От финансовой грамотности до борьбы с синдромом самозванки — десять важных уроков.
6 декабря депутаты Госдумы приняли закон, согласно которому в школах России обязательными станут уроки труда. На них девочек, как заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин, собираются учить «варить борщ, потому что надо заботиться о будущем муже», а мальчиков — держать молоток. С 1 сентября 2024 года подобные уроки будут введены во всех школах России для начальных и средних классов.
Год назад, когда мы выпустили «Современную энциклопедию для девочек», многие писали мне, что эти знания уже неактуальны, а девочки и без того сегодня растут в атмосфере равенства. Быть может, мы говорим о разных странах?
Интересное по теме
«Чем лучше ты понимаешь, как устроен мир, тем сложнее тобой манипулировать»: фрагмент «Современной энциклопедии для девочек»
В России, где нет законопроекта о борьбе с домашним насилием, где работодатели, институты и школы не защищают девочек и женщин от харассмента, где существует неравенство в заработных платах за одну и ту же работу для женщин и мужчин, говорить о равенстве не приходится. А вместо того, чтобы делать хотя бы робкие шаги к переменам, правительство буквально каждый месяц принимает новые законы, возвращающие женщин на кухню.
Изменения — это эволюция, они необходимы. Однако вместо «уроков труда» по методичке советских школ девочек в 2024 году нужно учить совсем другим вещам. Основываясь на самых главных, статистически доказанных проблемах девочек и женщин в России, я предлагаю десять дисциплин, которые действительно могли бы изменить жизнь женщин в России.
Те, кто говорят, что современная российская женщина никак не ущемлена в своих правах, совсем ничего не знают о современной статистике, которая опускает Россию на 129-ю позицию в рейтинге гендерного равенства. За этими страшными и сложными словами стоят простые и несправедливые барьеры, с которыми сталкиваются женщины буквально в любом вопросе: от семейного права до сферы труда.
Девочки со школьной скамьи должны знать, какие права у них есть и с какими проблемами им придется столкнуться. Они должны ценить свое право голоса (пока и его не отняли) и знать, как защитить свои права в принципе. А еще права — это и про ответственность: за себя и свою жизнь, борьба с инфантилизмом и правовой беспомощностью.
Интересное по теме
Как девчонка: почему нам и нашим детям нужен феминизм
Обучение ведению бюджета, инвестированию и экономической безопасности — это тот урок, который действительно должен быть обязательным в школе. В России существует доказанная разница в заработной плате между мужчинами и женщинами за выполнение одинаковой работы, сейчас это 25 процентов. У бедности в России женское лицо.
Особенно рискуют оказаться за чертой бедности одинокие матери. С учетом того, что больше половины браков в России заканчиваются разводом, а задолженность по алиментам уже несколько лет превышает 156 миллиардов рублей, знания финансовой грамотности — это та самая база, без которой девочки рискуют лишь пополнить печальную статистику.
Гендерная социализация (это когда девочек учат быть покорными, не отсвечивать, говорят фразы вроде «не женского ума дело») приводит к печальным результатам — 53 процента женщин испытывают необоснованную неуверенность в себе, особенно они чувствуют себя недостойными своих достижений на рабочем месте. Синдром самозванки буквально мешает женщинам строить карьеру в тех областях и на тех должностях, где они действительно могли бы проявить себя и раскрыть свои таланты.
Интересное по теме
В чем сила, мать? Рассказываем, что такое эмпауэрмент и зачем он нужен матерям
Вопрос здесь не только в поставленном голосе (что, безусловно, важно), но и в бесстрашии его использовать. Женщины реже инициируют разговоры о повышении заработной платы на рабочем месте. На рабочих встречах и конференциях мужчины чаще перебивают женщин во время их речи. Но дело далеко не только в защите профессиональных интересов. Женщины, которые обрели сильный голос, могут отстаивать свои границы и интересы и в личной жизни. Навык говорить громкое и четкое «нет» — то, чему важно научить каждую девочку.
В России ежегодно растет количество детских суицидов и их повторных попыток. От страха родители и школы запрещают телефоны, компьютерные игры и вечеринки с друзьями, однако это совсем не помогает в решении проблемы. Что могло бы предупредить тревожное расстройство, подростковую депрессию и попытки суицида, так это базовые знания о детской и подростковой психологии, обучение техникам самопомощи. Даже само понимание того, что с тобой происходит, возможность назвать свои эмоции и вовремя попросить о помощи — это важнейший шаг в решении психологических проблем детей.
Интересное по теме
«Каждая эмоция несет важную функцию и помогает вам и ребенку в определенных ситуациях»: отрывок из книги «Эмоциональный интеллект ребенка»
Жаль, на уроках физкультуры не рассказывают, что не все спортивные упражнения принесут телу пользу и что залог крепкого здоровья — вовсе не в ежедневных (и зачастую — довольно травмирующих и унизительных) силовых тренировках.
Детей важно научить не бегать стометровку на скорость, а наладить связь со своим телом. Научить любить и беречь его: заботиться о достаточном количестве сна и снижении стресса, предупреждать РПП, регулярно беседуя о реалистичности транслируемых в медиа стандартов внешности. Так могла бы выглядеть школа в буквальном смысле здорового человека.
Интересное по теме
Урок ритуального унижения: колонка о физкультуре в школе
Огромное количество проблем можно предупредить уроками секспросвета: от снижения случаев ИППП и ранних беременностей, до сокращения случаев насилия в отношении детей. Примеры многих стран доказывают, что такие программы работают.
Благодаря тому, что детей и подростков знакомят с их телом, предупреждают о подростковых изменениях заранее и учат говорить о своих чувствах — среди подростков снижается тревожность в целом, а в будущем они строят более здоровые и гармоничные отношения. Статистика говорит буквально о том, что подобные уроки могут привести к снижению количества абортов и разводов.
Исторически лидерство ассоциировалось с мужчинами. Обучение девочек лидерству бросает вызов этим стереотипам, продвигая идею о том, что эффективное лидерство не ограничивается полом и девочки могут выбирать любую профессию в мире. Девочки с лидерскими качествами с большей вероятностью будут активно участвовать в жизни своих сообществ, способствуя позитивным изменениям в своем окружении, городе и даже стране.
Как показывают исследования, если у власти находится менее 35 процентов женщин, то в стране чаще всего не решаются проблемы женщин, детей и стариков. Такие страны чаще тратят бюджеты на внешнюю политику и военные цели, а не на улучшение жизни людей в своей стране. Сейчас в Госдуме России всего 16 процентов женщин.
Интересное по теме
Всем по ролевой модели: чего девочкам не хватает в школе
STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) образование — это модель, объединяющая естественные науки и инженерные предметы. Именно в этой профессиональной области на данный момент находится один из самых больших разрывов в возможностях для женщин. Когда в классе математики из 20 портретов в лучшем случае есть один образ Софьи Ковалевской, девочкам очень сложно представить свой успех в подобной «мужской песочнице», такая же история с физикой, химией, технологиями. Профессии, которые мы называем работой будущего, все еще редко выбирают девочки, в том числе из-за вороха стереотипов про то, что «мальчики — технари, а девочки — гуманитарии».
Подобные занятия, где будут разрушены стереотипы о «женском мозге», где девочки могли бы узнавать в том числе о большем количестве ролевых моделей среди женщин-ученых и программисток, могли бы мотивировать больше девочек выбирать технические специальности и науку.
В нашем обществе существует нулевая толерантность к ошибкам. А ведь именно из ошибок рождаются гениальные идеи. Люди, которые умеют не только ошибаться, но и признавать это, — такое же редкое явление, как день без плохих новостей. Помимо мировых проблем, происходящих повсеместно, у детей есть и свои личные трагедии: плохие оценки, заваленные контрольные, непоступление в университет мечты. Очень важно научить детей решению проблем и восприятию неудач как возможностей для роста. У нас нет иллюзий, что мир вскоре перестанет быть таким неустойчивым, значит, нужно обучать детей тому, как переживать сложности и учиться на ошибках.
Нет ничего плохого в умении варить борщ, есть женщины, которые искренне любят готовить. Но кулинарные навыки не защитят девочек от насилия, бедности и правовой беспомощности. Кажется, девочкам, как и некоторым мужчинам в правительстве, пора научиться расставлять приоритеты.