Родители зачастую ждут, что ребенок, который не говорит, «перерастет» этот этап, или ожидают, что трудности исчезнут в детском саду. Но промедление приводит к тому, что проблемы никуда не уходят и начинают мешать социализации. Логопед-дефектолог Елена Мельникова рассказала, какие ошибки приводят к трудностям в общении детей.
«Ребенок перестает искать слова и опирается на то, что его все равно поймут. В дальнейшем это оборачивается замкнутостью и трудностями в коммуникации вне семьи», — сказала Мельникова.
«Так теряется практика, необходимая для развития речи, а вместе с ней мотивация пробовать снова. В дошкольном возрасте, когда формируются базовые навыки общения, это особенно критично: привычка ожидать, что взрослые скажут за него, мешает ребенку адаптироваться в коллективе», — объяснила эксперт.
«Избыточная помощь и полное „озвучивание“ мыслей ребенка лишают его практики, но и обратная крайность не менее опасна. Постоянные просьбы „скажи“ или „повтори“ превращают речь в обязанность. Ребенок испытывает напряжение и теряет интерес к словам», — отметила логопед.
Вместо этого Мельникова посоветовала разговаривать с ребенком в естественных ситуациях. Например, обсудить, что он видел во время прогулки, читать книги, задавать вопросы и давать время на ответ. Так у ребенка формируется положительный опыт общения.
«Привычка закрепляется: ребенок общается тем, что ему проще, и перестраивать артикуляцию становится все сложнее. Исправить произношение можно и позже, но для этого потребуется больше времени и усилий. Поэтому важно различать естественные возрастные особенности и реальные задержки, чтобы не упустить момент, когда речь должна становиться чистой», — подчеркнула Мельникова.
Речевое развитие ребенка подчиняется закономерным этапам — онтогенезу, отметила эксперт. Существуют определенные возрастные рубежи, на которые стоит ориентироваться.
До трех лет ребенок говорит не совсем чисто, однако он уже должен уметь строить простые фразы. К четырем он начинает произносить свистящие и шипящие звуки — «с», «з», «ш», «ж».
«К пяти-шести завершается формирование сложных звуков, например „р“ и „л“. В шесть лет речь ребенка должна быть разборчивой и понятной для любого собеседника, а не только для родителей», — рассказала логопед.
Если речевое развитие отстает от этих ориентиров, то не стоит откладывать решение проблемы. Со временем неправильное произношение закрепится, и переучить ребенка будет сложнее.
«Чтобы помочь ребенку заговорить, важно не ждать и не перекладывать ответственность на садик или время. Родителям стоит больше разговаривать с ребенком в повседневных ситуациях, давать ему возможность отвечать самостоятельно, читать вместе книги и обсуждать события дня. Полезно садиться на уровень ребенка и говорить так, чтобы он видел артикуляцию: движения губ и положение рта помогают лучше усваивать звуки. Чем раньше создаются условия для свободного общения, тем легче ребенку адаптироваться в коллективе и осваивать обучение», — заключила эксперт.