Как узнать, хорошо ли ребенку в детском саду? Объясняет Анна Быкова

Как подготовить себя и ребенка к детскому саду правильно и нежно, как сделать адаптацию максимально комфортной, справиться с проблемами аппетита и капризами, научиться дружить и разрешать конфликты? С разрешения издательства «Бомбора» НЭН публикует отрывок из книги Анны Быковой «Малыши „ленивой мамы“ в детском саду» о том, как определить, хорошо ли ребенку, пока он в садике.

Как это понять, если малыш еще плохо разговаривает или отказывается говорить про садик? Воспитатель успокаивает, что все нормально, но при этом у мамы остается тревога. Почему ребенок с нежеланием идет в садик? Только ли потому, что дома с мамой лучше? Или не нравится педагог? Или дети обижают? Как понять, что мешает адаптации ребенка?

Поиграйте с ним в детский сад

То, что ребенок не может рассказать про себя, он вынесет на игрушку. Что будет происходить с игрушкой в игре? Какой сюжет разыграет ребенок? Игрушка будет бояться злого воспитателя? Игрушка будет испытывать потребность в защите от других игрушек? Игрушка будет стараться избегать сна?

Ребенок может активно и с удовольствием проигрывать сцены занятий или прогулки в садике, но замыкаться, переставать играть, как только поступает предложение поиграть в тихий час.

«Давай сейчас они все спать пойдут?» — предлагаю я трехлетнему Коле. И только что активно играющий ребенок замирает, меняется в лице, прячет игрушку за спину.


Становится понятным, что это не просто «Наш ребенок не любит спать в садике», а есть какая-то веская причина для такой нелюбви, связанная с большим эмоциональным дискомфортом у ребенка.


Для хорошей адаптации важно выяснить эту причину. Я все-таки уговорила Колю поиграть и в тихий час тоже. «Немножко. В это обязательно надо поиграть. Потому что после тихого часа за игрушками мамы и папы начнут приходить. Как мы можем играть в приход папы и мамы, если тихого часа не было?»

И мы играем с Колей. И тигр с соседнего спального места атакует Колиного динозавра. Угроза от какого-то ребенка. Дальше удалось выяснить уже от воспитателя, что однажды мальчик с соседней кровати больно ущипнул Колю, когда тот спал. С тех пор Коля стал бояться спать на кроватке. Страх повторения боли. Тихий час перестал для Коли быть стрессовой ситуацией, когда его переложили на другую кроватку, подальше от того, кто однажды ущипнул.

Можно рисовать садик

Нет, не предложить ребенку нарисовать садик, а рисовать самим. Как комиксы. Мама рисует, комментирует свой рисунок: «Вот этот человечек будет воспитательницей. Какой мы ее нарисуем? Что она будет делать? Что она говорит?»

А ребенок подсказывает: «Она пластилин раздает. Сейчас ребятки лепить будут». Таким образом всплывает ситуация лепки. Видимо, важная для ребенка, раз он про нее вспомнил. Можно обсудить, дать этому внимание: «Тебе нравится лепить в садике? Нарисуем, как ребята лепят? Что мне нужно нарисовать?»


В процессе рисования ребят, которые лепят, ребенок может рассказать волнующие его подробности, например как кто-то у кого-то отбирал пластилин или как кто-то этот пластилин стал есть.


Художественные способности мамы для этой работы совершенно неважны. С подобной игрой-диагностикой справится даже родитель, убежденный в том, что он «не умеет рисовать». Даже если будет символический схематичный рисунок, далекий от «похожести», главное — процесс обсуждения, из которого можно получить много информации.

Ребенку четырех лет и старше, уверенно держащего в руках карандаш, можно предложить самому нарисовать детский сад. Этой инструкции на первом этапе достаточно. Дальнейшие разъяснения, что, как и где рисовать, будут мешать диагностике.

Интересное по теме

«Мы все выросли в системе, где нам красным подчеркивали в тетради ошибки»: интервью арт-терапевтки о детском творчестве

Идеальный вариант, если ребенок нарисует себя, держащимся за руки с другими ребятами. Нарисует рядом педагога. И все улыбаются. Даже если это момент занятия и дети нарисованы за партами — все равно улыбаются.

Понятно, что оцениваем мы не красоту и правильность рисунка и не умение рисовать, а общее настроение от рисунка, яркость выбранных цветов, размеры объектов, наличие позитивной символики (солнце, радуга, цветочки, птички). Если ничего не понятно из изображения (а в этом возрасте чаще всего ничего не понятно), внимательно слушайте комментарии ребенка и делайте выводы по ним.

Негативные факты:

Если ребенка не окажется на рисунке. При этом есть педагог, есть другие дети, а его нет. Сигнал: «Меня игнорируют» или «Я не хочу там быть».

Если ребенок в стороне от всех или даже против всех.

Например, в рисунке есть некий элемент (предмет или просто черта), визуально отделяющий ребенка от коллектива. Это прямое указание на имеющийся конфликт.

Если педагог нарисован с большим круглым ртом (кричит, однако…). Исключение: урок музыки, и все поют.

Если у детей огромные руки и прорисованы зубы — агрессия. На потенциальную опасность, исходящую от других, указывает также обилие в рисунке остроконечных элементов. Опять же есть исключение, которое стоит учесть: если у ребенка происходит смена молочных зубов, и в момент рисования ребенок испытывает боль от прорезывания нового зуба, то телесный дискомфорт тоже может проявиться в детском рисунке в виде зубчиков. Такие зубчики не стоит трактовать как агрессию.

Если вообще не будет никого на рисунке, а только здание или стены и мебель. Это формальный подход к выполнению задания. Иными словами, рисунок на «отвяжись», без желания углубляться в детали и события. Возможно, потому, что садик воспринимается, прежде всего, как здание, а не как коллектив детей. А возможно, что с коллективом связаны болезненные переживания, которые вытесняются.

Недавно у меня на консультации девочка семи лет нарисовала детский сад — серый дом с черными окнами-решетками и больше ничего. Обилие черного цвета в рисунке при наличии карандашей других цветов — сигнал того, что в садике некомфортно.


Исключение: просто в данный момент у ребенка плохое настроение, никак не связанное с садиком.


Чтобы избежать двойственного понимания, не проводите диагностику, когда ребенок явно не в духе.

Даже при формальном подходе, когда нет персонажей, а есть только изображение здания детского сада снаружи, можно сделать некие выводы о пребывании ребенка в этом учреждении. В этом случае имеет значение, какая на рисунке погода. Если светит солнце, цветут цветы — обстановка благоприятная. Если на небе мрачные тучи, а здание залито дождем, возможно, что ребенку в садике грустно, хочется плакать.

Если еще и молнии — то ребенок чувствует опасность или же ощущает на себе проявления агрессии. Опять же есть исключение (да, в диагностике не все так просто и однозначно): если недавно действительно была гроза с ливнем, ребенок в рисунке просто воспроизвел яркие воспоминания.

Чтобы в дальнейшем исключить формальный подход, можно в следующем задании конкретизировать, что нарисовать нужно какой-нибудь организационный момент. И тогда инструкция должна звучать так: «Нарисуй детский сад, где все заняты каким-нибудь делом». Обычно дети начинают рисовать прогулку, занятие, обед или тихий час.


Ребенок выберет либо самый приятный режимный момент, либо, наоборот, самый неприятный.


По эмоциям на лицах нарисованных детей или по устным комментариям, сопровождающим рисунок, будет понятно, нравится этот момент автору или нет. Но если у ребенка идет резкое неприятие коллектива, то на рисунке будет ночь, все ушли домой, и только пустое здание в темноте.

При анализе учитывайте общее впечатление от рисунка. Что вы чувствуете, глядя на рисунок? Скуку, тоску, боль, страх, тревогу или спокойствие, радость, интерес.

Интересное по теме

Письмо родителям, которые впервые отправляют своих малышей в детский сад

Обратите внимание на размер нарисованных объектов. Если они маленькие, расположенные ближе к краям, при условии, что большая часть листа остается незаполненной, то это может указывать на тревогу. Исключение: объекты маленькие, но есть развернутый сюжет, весь лист заполнен. Тогда это не про тревогу. Просто автору хотелось как можно больше всего вместить в рисунок.

Учитывая количество исключений и неоднозначностей, имеет смысл не полагаться на однократную диагностическую процедуру, а делать окончательные выводы только после нескольких разных диагностик. Предложили порисовать, потом поиграли в садик, потом сочинили сказку.

Только, пожалуйста, не используйте все диагностические идеи сразу в один день. Во-первых, ребенок устанет. Во-вторых, его может насторожить такое повышенное внимание к садику. В-третьих, если проводить диагностику в разные дни, то уменьшаем вероятность ошибочных выводов.

Я уже писала, что сиюминутное настроение оказывает влияние на рисунок. Бывает, что ребенок в этот день поссорился с кем-то из группы, эмоции бурлят, находят свое отражение в рисунке. Для коррекции эмоционального состояния это хорошо, но для диагностики не очень показательно. На следующий день рисунок уже может быть совсем другим.

Однажды на консультации я попросила девочку нарисовать всех детей группы и воспитателя в виде цветов и одновременно рассказывать о них.


Девочка говорила: «Тамара Петровна очень-очень хороший педагог», — при этом агрессивно раскрашивая цветок Тамары Петровны черным карандашом, так сильно нажимая на карандаш, что он даже сломался.


На уровне сознания девочка повторяла фразу, которую много-много раз слышала от взрослых и даже поверила им. Но рисунок выдал ее истинные чувства. Чем в этом случае замечателен прием, когда мы рисуем людей в образе цветов, а не человечков? Черное платье на воспитателе могло появиться в рисунке просто как отражение реальности, если педагог действительно часто носит одежду черного цвета. Но где вы видели цветы черного цвета? Черный цвет в этом случае показатель резкого неприятия девочкой воспитателя.