Накопить на приставку или стать взрослым и ответственным: зачем подростки начинают работать и хорошо ли это

Специалисты рассказали, что делать родителям подростков, которые хотят начать зарабатывать.

Иллюстрация Насти Железняк

В детстве я не отличалась склонностью к предпринимательству — да и вообще, больше задумывалась об учебе и поступлении в университет, чем о заработке. Чего не скажешь о моем младшем брате, который однажды организовал в школе лотерею, а в другой раз обменял коллекцию олимпийских монет родителей на вкладыши от жвачек.

Я же начала работать только после первого курса — и отпраздновала свое восемнадцатилетие на первом рабочем месте. Это была уже не «подработка для подростков», а настоящая взрослая работа переводчицы в компании, продающей технику Toshiba и Motorola.

Поэтому я оказалась не слишком готова к тому, что у дочери интерес к зарабатыванию денег проснулся рано. Лет в восемь они с подругой строили бизнес-планы по продаже самодельных браслетов и рисунков на набережной курортного городка, где мы отдыхали.

Через год у них родился проект по сборке подарочных наборов для одноклассников: для этого использовались старые обувные коробки, которые девочки украшали и по желанию «клиента» наполняли сладостями и мелочами из китайского магазина. Математика в этом проекте решающей роли не играла — зато энергии и творчества было хоть отбавляй. Они успели собрать один заказ. К счастью, мамой клиентки оказалась моя подруга, и нам удалось избежать проблем.

В течение следующих пары лет дочь вздыхала на тему «хочу стать знаменитым блогером», однако особого рвения в этом вопросе не проявляла. На некоторое время разговоры о деньгах затихли. Но недавно тема заработка возникла снова.

На этот раз дочь решила продемонстрировать осведомленность о существовании юридического аспекта зарабатывания денег. Хотя, судя по всему, никакой проблемы в этом она не видела. Сперва нужно было одолеть препятствие посложнее — возможные возражения с моей стороны.

— Мама, — осторожно начала она, — если бы у меня была лицензия и вообще все по закону, ты бы мне разрешила заняться бизнесом? Например, создать свою линию одежды?

— Ну, если бы лицензия была, то почему бы и нет… — начала я, стараясь сохранить серьезный вид.

Оказалось, что дочь с подругами опять разработали бизнес-план: в этот раз они решили покупать белые футболки, печатать на них фразы и рисунки, а потом продавать. Создали группу в WhatsApp* (* — принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в России), рисуют дизайны в Canva. Обсуждают: добавить бантик или дельфина с леопардовым принтом, или это уже слишком, ведь «современные девочки носят довольно базовые вещи».

Интересное по теме

Детский бизнес: в сети вирусится новый тренд с детскими рисунками

Тяжело вздохнув, я решила, что прежде чем обсуждать с дочерью недостатки их плана (чертова математика), стоит запастись информацией. Я обратилась к специалистам, чтобы узнать: чем на самом деле могут законно заниматься современные подростки, чтобы немного подзаработать? Ведь по моим представлениям, флаеры у метро давно ушли в прошлое, заработок в интернете — штука потенциально опасная. Да и в целом, хорошо бы понять, как может зарабатывать деньги подросток, с какого возраста — и стоит ли поощрять такое стремление.

В первую очередь я решила поговорить с психологом, чтобы узнать: а надо ли вообще подросткам работать? Не лучше ли сосредоточиться на учебе и личном развитии?

Юлия Акопжанова

психолог

На вопрос, стоит ли подростку работать или лучше просто давать ему карманные деньги, нет универсального ответа, поскольку он будет разным для каждой семьи. Однако многие родители и эксперты сходятся во мнении, что работа может принести пользу подросткам, если она организована правильно. Рассмотрим подробнее, насколько это может быть полезно, и приведем конкретные примеры для каждого пункта.

Плюсы заработка для подростков

Развитие навыков

Если подросток работает в кафе, он учится организовывать свое время, чтобы успевать выполнять заказы, взаимодействует с клиентами и развивает навыки коммуникации. Это помогает ему стать более уверенным в себе и общительным.

Финансовая независимость

Получив первую зарплату, подросток может самостоятельно решить, как потратить или сэкономить заработанные деньги. Например, он может попытаться накопить на новую игровую консоль или поехать в летний лагерь с друзьями. Такой опыт помогает понять, как планировать бюджет.

Опыт общения

Работая в магазине, подросток общается с покупателями, коллегами и менеджерами. Это позволяет ему научиться вести переговоры, находить общий язык с разными людьми и развивать эмоциональный интеллект.

Интересное по теме

Дополнительные скиллы: чему не учат в школе, но что необходимо ребенку

Минусы заработка для подростков

Психологическое давление

Если подросток работает по вечерам после школы и при этом готовится к экзаменам, это может привести к стрессу и быстрой утомляемости. Например, он может чувствовать, что не успевает подготовиться к урокам, из-за чего испытывает напряжение и тревогу.

Потеря времени на отдых

Подросток, работающий по выходным, может не успевать встречаться с друзьями или заниматься спортом. Это может привести к отчуждению от сверстников и ухудшению психоэмоционального состояния.

Негативное влияние на учебу

Если подросток начинает пропускать занятия из-за работы, это может отразиться на его успеваемости. Например, он может не успевать выполнять домашние задания, что снижает его мотивацию к обучению.

Интересное по теме

Три клеточки слева: можно ли повысить мотивацию в учебе, снизив оценку за оформление тетради?

Если вы хотите обсудить с подростком его желание зарабатывать деньги

Чтобы инициировать разговор о работе, родителям стоит учесть следующие моменты:

Открытый диалог

Начните с откровенного разговора о том, что такое работа и как она может помочь в будущем. Обсудите примеры людей, которые добились успеха благодаря раннему трудовому опыту, и подчеркните важность баланса между работой и учебой.

Обсуждение интересов

Поговорите о том, какие хобби или интересы есть у вашего ребенка. Например, если подросток увлекается фотографией, предложите попробовать себя в роли фотографа на мероприятиях или предложить услуги съемки на дни рождения.

Установление финансовых целей

Помогите подростку определить, зачем ему нужны деньги. Например, он может мечтать о новом телефоне или планировать поездку с друзьями. Установление конкретной цели поможет ему осознать ценность труда и возможности, которые дает заработок.

Поддержка и ресурсы

Предложите ресурсы, которые могут помочь подростку освоить необходимые навыки — например, онлайн-курсы или статьи о том, как составить резюме. Покажите, что вы готовы его поддержать в этом процессе.

Работа может стать важным этапом в жизни подростка и помочь ему развиться как личностно, так и профессионально — при условии осознанного подхода и учета всех факторов.

Интересное по теме

Что делать, когда ребенок не соответствует твоим ожиданиям


Что же, если по мнению психологов опыт работы для подростка — это в целом полезно, стоит подумать, чем могут заниматься современные подростки в разном возрасте. Об этом нам рассказала Дарья Сонькина, основательница собственной компании и мама, которая начала давать своей дочери возможность зарабатывать деньги и нести ответственность с самого раннего возраста.


Дарья Сонькина, предпринимательница, основательница производственной компании «Банч»

«Способов заработка для подростков довольно много. Во-первых, подростки в зависимости от уровня знаний и подготовки вполне могут быть репетиторами для школьников начальных классов. Например, брат моего мужа в 14–15 лет занимался с малышами из 1–2 класса русским, математикой и английским.

Еще один вариант работы для подростков — уход за домашними животными (кэт- и дог-ситтинг, от английского cat-sitting, dog-sitting). Конечно, не все хозяева готовы доверить своих питомцев подросткам, но я точно знаю, что есть суперответственные ребята, которые умеют ухаживать за животными и отлично справляются с задачей: раз в день выгулять собаку, покормить кошку, погладить, поиграть, почистить лоток, пока хозяева в отъезде. Такой вариант хорош еще и тем, что чаще всего найти подработку можно рядом с домом — такие услуги нужны многим.

Довольно часто в социальных сетях можно встретить объявления от родителей, которые предлагают купить работы своих детей: рисунки, браслеты, вещи, связанные крючком. С одной стороны, это неплохо — ребенка поддерживают. Но, на мой взгляд, это скорее история про благотворительность взрослых по отношению к ребенку. Вряд ли здесь можно говорить о настоящей работе и ответственности. Ведь такие вещи чаще всего покупают люди, которые сознательно идут на не слишком нужную им покупку и не предъявляют особых требований к качеству. Когда ребенок следит за животным — он действительно несет ответственность. Это уже взрослая история.

Еще подростки могут гулять с детьми. Моя дочь пока не подросток, ей всего десять лет, поэтому речь, конечно, не идет о постоянном заработке. Но однажды ей подвернулась отличная возможность подработать: у нас закрытый двор, и мама, гулявшая с трехлетней дочкой, однажды попросила мою дочь присмотреть за ребенком, пока ей нужно было отойти на несколько минут. Дочь получила сто рублей и была невероятно довольна. И хотя это была разовая история, ответственные подростки 14–15 лет вполне могут справляться с такой работой регулярно.

Или, например, с тем, чтобы отвести младшеклассника в школу или забрать его после уроков. Это удобно, если семьи живут в одном доме, а дети учатся в одной школе. Если у родителей двое детей и утром нужно развозить их по разным местам, подросток, который сопроводит младшего, — отличное решение. Вообще, подростки, особенно старшие дети, у которых есть опыт общения с малышами, могут быть отличными нянями. По моему личному опыту, детям куда интереснее играть с подростками 15–20 лет, чем со взрослыми. Подросткам чаще всего нужна частичная занятость, и родителям тоже нужна помощь на пару часов в день.

Подростки также могут владеть программами для создания несложной компьютерной графики. В зависимости от таланта, вкуса и умения, такая работа может быть либо просто помощью для близких (например, оформить афишу, помочь с сайтом), либо настоящей услугой, за которую готовы платить и сторонние заказчики.

Лично я — за то, чтобы подростки работали, и чтобы работа была по возможности серьезной. Свою дочь я привлекала к выполнению несложных дел с семи лет. В моем случае это было возможно — у меня своя компания, и ей было куда встроиться. Например, она помогала с упаковкой продукции, и я платила ей за это деньги. При этом я требовательный человек, и относилась к ее участию всерьез. Был момент, когда она помогала убирать со столов в кафе. Забавно, но она вела себя ровно так же, как официанты лет 20–25, которые после часа работы начинают вздыхать и говорить что-то вроде: «Все, мне нужен перерыв». Мне пришлось объяснить, что если она хочет получать оплату, работу нужно доводить до конца. Мне было важно, чтобы она научилась заканчивать начатое и делать над собой усилие, даже когда уже устала или устала раньше, чем рассчитывала».

Интересное по теме

Готова к труду и заботе о будущем муже. Чему на самом деле надо учить девочек в школе?


Как видите, способов заработать у подростка на самом деле немало. И многие специалисты и родители сходятся в том, что работа в подростковом возрасте может стать очень полезным опытом. Но возникает другой вопрос: почему подростки вообще хотят зарабатывать? Ведь часто их даже в душ не загонишь.

На этот вопрос ответит аналитический психолог Эльвира Даутова


Эльвира Даутова

Аналитический психолог и специалист по профориентации, автор канала «Сны эмиграции»

Почему в этом возрасте у подростков естественным образом начинают появляться вопросы о труде и возникает интуитивная потребность начать работать? Чтобы ответить, обратимся к возрастной психологии и периодизации жизни человека.

Возраст 14–15 лет совпадает с первым кризисом профессионального развития и подростковым кризисом идентичности. Активный физический рост и половое созревание превращают вчерашних детей в юношей и девушек одного роста с родителями. Они уже стремятся быть «как взрослые», но пока не знают, как именно.

В это же время подросток сталкивается с отсутствием четкой картины будущего, незнанием себя и непониманием, чем бы хотел заниматься в жизни. Это время поиска ответов на вопросы: «Кто я?» и «Кем я хочу стать?»

Социальный статус подростка на данном этапе можно охарактеризовать как переходный — лиминальный. Временно оказавшись в «пограничном» состоянии между детством и взрослостью, подросток еще не включен в полноценную взрослую жизнь и ограничен во многих правах.

В зависимости от культуры, условия и требования к достижению взрослости различаются. Это может быть возраст (в среднем от 10 до 16 лет в разных культурах), а также антропометрические или поведенческие характеристики. Периоду совершеннолетия, как правило, предшествует этап подготовки — время обучения и освоения определенных навыков, который завершается ритуалом или аттестацией на зрелость.

На этом этапе «разведки» важно дать подростку возможность пробовать себя в разных видах деятельности — не только учебной, но и трудовой. Это помогает лучше понять себя и свои желания, найти зону интересов.

В архаичных обществах ритуалы инициации играли ключевую роль: они помогали подростку перейти из мира детства во взрослую жизнь, гармонично и своевременно. Сегодня такой структурированной системы нет, но потребность в инициации — в признании, в смене статуса — осталась. Современное общество не предлагает единого механизма прохождения этого важного этапа, и это может привести к ощущению одиночества, отложенному взрослению, инфантилизации молодого поколения.

В результате инициации человек должен «родиться» в новой социальной роли, получить новое «имя» — и признание в новом статусе. Если взрослые не готовы принять подростка на равных, это может увеличить дистанцию и привести к сложностям в коммуникации.

Интересное по теме

О дивный инфантильный мир: почему современные дети не спешат взрослеть


Получается, работа для подростка — это символический шаг во взрослую жизнь, путь к пониманию: «Я могу». Это одновременно и внутренняя опора, и внешний знак признания со стороны взрослого мира.

На что стоит обратить внимание родителям, если ребенок говорит: «Я хочу работать»? Как его поддержать?


Эльвира Даутова

Аналитический психолог и специалист по профориентации, автор канала «Сны эмиграции»

«Если подросток сам заговорил о желании поработать, важно понять мотивацию к труду — чем вызвано это желание? Это позитивная, притягивающая цель или вынужденная потребность, продиктованная компенсацией дефицитов — нехваткой внимания, чувства безопасности, значимости, необходимостью решать взрослые задачи? Трудовая деятельность может закрывать разные уровни потребностей, и финансовая — далеко не самая главная. Это может быть стремление к признанию, к уважению через новый статус, желание быть принятым в новую социальную группу.

Работа для подростка может быть очень разной — все зависит от индивидуальных особенностей. Важно учитывать мотивацию, темперамент, психофизиологические возможности, ценности и интересы, хронотип и циркадные ритмы (для выстраивания режима дня с учетом учебной нагрузки), а также семейную историю, установки родителей, культурные предпосылки и возможности социальной среды. Кроме того, важно при выборе вакансии соотносить ее требования с возможностями подростка и действующим трудовым законодательством, которое регулирует объем, характер и условия труда несовершеннолетних.

С чего начать поиск работы?

Для начала можно составить «карту интересов» и профили профессий — понять, какие качества требуются в тех или иных сферах, выделить свои сильные стороны и объективно оценить слабые места, подготовить первое резюме. Расскажите юному соискателю, как проходит собеседование, какие вопросы может задать работодатель, как собрать предварительную информацию и отзывы о месте работы. Все это — важные шаги на старте.

Для получения первого опыта городская среда предлагает разные варианты: волонтерство в благотворительных фондах, участие в культурных и музыкальных фестивалях, работа гардеробщиком или капельдинером в театре или кино. Такая работа — это не только первые деньги, но и возможность заглянуть «за кулисы» профессии и увидеть ее изнутри. Все чаще в больших городах можно встретить юного бариста, помощника фотографа или флориста. Модель «наставник — стажер» сегодня становится перспективной формой включения подростков в трудовую деятельность с возможностью дальнейшего роста.

Обсудите выбранную сферу деятельности. Какие у вас представления об этой профессии и какие — у ребенка? Иногда эти точки зрения могут кардинально не совпадать из-за разницы поколений или личного негативного опыта родителей. На консультациях по профориентации я часто прошу составить список желаемых профессий и подобрать ассоциации к каждой — у родителя и у подростка. Мы сравниваем списки и часто выходим не только на тему самоопределения, но и на вопросы взаимопонимания и доверия. Открыто обсудите свои опасения, поделитесь опытом, но самое главное — выразите безусловную поддержку, на которую ваш сын или дочь могут опираться.

Первые шаги в сторону работы могут быть частью сепарации от родителей — важного и неизбежного этапа взросления. Подростку необходимо учиться строить новые отношения: с деньгами, временем, обязанностями, людьми вне семьи.

Важно помнить, что подростковый возраст — это время экспериментов, поиска себя и право на ошибки. Опыт первой работы может быть разным. Иногда он не совпадает с ожиданиями — и это тоже результат. Понимание своего «верхнего предела» по нагрузке, трудности общения с коллегами, осознание ценности времени — и своего, и чужого — все это формирует важные жизненные навыки. Даже если подросток поймет, где точно не хочет работать — это уже ценный вывод.

Работа — это всегда стресс, даже если это дело мечты. Новая деятельность требует перестройки привычного уклада жизни, и подростку нужно время на адаптацию, важно соблюдать режим сна и отдыха. Как правило, в этом возрасте оптимальна поэтапная занятость — гибкий график, частичная занятость или проектная работа.


Выводы

Желание подростка работать и зарабатывать — это естественный шаг к взрослению, а не «глупость», которую стоит запретить. Не нужно этого бояться. Напротив — родителям важно поддержать инициативу, помочь выбрать подходящую форму занятости и рассказать о возможностях и рисках.

Объясните необходимость баланса между работой, учебой и отдыхом, расскажите о безопасных способах заработка, предупредите о потенциальных опасностях и попросите подростка держать вас в курсе своих шагов. До начала работы стоит поговорить об ответственности, обязательствах и о том, что дело нужно доводить до конца. А потом — дать возможность получать собственный опыт, учиться, ошибаться и взрослеть.

Ликбез «Неть!»: 10 признаков того, что ваш ребенок превратился в тоддлера
Каждый раз, когда у нас выходит мем или текст, в котором фигурирует слово «тоддлер», под ним обязательно появляется комментарий с жалобой на ...