Блогеров обяжут платить своим детям за использование их фото и видео в соцсетях

Правило будет действовать в одном из штатов США, но прецедент, вероятно, распространится и на другие штаты.

Иллюстрация Настасьи Железняк

1 июля в американском штате Иллинойс в силу вступила новая поправка к закону о детском труде, требующая, чтобы дети, появляющиеся в профилях своих родителей или опекунов в социальных сетях, получали за это оплату.

Соцсети стали способом заработка

В законопроекте указано, что дети в возрасте до 16 лет должны получать 15 процентов от дохода инфлюенсера, если они появляются как минимум в 30 процентах монетизированного контента в интернете. Мамы, папы или опекуны должны нести ответственность за перевод заработка на сберегательный счет своего ребенка.

Закон также гласит, что ребенок имеет право потребовать удаления контента, в котором он представлен, а если взрослый не выполнит это требование, несовершеннолетний имеет право подать иск о возмещении ущерба.


«Социальные сети стали важнейшим средством для представления вашего бренда широкой аудитории. Как только соцсети стали популярными, люди увидели в этом реальный способ как дополнительного, так и основного заработка», — комментирует новость Джоанна Грейндж, мама и соучредительница агентства маркетинга в социальных сетях.


Грейндж отметила, что инфлюенсеры с числом подписчиков более миллиона человек могут заработать 20 тысяч долларов благодаря спонсорскому контенту. Даже те, у кого меньше подписчиков, могут заработать несколько тысяч долларов на одной публикации.

С ростом популярности видеоблогеров, рассказывающих о родительстве и своих детях, люди выражают обеспокоенность по поводу благополучия детей, чьими изображениями родители делятся в социальных сетях.

16-летняя Шрея Налламоту, которой приписывают доведение этого вопроса до парламентариев в штате Иллинойс, рассказала, что чем больше она изучала этот вопрос, тем больше она сталкивалась «со случаями эксплуатации».


«Особенно это касается совсем маленьких детей, которые, возможно, не понимают, что значит разговаривать с камерой, и не могут представить, как выглядит миллион человек. Малыши не понимают, что их выкладывают в интернет ради прибыли, и что это не исчезнет из интернета, ​​и что их родители зарабатывают на этом деньги», — рассказывала она ранее в интервью GMA.


Интересное по теме

«Отсутствие интернета и социальных сетей — не наказание». Мама рассказала о строгих правилах интернет-гигиены в семье

«Мама делает это, мы делаем это». Что думают блогеры?

«Я понимаю, к чему это может привести. Нужно оставаться этичным человеком, что бы вы ни делали. И нам нужны определенные органы, чтобы убедиться, что люди принимают этичные решения», — считает мама четверых и блогерша Брук Рэйбоулд.

У Рэйбоулд более семисот тысяч подписчиков в социальных сетях. Она регулярно публикует контент о своем муже, сыновьях и их повседневной жизни. Всего за два года ведения блога она начала зарабатывать шестизначную сумму в год. По ее словам, она будто нашла золотую жилу: оставаясь дома и проводя время с детьми, она может «прилично зарабатывать», делясь с подписчиками своей жизнью.


«Это позволяло мне заниматься чем-то помимо материнства, что было для меня интересным. Это бросало мне вызов и подпитывало мой предпринимательский дух», — сказала она, назвав это «мечтой».


Женщина живет в штате Вирджиния, где пока такой закон не принят. Она говорит, что может понять, почему сейчас обсуждаются поправки и в других штатах. Рейбоулд сравнивает свое присутствие в социальных сетях с ведением малого бизнеса и говорит, что «очень редко» сыновья помогают ей с контентом продолжительностью более 15 минут.

«Я говорю им: „Мама делает это, мы делаем это, я делюсь этим с другими мамами“. Я периодически спрашиваю их, комфортно ли им, все ли в порядке, и они настроены очень позитивно», — говорит она.

Чи Чин, отец двоих детей, выкладывает на YouTube ролики, на которых он и его сын играют в видеоигры онлайн. Он сравнивает свой контент с тем, что родители снимают во время различных занятий своих детей.

Интересное по теме

«Это делает ее счастливой»: мама рассказала, зачем ее двухлетней дочери макияж

По его словам, YouTube — это «такое же занятие, как и любое другое занятие ребенка». «Это ничем не отличается от того, скажем, когда родитель снимает своего ребенка, играющего в хоккей или футбол, и выкладывает это, верно? Просто теперь мы вместо этого играем в видеоигры», — говорит мужчина. Он добавляет, что играют они всего по полчаса в день и для них это своеобразный объединяющий ритуал.

Ни Чин, ни Рейбоулд пока не сталкивались с проблемами, но каждый из них соблюдает определенные правила. Блогерша, например, не выходит в прямые эфиры с детьми и не делится сложными моментами из их жизней.


«Мне кажется, если мои дети когда-нибудь решат, что не хотят в этом участвовать, или даже если я когда-нибудь решу прекратить блогерство, то я смогу довольно быстро остановиться», — говорит она.


В России тем временем о таких нововведениях речь не идет, притом что поступки родителей-инфлюенсеров бывают не такими уж и безобидными. Например, в январе 2024 года пользователей соцсетей возмутил блогер Сергей Косенко, который кинул своего двухмесячного сына в сугроб.