«И повсюду тлеют пожары»: сага о том, почему материнство не бывает идеальным

Есть у меня знакомая — назовем ее Эн. У нее двое детей-погодков, усердно работающий муж и раз в полгода приезжающая бабушка — год назад семья Эн перебралась в другую страну. В соцсетях Эн царит красота и легкость в одной цветовой гамме: кудрявые белокурые дочери трех и двух лет, самодельные пироги, счастливые селфи с мужем и живописные закаты.

Однажды Эн запостила фотографию своих дочерей (кажется, они тогда обе болели) и кокетливо, нехотя призналась — мол, да, знаете, вообще-то с двумя детьми сложновато справляться, особенно, когда болеют. Я не могла глазам своим поверить. Я (у меня один ребенок) регулярно говорю о том, что материнство — это не пикник на лужайке. А тут она впервые (!) признается — причем так, что видно, как непросто ей это далось.

Я знаю, что Эн очень нелегко. Одна. С двумя детьми. С погодками. В незнакомой стране. Без нянь и бабушек. Одна только мысль об этом заставляет меня ощущать на себе вселенский холод и отчаяние, а она умудряется лишь однажды, как будто случайно, обиняками, в потоке счастливых смайлов и цветов, позволить себе заикнуться о том, что — да — ей бывает нелегко. Аккуратно так, чтобы не испортить идеальную картинку. Потому что идеальность перед чужим взором оказывается важнее, чем искренность.

На Hulu недавно вышел мини-сериал «И повсюду тлеют пожары», который спродюсировала (и снялась в главной роли) американская любимица Риз Уизерспун. Сериал получился мощным и многогранным, а что самое главное — о самых разных гримасах материнства. Там много сюжетов: про материнскую жертвенность, про трагедию взросления детей, про репродуктивные проблемы, про недоверие, про страхи, про стереотипы.

Уверена, там каждый найдет что-то, что его зацепит, я хочу рассказать только об одной героине, которая зацепила меня (я постаралась воздержаться от спойлеров по сюжету сериала, все упомянутые эпизоды не особо влияют на развитие событий).

В центре сюжета лежит противостояние между почти буквальными противоположностями: Эленой Ричардсон (в исполнении самой Уизерспун) — матерью четверых детей, женой уважаемого адвоката, местной журналисткой, и Мией Уоррен — темнокожей свободной художницей, кочующей по Америке с дочерью-подростком.

Элена идеальна. У нее огромный роскошный дом, белокурые дети, престижная работа, стильные наряды (действие сериала происходит в девяностых), состоятельные подруги и домашний ужин из трех блюд каждый вечер. Понятное дело, что на изнанке всей этой идеальной картинки из энциклопедии гендерных стереотипов прячется множество жирных чертей.

Скриншот

Причем «идеальная картинка» — это буквально. В одном из эпизодов Элена недовольна выражениями лиц своих детей-подростков на рождественской фотографии, а потому она в срочном порядке вновь приглашает домой фотографа, устраивает скандал из-за обязательного дресс-кода (на всех должна быть шотландская клетка!), а потом, чуть позже, большим канцелярским резаком обрезает с полученных фотографий ту часть, на которой ее младшая дочь не стала позировать так, как от нее требовалось.

Оказываясь в стенах собственного шикарного дома, Элена избавляется от лучезарной вежливой улыбки и превращается в требовательного монстра, который готов игнорировать проблемы своих детей, просто потому, что они не имеют права не соответствовать ее ожиданиям. Даже в конце сериала, когда старшая дочь Элены кричит ей «Я не идеальна!», та кричит в ответ: «Нет, идеальна!» и убегает в спальню, как будто пытаясь скрыться от мучительной реальности, в которой ее жизнь совсем не совпадает с картинкой в голове.

Скриншот 

Образ Элены — классический образ ужасной «яжематери», который так любят использовать авторы произведений о родительстве. Упрямая, лицемерная, холодная и, кажется, озабоченная только своей репутацией (вы только представьте, что бы творилось в ее соцсетях) — ее так легко невзлюбить и сравнивать с матерями другого типа (например, с той же самой Мией, которая свободно говорит с дочерью о сексе и не стесняется выкурить косяк в ее присутствии).

Однако создатели «Пожаров» пошли дальше. И сделали так, что вместо негодования и презрения Элена вызывает жалость и сострадание (по крайней мере, со мной это сработало). Будучи молодой девушкой, она выбрала семью и стабильность (ну так же принято) вместо карьеры и осталась в небольшом городке Шейкер-Хайтс. Родила ребенка, потом еще одного, и еще одного — с короткими перерывами на работу в попытках построить карьеру.

Когда она забеременела четвертым ребенком, муж заверил ее, что «четверо — это то же самое, что и трое». Во время семейной ссоры Элена ему это припоминает и говорит, что за все это время он ни разу не вернулся с работы пораньше. И все это время она справлялась со всем одна. С огромным домом. С четырьмя детьми. С карьерой, которая сильно отличалась от того, чего ей бы хотелось. С собственной жизнью, которая должна быть идеальной любой ценой, чтобы никто не подумал, что она не справляется. Что она плохая жена, хозяйка, мать, женщина. Городок-то маленький.

И в тот момент, когда Элена из прошлого, измученная бесконечным плачем, нытьем, соплями и подгузниками, сдает пришедшему с работы мужу младенца (младшую дочь) и уезжает в магазин за соской (а в итоге оказывается в баре со своим бывшим возлюбленным), я проникаюсь к ней глубочайшей симпатией. Кажется, всем нам хоть однажды хотелось вручить орущего младенца мужу (или няне, или бабушке), а самим сесть за руль и уехать по ночному шоссе туда, где можно быть кем-то другим. Не матерью, не женой, не хозяйкой. Может быть, собой.

Именно поэтому мне сложно ненавидеть Элену — из глянцевой закрепощенной «стэпфордской жены», которую нам показывают в начале сериала, она превращается в несчастную, усталую, очень одинокую женщину, которая максимально преуспела на всех обязательных «женских» фронтах ценой собственной свободы.

Нас нередко упрекают в том, что мы слишком много пишем о «непарадной» части материнства. О том, что дети бесят, роль родителя — утомляет, «сидеть в декрете» — очень непросто, и о том, что те, кто завел ребенка, имеют полное право пожалеть о своем решении.

И мне кажется, что до тех пор, пока вокруг нас так много таких женщин как Элена (а с появлением соцсетей их, кажется, стало в разы больше) или как моя знакомая Эн, нам всем важно научиться без стеснения говорить о том, что жизнь (и материнство как огромная ее часть) не бывает идеальной. И нет ничего плохого и постыдного в том, чтобы этим поделиться.

Не для того, чтобы кого-то запугать («Как после такого детей-то заводить?»). Не для того, чтобы требовать жалости (хотя почему бы и нет?). А для того, чтобы напомнить, что представление об «идеальном» не имеет ничего общего с жизнью. В жизни люди конфликтуют, устают, отчаиваются, жалеют, передумывают, боятся, плачут, расстаются, работают над собой, ходят на психотерапию, запираются от детей в туалете, мирятся, прощают, откровенничают, дурачатся и ужинают замороженной пиццей. И это прекрасно. Не идеально, но зато по-честному.

* — В материале упомянуты организации Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.

Что еще почитать по теме:

Почему матерям можно ныть и жаловаться? Отвечает капитан Очевидность

Что не так с выражением «сидеть в декрете»: отвечают матери

Откуда берется родительское эмоциональное выгорание и чем оно опасно

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...