Из звезды хорроров в звезды комедии, из «тела на миллион» в бодипозитивщицу, из актрис в писательницы.
Когда мы в редакции обсуждали прошедшее недавно вручение премии «Оскар» и тех, кому заветная статуэтка досталась, всплыла идея рассказать о Джейми Ли Кертис. «Она вроде бы огненная тетка!» — сказали коллеги.
О да! Огненная — это просто не то слово. И все, что делает ее такой клевой и необыкновенной, непосредственно связано с тематикой нашего издания. Судите сами: она дочь знаменитостей со сложными семейными отношениями, мать двоих усыновленных детей, изобретательница усовершенствованного дизайна подгузников, сторонница бодипозитива и гендерного равенства, детская писательница, а еще — геймерша. И «Оскар» она получила за фильм, который рассказывает о непростых семейных отношениях.
22 ноября 1958 года в Санта-Монике (которая то ли округ, то ли город-спутник Лос-Анджелеса) в семье знаменитых актеров Тони Кертиса и Джанет Ли родилась вторая дочь, которую назвали Джейми. Возможно, имена родителей будущей звезды современному массовому зрителю не очень знакомы. Но поверьте, их самые нашумевшие роли вы точно помните!
Тони Кертис в начале 60-х был одним из самых популярных актеров Голливуда. Джо/Джозефина из знаменитого «В джазе только девушки» — это как раз он и есть. А Джанет Ли — это та самая женщина, которая кричала в душе в хичкоковском «Психо». За свою игру в этом триллере актриса получила заслуженного «Оскара», а сцена стала культовой (и пародируемой).
Джейми неоднократно говорила, что ее родили «для спасения брака», и это не сработало. Тони Кертис был довольно самовлюбленным, совершенно не интересовался детьми, зато очень интересовался женщинами. Неудивительно, что в 1962 году семья двух голливудских суперзвезд распалась. Дети остались с матерью.
Позже Джейми рассказывала, что ее папа не был включенным родителем. Отцовство Тони Кертиса не вдохновляло от слова «совсем». Актер выполнял финансовые обязательства и платил бывшей жене алименты, а отсутствие душевной близости с детьми его вообще не беспокоило. Бывали периоды, когда Джейми единственная из шести потомков Тони Кертиса хоть как-то общалась с отцом.
Интересное по теме
Стать Ленноном: каким отцом был сооснователь The Beatles
Джанет Ли, по словам Джейми, была заботливой матерью, которая всегда помнила о нуждах и желаниях своих детей, но теплые, доверительные отношения с ними ей тоже не удавалось выстроить. Джейми считает, что это не отличительная черта ее мамы, а особенность всего того поколения, к которому Джанет Ли принадлежала.
Но выводы о поколенческих различиях Джейми начала делать уже в зрелом возрасте. А в детстве она просто огорчалась и злилась из-за того, что родители любят ее не так, как ей бы хотелось. Будущая звезда была бунтующим подростком, плохо училась в школе, подумывала стать полицейской (физические данные — есть, а хорошие оценки не требуются), но в итоге пошла учиться на соцработницу. Окружающие, мягко говоря, удивились: с такой внешностью, такими родителями, с явной тягой к лицедейству и талантом… соцработница? Да вы шутите!
Что ж, через год и сама Джейми признала, что ее выбор оказался неудачным. Девушка бросила учебу и решила посвятить себя актерству.
Хотя актриса говорит, что никогда в жизни не работала до седьмого пота, в этом она лукавит. Джейми нужно было выйти из тени своих родителей, показать, что она не просто дочь Джанет Ли и Тони Кертиса, убедить зрителей, что они хотят ходить на фильмы, в которых она снимается, завести собственные связи и знакомства в киноиндустрии, и много что еще. Для того, чтобы взять «Оскар», ей пришлось работать больше сорока лет, но теперь никто не скажет, что она «просто дочка знаменитостей»!
Поначалу дела у нее шли ни шатко ни валко. В основном, юная актриса появлялась на телевидении и в эпизодических ролях. Но в 1978 году Джон Карпентер решил, что Джейми идеально подойдет на роль Лори Строуд — напуганной жертвы (и младшей сестры, как выяснится позже) зловещего маньяка Майкла Майерса. Режиссер снимал свой первый «Хеллоуин», и Ли Кертис с радостью согласилась играть в фильме.
Вообще-то актриса очень пуглива и не способна смотреть ужастики в принципе. Но в ее возрасте и с ее опытом ролями разбрасываться не стоило. Ее страх на экране был почти неподдельным («почти», потому что ее мама наверняка рассказывала о том, как снималась у Хичкока).
Интересное по теме
Хорроры — прямая метафора материнства. Редакция НЭН — о своем отношении к фильмам ужасов и о том, зачем их смотреть
Актриса рыдала от ужаса, кричала, как раненый зверь, визжала, отчаянно пыталась спастись — и это окупилось. В буквальном смысле слова: «Хеллоуин» при бюджете в 325 тысяч долларов собрал кассу в 60 миллионов. Фильм оказался знаковым — не только для жанра, но и для кино в принципе. А Джейми Ли Кертис проснулась знаменитой.
В прессе ее сравнивали с матерью (не в обидном ключе!), критики благосклонно отмечали, что юная актриса хороша, а создатели фильмов ужасов хотели, чтобы Джейми Ли Кертис снималась у них. Она это и делала — в фильмографии нашей героини наберется более 15 картин в жанрах хоррор и триллер. Зрители прозвали ее «королевой крика» — потому что орет Джейми Ли Кертис знатно (и убедительно).
«Может, они нашли идеальную актрису, потому что мне это не по душе. Может быть, как раз поэтому у меня так хорошо это получается!» — делилась Джейми своими эмоциями по поводу фильмов ужасов в одном из многочисленных интервью.
И тут происходит первое удивительное преображение Джейми Ли Кертис.
Полтора десятка ужастиков набирается во всей ее разнообразной фильмографии. Львиную долю из этих хорроров составляют «Хеллоуины» (актриса нежно любит эту франшизу). Но после того, как она снялась в первых семи фильмах ужасов, Джейми поняла, что рискует застрять в одном амплуа.
Если актерское дарование наследуется, то талант изображать ужас Джейми достался от мамы, а вот комедийная жилка — от папы. В 1983 году актриса это продемонстрировала в фильме «Поменяться местами». И свой первый крупный урожай наград Ли Кертис собрала как раз за комедию. «Рыбка по имени Ванда» принесла ей «Золотой глобус» и премию BAFTA в номинации «Лучшая женская роль». По слухам, один из зрителей картины в буквальном смысле слова умер от смеха — красивая легенда для «черной комедии», правда?
Виден был не только талант: вскоре и зрители, и продюсеры, и рекламные агенты заговорили о потрясающих физических данных Джейми Ли Кертис. Атлетичная, высокая, с точеной талией и ногами от ушей — сама фактура актрисы шептала: «наряди меня в спандекс, заставь танцевать стриптиз»! В 1994 году эта идея, наконец, была реализована в комедийном боевике «Правдивая ложь».
Сцену со стриптизом Дорис помнят буквально все, кто вырос в 90-е. Особенно — легендарное падение. Джейми Ли Кертис действительно грохнулась с высоких каблуков, но встала и продолжила танец. Этот «неудачный» кадр Джеймс Кэмерон решил оставить в фильме, потому что он очень подходил к образу героини, и, кроме того, был смешным.
Дело дошло до того, что Джейми стала лицом (или ногами?) бренда чулок. И застраховала свою «рабочую часть тела» на миллион долларов.
Славная продолжательница дела своих родителей ходила в спортзал, колола ботокс, сидела на диетах, и даже делала пластическую операцию, из-за которой пристрастилась к рецептурным обезболивающим (тем самым, которые постоянно глотал доктор Хаус).
Но потом Джейми поняла — рано или поздно она проиграет битву с возрастными изменениями. У нее перед глазами был пример мамы, которая тщательно следила за своей внешностью, огорчалась из-за каждой морщинки и стремилась избавиться от следов возраста. В «старом Голливуде» актрисы быстро выходили в тираж: считалось, что кино — это не для 40-летних. Джейми видела, сколько страданий причиняют матери стандарты красоты, запрещающие женщинам стареть.
И она решила: черт с ними! Никто не может оставаться 20-летним вечно. Так Джейми Ли Кертис попала в сторонницы бодипозитива. Она не раз остро высказывалась по поводу лукизма, эйджизма и роли медиа в насаждении этого всего. В один прекрасный день в 2002 году она снялась для обложки сентябрьского номера журнала More в простом белье, без макияжа и отказалась ретушировать эти снимки. Она объяснила, что люди считают ее дамой с совершенной фигурой, расхаживающей в гламурных нарядах, а дело обстоит совсем не так. И ей не хотелось бы вводить своих ровесниц по всему миру в заблуждение.
Кстати, животик ее героини в фильме «Все везде и сразу» — это не накладка. Это настоящий живот настоящей Джейми Ли Кертис. Актриса призналась, что была рада его не прятать.
Интересное по теме
Это не забота о здоровье, это настоящая ненависть: колонка одной толстой женщины
Джейми Ли Кертис увидела фото своего будущего избранника в журнале, ткнула в него пальцем и сказала: «За этого парня я выйду замуж!» И через пять месяцев — 18 декабря 1984 года — вышла.
Кристофер Хейден-Гест — тоже актер, композитор и, по совместительству, барон, до сих пор является мужем актрисы. У пары двое детей, которых они усыновили с разницей в девять лет.
Сначала они попытались зачать потомство самостоятельно, но ничего не вышло. Тогда Джейми и Кристофер обратились к беременным, решившим отдать ребенка на усыновление.
В 1986 году в их семье появилась новорожденная Энни, а в 1997 году — Руби. Джейми Ли Кертис присутствовала при родах своей второй дочери и даже перерезала пуповину.
Актриса стала заботливой мамой и с удовольствием занималась бытом. В одном из интервью она призналась, что детей завести стоит хотя бы затем, чтобы отказываться от званых обедов: «Джейми, вы придете? — Ой, я так хотела, но у детей понос и рвота!»
Интересное по теме
«Все это безумие стало намного проще переносить после 14-месячного кормления грудью»: 9 цитат Тильды Суинтон о материнстве
В конце 90-х Кертис даже приостановила актерскую карьеру, чтобы больше проводить времени с детьми. Вместо хорроров и боевиков она снималась в рекламе йогуртов — потому что это быстрая, предсказуемая и неплохо оплачиваемая работа, которая не требовала длительных отлучек из дома.
Душа, однако, требовала творчества, и в 1994 году Джейми Ли Кертис начала писать детские книги. Она стала популярной и на этом поприще. Джейми считает, что залог ее успеха в том, что она умудряется развлечь и детей, и взрослых — просто на разных уровнях. Таким образом, малышам интересно слушать ее сказки, а родителям нравится читать их вслух.
Дети вдохновили Кертис придумать новый дизайн подгузников: у них был влагозащитный кармашек для влажных салфеток. У Джейми на это изобретение даже патент есть! Точнее, был: в 2007 году он стал общественным достоянием, в соответствии с нормами патентного права. В 2016 году Джейми Ли Кертис запатентовала еще один вариант подгузников — их можно выбрасывать по частям.
Вслед за детьми актриса увлеклась компьютерными играми и теперь частенько косплеит полюбившихся персонажей. Свадьба Руби, кстати, была костюмированной, а церемонию вела мать счастливой невесты.
Жизнь многих людей сильно меняется после появления детей, и зачастую не в лучшую сторону. Но Джейми Ли Кертис нашла в материнстве вдохновение, радость и возможность заняться тем, на что раньше бы не решилась. А после того, как дети выросли, она вернулась к своей основной профессии и продолжила жечь напалмом.
Джейми помнила, какой отстраненной мамой была Джанет Ли. Она решила не повторять историю: ее дети выросли в атмосфере любви и принятия. Они никогда не боялись рассказать о чем-то родителям и знали, что всегда могут рассчитывать на их поддержку. Так и оказалось.
Старшая дочь — Энни — увлеклась еще в детстве танцами, получила образование в этой сфере и сейчас работает хореографиней. Младшая — Руби — быть на виду не очень любила, но дело по душе тоже нашла — разработку компьютерных игр. В 25 лет она совершила трансгендерный переход.
Энни, кстати, тоже замужем. Так что сейчас Джейми Ли Кертис мечтает о том, что однажды станет бабушкой. Ее не волнует, родятся ли внуки от ее дочерей или будут усыновлены. В конце концов она по собственному опыту знает: чтобы любить ребенка, как родного, не обязательно самой производить его на свет.