказ. К счастью, мамой клиентки оказалась моя подруга, и нам удалось избежать проблем.
В течение следующих пары лет дочь вздыхала на тему «хочу стать знаменитым блогером», однако особого рвения в этом вопросе не проявляла. На некоторое время разговоры о деньгах затихли. Но недавно тема заработка возникла снова.
На этот раз дочь решила продемонстрировать осведомленность о существовании юридического аспекта зарабатывания денег. Хотя, судя по всему, никакой проблемы в этом она не видела. Сперва нужно было одолеть препятствие посложнее — возможные возражения с моей стороны.
— Мама, — осторожно начала она, — если бы у меня была лицензия и вообще все по закону, ты бы мне разрешила заняться бизнесом? Например, создать свою линию одежды?
— Ну, если бы лицензия была, то почему бы и нет… — начала я, стараясь сохранить серьезный вид.
Оказалось, что дочь с подругами опять разработали бизнес-план: в этот раз они решили покупать белые футболки, печатать на них фразы и рисунки, а потом продавать. Создали группу в WhatsApp* (* — принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в России), рисуют дизайны в Canva. Обсуждают: добавить бантик или дельфина с леопардовым принтом, или это уже слишком, ведь «современные девочки носят довольно базовые вещи».
Интересное по теме
Детский бизнес: в сети вирусится новый тренд с детскими рисунками
Тяжело вздохнув, я решила, что прежде чем обсуждать с дочерью недостатки их плана (чертова математика), стоит запастись информацией. Я обратилась к специалистам, чтобы узнать: чем на самом деле могут законно заниматься современные подростки, чтобы немного подзаработать? Ведь по моим представлениям, флаеры у метро давно ушли в прошлое, заработок в интернете — штука потенциально опасная. Да и в целом, хорошо бы понять, как может зарабатывать деньги подросток, с какого возраста — и стоит ли поощрять такое стремление.
В первую очередь я решила поговорить с психологом, чтобы узнать: а надо ли вообще подросткам работать? Не лучше ли сосредоточиться на учебе и личном развитии?
психолог
На вопрос, стоит ли подростку работать или лучше просто давать ему карманные деньги, нет универсального ответа, поскольку он будет разным для каждой семьи. Однако многие родители и эксперты сходятся во мнении, что работа может принести пользу подросткам, если она организована правильно. Рассмотрим подробнее, насколько это может быть полезно, и приведем конкретные примеры для каждого пункта.
Если подросток работает в кафе, он учится организовывать свое время, чтобы успевать выполнять заказы, взаимодействует с клиентами и развивает навыки коммуникации. Это помогает ему стать более уверенным в себе и общительным.
Получив первую зарплату, подросток может самостоятельно решить, как потратить или сэкономить заработанные деньги. Например, он может попытаться накопить на новую игровую консоль или поехать в летний лагерь с друзьями. Такой опыт помогает понять, как планировать бюджет.
Работая в магазине, подросток общается с покупателями, коллегами и менеджерами. Это позволяет ему научиться вести переговоры, находить общий язык с разными людьми и развивать эмоциональный интеллект.
Интересное по теме
Дополнительные скиллы: чему не учат в школе, но что необходимо ребенку
Если подросток работает по вечерам после школы и при этом готовится к экзаменам, это может привести к стрессу и быстрой утомляемости. Например, он может чувствовать, что не успевает подготовиться к урокам, из-за чего испытывает напряжение и тревогу.
Подросток, работающий по выходным, может не успевать встречаться с друзьями или заниматься спортом. Это может привести к отчуждению от сверстников и ухудшению психоэмоционального состояния.
Если подросток начинает пропускать занятия из-за работы, это может отразиться на его успеваемости. Например, он может не успевать выполнять домашние задания, что снижает его мотивацию к обучению.
Интересное по теме
Три клеточки слева: можно ли повысить мотивацию в учебе, снизив оценку за оформление тетради?
Чтобы инициировать разговор о работе, родителям стоит учесть следующие моменты:
Начните с откровенного разговора о том, что такое работа и как она может помочь в будущем. Обсудите примеры людей, которые добились успеха благодаря раннему трудовому опыту, и подчеркните важность баланса между работой и учебой.
Поговорите о том, какие хобби или интересы есть у вашего ребенка. Например, если подросток увлекается фотографией, предложите попробовать себя в роли фотографа на мероприятиях или предложить услуги съемки на дни рождения.
Помогите подростку определить, зачем ему нужны деньги. Например, он может мечтать о новом телефоне или планировать поездку с друзьями. Установление конкретной цели поможет ему осознать ценность труда и возможности, которые дает заработок.
Предложите ресурсы, которые могут помочь подростку освоить необходимые навыки — например, онлайн-курсы или статьи о том, как составить резюме. Покажите, что вы готовы его поддержать в этом процессе.
Работа может стать важным этапом в жизни подростка и помочь ему развиться как личностно, так и профессионально — при условии осознанного подхода и учета всех факторов.
Интересное по теме
Что делать, когда ребенок не соответствует твоим ожиданиям
Что же, если по мнению психологов опыт работы для подростка — это в целом полезно, стоит подумать, чем могут заниматься современные подростки в разном возрасте. Об этом нам рассказала Дарья Сонькина, основательница собственной компании и мама, которая начала давать своей дочери возможность зарабатывать деньги и нести ответственность с самого раннего возраста.
«Способов заработка для подростков довольно много. Во-первых, подростки в зависимости от уровня знаний и подготовки вполне могут быть репетиторами для школьников начальных классов. Например, брат моего мужа в 14–15 лет занимался с малышами из 1–2 класса русским, математикой и английским.
Еще один вариант работы для подростков — уход за домашними животными (кэт- и дог-ситтинг, от английского cat-sitting, dog-sitting). Конечно, не все хозяева готовы доверить своих питомцев подросткам, но я точно знаю, что есть суперответственные ребята, которые умеют ухаживать за животными и отлично справляются с задачей: раз в день выгулять собаку, покормить кошку, погладить, поиграть, почистить лоток, пока хозяева в отъезде. Такой вариант хорош еще и тем, что чаще всего найти подработку можно рядом с домом — такие услуги нужны многим.
Довольно часто в социальных сетях можно встретить объявления от родителей, которые предлагают купить работы своих детей: рисунки, браслеты, вещи, связанные крючком. С одной стороны, это неплохо — ребенка поддерживают. Но, на мой взгляд, это скорее история про благотворительность взрослых по отношению к ребенку. Вряд ли здесь можно говорить о настоящей работе и ответственности. Ведь такие вещи чаще всего покупают люди, которые сознательно идут на не слишком нужную им покупку и не предъявляют особых требований к качеству. Когда ребенок следит за животным — он действительно несет ответственность. Это уже взрослая история.
Еще подростки могут гулять с детьми. Моя дочь пока не подросток, ей всего десять лет, поэтому речь, конечно, не идет о постоянном заработке. Но однажды ей подвернулась отличная возможность подработать: у нас закрытый двор, и мама, гулявшая с трехлетней дочкой, однажды попросила мою дочь присмотреть за ребенком, пока ей нужно было отойти на несколько минут. Дочь получила сто рублей и была невероятно довольна. И хотя это была разовая история, ответственные подростки 14–15 лет вполне могут справляться с такой работой регулярно.
Или, например, с тем, чтобы отвести младшеклассника в школу или забрать его после уроков. Это удобно, если семьи живут в одном доме, а дети учатся в одной школе. Если у родителей двое детей и утром нужно развозить их по разным местам, подросток, который сопроводит младшего, — отличное решение. Вообще, подростки, особенно старшие дети, у которых есть опыт общения с малышами, могут быть отличными нянями. По моему личному опыту, детям куда интереснее играть с подростками 15–20 лет, чем со взрослыми. Подросткам чаще всего нужна частичная занятость, и родителям тоже нужна помощь на пару часов в день.
Подростки также могут владеть программами для создания несложной компьютерной графики. В зависимости от таланта, вкуса и умения, такая работа может быть либо просто помощью для близких (например, оформить афишу, помочь с сайтом), либо настоящей услугой, за которую готовы платить и сторонние заказчики.
Лично я — за то, чтобы подростки работали, и чтобы работа была по возможности серьезной. Свою дочь я привлекала к выполнению несложных дел с семи лет. В моем случае это было возможно — у меня своя компания, и ей было куда встроиться. Например, она помогала с упаковкой продукции, и я платила ей за это деньги. При этом я требовательный человек, и относилась к ее участию всерьез. Был момент, когда она помогала убирать со столов в кафе. Забавно, но она вела себя ровно так же, как официанты лет 20–25, которые после часа работы начинают вздыхать и говорить что-то вроде: «Все, мне нужен перерыв». Мне пришлось объяснить, что если она хочет получать оплату, работу нужно доводить до конца. Мне было важно, чтобы она научилась заканчивать начатое и делать над собой усилие, даже когда уже устала или устала раньше, чем рассчитывала».
Интересное по теме
Готова к труду и заботе о будущем муже. Чему на самом деле надо учить девочек в школе?
Как видите, способов заработать у подростка на самом деле немало. И многие специалисты и родители сходятся в том, что работа в подростковом возрасте может стать очень полезным опытом. Но возникает другой вопрос: почему подростки вообще хотят зарабатывать? Ведь часто их даже в душ не загонишь.
На этот вопрос ответит аналитический психолог Эльвира Даутова
Аналитический психолог и специалист по профориентации, автор канала «Сны эмиграции»
Почему в этом возрасте у подростков естественным образом начинают появляться вопросы о труде и возникает интуитивная потребность начать работать? Чтобы ответить, обратимся к возрастной психологии и периодизации жизни человека.
Возраст 14–15 лет совпадает с первым кризисом профессионального развития и подростковым кризисом идентичности. Активный физический рост и половое созревание превращают вчерашних детей в юношей и девушек одного роста с родителями. Они уже стремятся быть «как взрослые», но пока не знают, как именно.
В это же время подросток сталкивается с отсутствием четкой картины будущего, незнанием себя и непониманием, чем бы хотел заниматься в жизни. Это время поиска ответов на вопросы: «Кто я?» и «Кем я хочу стать?»
Социальный статус подростка на данном этапе можно охарактеризовать как переходный — лиминальный. Временно оказавшись в «пограничном» состоянии между детством и взрослостью, подросток еще не включен в полноценную взрослую жизнь и ограничен во многих правах.
В зависимости от культуры, условия и требования к достижению взрослости различаются. Это может быть возраст (в среднем от 10 до 16 лет в разных культурах), а также антропометрические или поведенческие характеристики. Периоду совершеннолетия, как правило, предшествует этап подготовки — время обучения и освоения определенных навыков, который завершается ритуалом или аттестацией на зрелость.
На этом этапе «разведки» важно дать подростку возможность пробовать себя в разных видах деятельности — не только учебной, но и трудовой. Это помогает лучше понять себя и свои желания, найти зону интересов.
В архаичных обществах ритуалы инициации играли ключевую роль: они помогали подростку перейти из мира детства во взрослую жизнь, гармонично и своевременно. Сегодня такой структурированной системы нет, но потребность в инициации — в признании, в смене статуса — осталась. Современное общество не предлагает единого механизма прохождения этого важного этапа, и это может привести к ощущению одиночества, отложенному взрослению, инфантилизации молодого поколения.
В результате инициации человек должен «родиться» в новой социальной роли, получить новое «имя» — и признание в новом статусе. Если взрослые не готовы принять подростка на равных, это может увеличить дистанцию и привести к сложностям в коммуникации.
Интересное по теме
О дивный инфантильный мир: почему современные дети не спешат взрослеть
Получается, работа для подростка — это символический шаг во взрослую жизнь, путь к пониманию: «Я могу». Это одновременно и внутренняя опора, и внешний знак признания со стороны взрослого мира.
На что стоит обратить внимание родителям, если ребенок говорит: «Я хочу работать»? Как его поддержать?
Аналитический психолог и специалист по профориентации, автор канала «Сны эмиграции»
«Если подросток сам заговорил о желании поработать, важно понять мотивацию к труду — чем вызвано это желание? Это позитивная, притягивающая цель или вынужденная потребность, продиктованная компенсацией дефицитов — нехваткой внимания, чувства безопасности, значимости, необходимостью решать взрослые задачи? Трудовая деятельность может закрывать разные уровни потребностей, и финансовая — далеко не самая главная. Это может быть стремление к признанию, к уважению через новый статус, желание быть принятым в новую социальную группу.
Работа для подростка может быть очень разной — все зависит от индивидуальных особенностей. Важно учитывать мотивацию, темперамент, психофизиологические возможности, ценности и интересы, хронотип и циркадные ритмы (для выстраивания режима дня с учетом учебной нагрузки), а также семейную историю, установки родителей, культурные предпосылки и возможности социальной среды. Кроме того, важно при выборе вакансии соотносить ее требования с возможностями подростка и действующим трудовым законодательством, которое регулирует объем, характер и условия труда несовершеннолетних.
Для начала можно составить «карту интересов» и профили профессий — понять, какие качества требуются в тех или иных сферах, выделить свои сильные стороны и объективно оценить слабые места, подготовить первое резюме. Расскажите юному соискателю, как проходит собеседование, какие вопросы может задать работодатель, как собрать предварительную информацию и отзывы о месте работы. Все это — важные шаги на старте.
Для получения первого опыта городская среда предлагает разные варианты: волонтерство в благотворительных фондах, участие в культурных и музыкальных фестивалях, работа гардеробщиком или капельдинером в театре или кино. Такая работа — это не только первые деньги, но и возможность заглянуть «за кулисы» профессии и увидеть ее изнутри. Все чаще в больших городах можно встретить юного бариста, помощника фотографа или флориста. Модель «наставник — стажер» сегодня становится перспективной формой включения подростков в трудовую деятельность с возможностью дальнейшего роста.
Обсудите выбранную сферу деятельности. Какие у вас представления об этой профессии и какие — у ребенка? Иногда эти точки зрения могут кардинально не совпадать из-за разницы поколений или личного негативного опыта родителей. На консультациях по профориентации я часто прошу составить список желаемых профессий и подобрать ассоциации к каждой — у родителя и у подростка. Мы сравниваем списки и часто выходим не только на тему самоопределения, но и на вопросы взаимопонимания и доверия. Открыто обсудите свои опасения, поделитесь опытом, но самое главное — выразите безусловную поддержку, на которую ваш сын или дочь могут опираться.
Первые шаги в сторону работы могут быть частью сепарации от родителей — важного и неизбежного этапа взросления. Подростку необходимо учиться строить новые отношения: с деньгами, временем, обязанностями, людьми вне семьи.
Важно помнить, что подростковый возраст — это время экспериментов, поиска себя и право на ошибки. Опыт первой работы может быть разным. Иногда он не совпадает с ожиданиями — и это тоже результат. Понимание своего «верхнего предела» по нагрузке, трудности общения с коллегами, осознание ценности времени — и своего, и чужого — все это формирует важные жизненные навыки. Даже если подросток поймет, где точно не хочет работать — это уже ценный вывод.
Работа — это всегда стресс, даже если это дело мечты. Новая деятельность требует перестройки привычного уклада жизни, и подростку нужно время на адаптацию, важно соблюдать режим сна и отдыха. Как правило, в этом возрасте оптимальна поэтапная занятость — гибкий график, частичная занятость или проектная работа.
Желание подростка работать и зарабатывать — это естественный шаг к взрослению, а не «глупость», которую стоит запретить. Не нужно этого бояться. Напротив — родителям важно поддержать инициативу, помочь выбрать подходящую форму занятости и рассказать о возможностях и рисках.
Объясните необходимость баланса между работой, учебой и отдыхом, расскажите о безопасных способах заработка, предупредите о потенциальных опасностях и попросите подростка держать вас в курсе своих шагов. До начала работы стоит поговорить об ответственности, обязательствах и о том, что дело нужно доводить до конца. А потом — дать возможность получать собственный опыт, учиться, ошибаться и взрослеть.