Детский ад: в Сети воспитатели снова жалуются на «неадекватных» мам и пап

Коллаж Настасьи Железняк

В Твиттере завирусился тред воспитательницы детского сада, в котором женщина в самых непарламентских выражениях жаловалась на «неадекватных родителей».

Например, ее раздражают:

  • родители, которые еще не приучили своих тоддлеров к горшку;
  • родители, которые не научили детей одеваться самостоятельно;
  • родители, которые спрашивают, почему их ребенок на фото стоит с краю;
  • родители, которые задерживают плату за детский сад;
  • родители, которые забирают детей ровно в 19:00 (хотя «сидят в декрете»);
  • родители, которые приводят малышей с соплями;
  • родители, которые «качают права».

«Меня дико злит факт, что ребенок в три года ходит на плавание и английский язык, но ср*т в штаны прямо за завтраком, потому что не хочет проситься, или потому, что унитаз холодный, и нужно чтобы кто-то посидел раньше, чтобы нагреть (я не шучу)», — пишет @lamaanddrama.

Или вот еще: «А еще мы можем не оплачивать сад месяцами, но будем сидеть в нем с 07:00 до 19:00, чтобы воспитатель, отработав 12 часов с детьми в количестве 28, не дай бог не ушел домой раньше на полчаса. Просто привели, забрали домой, час поиграли и положили спать, и завтра снова на 12 часов».

Интересное по теме

«На первом приеме я осмотрела 46 человек. Это около трех минут на пациента»: монолог о том, почему работа участкового педиатра — это ад

Я бы еще поцитировала, но тред весь густо пересыпан матом, так что извините.

Весь этот крик души щедро приправлен мыслью: «Думайте, пожалуйста о других, вы у воспитателя не одни! Мир не вертится вокруг вас и вашего ребенка!»

В реплаях в поддержку коллеги высказалось много других воспитательниц, которых тоже утомляет работа с родителями.

Например, @Oksanisssima написала: «Это совершенно верно. Я, как работник детского сада, подтверждаю. Работа основная с родителями. С детьми проблем вообще нет. Они радость наша».


Этот тред демонстрирует колоссальную проблему, с которой сталкиваются все воспитатели в России. И я имею в виду вовсе не сумасшедших мам с папами, а выгорание.


Работники сферы образования перегружены. Детские сады и школы — переполнены. Зарплаты педагогов и воспитателей не компенсируют ту чудовищную нагрузку, которая на них ложится. Оплата психотерапии для выгоревших не предусмотрена. Возможности достойного отдыха — ограничены.

Удивительно, что в таких условиях у многих воспитателей и учителей хватает душевных сил не срываться на детей (но не у всех: насилие в образовательных учреждениях тоже большая проблема). А вот на взаимодействие с родителями ресурсов уже нет.

До 2010 года количество детей в одной группе детского сада жестко регламентировалось в зависимости от возраста. Например, трехлеток должно было быть не больше пятнадцати, а дошкольников — не больше 20. В соответствии с новыми СанПиН максимальное число детей в группе высчитывается исходя из площади помещения. При этом учитывается и пространство, на котором стоит мебель. Таким образом в группе может оказываться больше 30 детей.

И пока власти бодро отчитываются о ликвидации очереди в детские сады, воспитателям приходится каждый день иметь дело с тридцатью буйными тоддлерами. Тут от одного-то устаешь к концу дня, а в среднестатистической группе МДОУ их гораздо больше! И когда эти сладкие дети шалят, шум в помещении может конкурировать с ревом двигателя взлетающего самолета.


Будем честны: проблема вовсе не в родителях. И не в плохо воспитанных детях. Проблема в их количестве (ну, и в зарплате педагогов, если уж совсем честно).


Если бы на одного воспитателя приходилось не больше шести детсадовцев, скорее всего, воспитателей бы вообще ничего не раздражало.

Даже если бы один малыш писал в штаны, второй — не умел натягивать колготки, третьего всегда забирали в семь, четвертый ходил бы вечно сопливый, у пятого мама возмущалась, что его не видно на фото, а у шестого образовалась задолженность по оплате,  — педагоги бы находили время и энергию на индивидуальный подход к особенностям каждого.

Интересное по теме

«Зачем проводить время дома в одиночку с мамой, если можно классно провести его с другими детьми в саду?»: норвежский танцующий воспитатель дал интервью НЭН!

Если уж пойти дальше — то родители тоже люди, которые могут косячить не злонамеренно, а просто в силу обстоятельств. Кто из нас не задерживался на работе и не забирал ребенка из группы последним? Кто ни разу не приводил в детсад сопливого малыша, потому что больше его некуда деть? Кто ни разу не забывал внести плату за детский сад вовремя? Кто не ходил серьезно беседовать с нянечкой, которая грозит ребенку, что мама даст ему ремня? Кто бы это ни был — это явно не я.

Чтобы быть «адекватным родителем» с точки зрения выгоревших воспитателей, нужно стать удобным и не отсвечивающим. Необходимо помнить о том, что индивидуальный подход — это не для муниципальных детсадов, а «Я» — последняя буква алфавита. Но каким бы конформным и неконфликтным человеком ты ни был, рано или поздно ты все равно доставишь воспитателю какой-нибудь дискомфорт. И родители товарищей ребенка по группе тоже доставят. И дети масла в огонь подольют.

Из всех этих маленьких «искорок» разрастается огромное выгорание. И вот уже в голове воспитателя формируется монструозный образ родителя, который не забирает своего ребенка вовремя, не приучает к горшку, не ходит на больничные, зато качает права и жалуется на сотрудников детсада. Никого уже, по большому счету, не волнует, что изначально все это делали разные люди. Нормальные, в общем-то люди, потому что это естественно — отстаивать интересы своего ребенка и верить, что окружающие будут внимательны к его особенностям.

Вряд ли все родители детсадовцев «тупые, как твари» (цитирую @lamaanddrama). Но выгорание воспитателей доходит до той стадии, когда на реальность уже, по большому счету, плевать — хочется злиться на всех скопом и писать в пустоту абсолютно неэтичные с профессиональной точки зрения треды (как, собственно, и поступает авторка).


Нам не нужно вводить какие-то экзамены на «адекватность» (читай — удобство) родителей. Нужно создавать такую систему работы детских садов, которая позволит воспитателям не выгорать.


Обеспечить им достойную зарплату, чтобы специалистов становилось больше. Увеличивать количество детских садов. Уменьшать наполняемость групп. Создавать условия для психологической реабилитации и рекреации сотрудников образовательной сферы.

Но, конечно, легче искать кошелек под фонарем, чем там, где потерял — и стыдить родителей за ситуацию, в которой виновата совершенно бесчеловечная система эксплуатации воспитателей.

Понравился материал?

Понравился материал?

Поддержите редакцию