От некоторых популярных некогда тенденций волосы встают дыбом.
В «Эксмо» вышла «Книга молодых родителей» Марии Капт. С разрешения издательства публикуем фрагмент главы «Идеологии воспитания».
На протяжении последних ста лет человечество пережило целый комплекс как политических, так и воспитательных идеологий. Путь к Теории ПРИВЯЗАННОСТИ между детьми и родителями, на которую сегодня опираются прогрессивные концепции, начинался с приверженности Теории активной ОТСТРАНЕННОСТИ матери от младенца. Причем во всем мире.
Интересно, что и западные демократии относились к взаимоотношению детей и родителей довольно НЕдемократично. Большое, даже определяющее влияние имела теория сэра Фредерика Труби Кинга. Его усилия помогли снизить младенческую смертность в стране. Он был ярым сторонником грудного вскармливания и настаивал, что медсестры в больницах должны всячески стимулировать женщин к этому.
Рутина, Дисциплина и Отстраненность — столпы его методов ухода за малышом.
Кинг предложил ввести единый график, в котором контролировался каждый аспект жизни. Это включало время для кормления, сна, купания и испражнений. Объятия не должны превышать десяти минут в день. Был определенный час для удержания младенца — единственное время, когда родителю разрешалось держать его. Если малыш начинал плакать, родители должны были позволить ему или ей плакать, не уделяя дополнительного внимания. Кормления каждые три-четыре часа, не допуская никакой пищи между ними или ночью.
Интересное по теме
И снова о важном: не бойтесь избаловать своих детей «наручками»
Кинг считал, что дети должны подвергаться безжалостной дисциплине. Иначе они избалуются, что пагубно скажется на дальнейшем развитии. Только при строгом и отстраненном воспитании ребенок может превратиться в успешного взрослого. При всем радикализме, данная концепция имела огромное влияние и до Второй мировой войны, и после.
Идеология и воспитание всегда и везде находились в тесной взаимосвязи. Более того, теории на тему воспитания детей «обслуживали» господствующую политическую идеологию. Семья справедливо называлась «ячейкой общества» не только в СССР. И государство считало себя вправе не просто давать какие-то рекомендации, а диктовать родителям, как воспитывать детей.
Самым одиозным примером можно назвать подход в фашистской Германии. Руководство «Немецкая мать и ее первый ребенок» Йоханы Хаареры к 1945 году разошлось тиражом около 600 000 экземпляров (пишу и губу закусила — вот это тираж, вот это востребованность, нашей бы «Книге матери» такой размах). Его можно с полным правом назвать «руководством по борьбе с привязанностью».
Разделение является важной частью «тренировочного режима». Если малыш продолжал плакать после того, как его кормили по расписанию, одели в чистое и предложили пустышку, «тогда, дорогая мама, стань жесткой» и просто оставь его плакать. Не носить, не укачивать и не пытаться утешить плачущих младенцев, чтобы те не превратились в «маленьких, но безжалостных тиранов». Автор была глубоко убеждена: осыпать ребенка нежностью — не признак материнской любви. Наоборот, это портит ребенка и в итоге «выхоливает» мальчиков. Для воспитания настоящих «гитлерюгенд» подобное недопустимо.
Интересное по теме
Преданные фюреру: как работала организация гитлерюгенд
Третьему рейху требовалось, чтобы ребенок как можно быстрее «интегрировался в общество и подчинил свои желания и усилия общественным интересам, не проявляя жалости к себе, не потакая своим желаниям, был храбрым, послушным и дисциплинированным». Согласитесь, кошмар…
А может, все почти так же и сегодня? Некоторые положения концепции Йоханы поддерживались и в советской модели, и в западной. Да и сейчас некоторые утверждения имеют немало сторонников. Например, жесткий режим кормления и строго регламентированный режим сна. А уж за «быть храбрым, послушным и дисциплинированным» наверняка проголосует множество родителей XXI века.
Смена концепции «Жесткость + Отстраненность» началась после Второй мировой в менее идеологизированном западном мире. Огромный вклад в трансформации родительского сознания внес американский врач, доктор Бенджамин Спок. Его теории буквально взорвали общественность того времени.
Суть в том, что в отношении детей мать должна руководствоваться собственным чутьем и здравым смыслом, которым ее щедро наделила природа. Женщин он призывал чувствовать себя уверенно и расслабленно в роли матери, потому что малыш должен расти в комфортной среде.
«Ребенок — не черновик человека», — именно это заявление лежит в основе методики. Спок всегда пытался донести простую мысль: каждый малыш — личность, мнение которой нужно уважать.
Именно поэтому доктор призывал не наказывать, а договариваться. «В тот момент, когда вы даете понять ребенку, что он самый исключительный малыш на свете, это насыщает его дух тем же образом, что и молоко — его тело», — еще один из ключевых постулатов. До трех месяцев чем чаще мать будет контактировать с ребенком, тем лучше. После стоит учитывать изменения в психике ребенка — желания удовлетворять, а капризы игнорировать.
Интересное по теме
«Если вся цивилизация будет разрушена атомной бомбой, родителям не понадобятся больше советы педиатров»: история доктора Спока
Самый сложный возраст, по мнению Спока, начинается у ребенка в три года — малыш проявляет негативные черты характера, в том числе упрямство. Но даже тогда не надо слишком много запрещать: если окружить ребенка запретами, то, повзрослев, он продолжит запрещать себе многие вещи. Это негативно скажется на развитии личности. Книга Спока была мегапопулярна на протяжении почти 50 лет.
Моя мама, кстати, ее тоже читала — хотя в СССР хит пришел на 40 лет позже. Стоит отметить, сегодня некоторые положения его теории критикуются и пересматриваются. Например, доктор являлся противником долгого грудного вскармливания. По его мнению, это может привести к сильной зависимости от матери. Не совсем актуально и мнение о гибкости режима: «Не нужно кормить ребенка, как только начнет хныкать».
И все же факт остается фактом: именно Бенджамин Спок вернул женщинам уверенность в том, что они в состоянии справиться со своими обязанностями, опираясь на материнский инстинкт. Именно он сформулировал позицию, которая сегодня превалирует в информированном родительстве — основой воспитания должна быть ЛЮБОВЬ.
Акцент на близости и привязанности делал в 50-е годы детский психиатр Джон Боулби. Он работал в Тавистокской клинике Лондона во время Второй мировой войны. Каждый день он видел разрушительное влияние разлуки и потери мамы на развитие ребенка.
Он утверждал: чувствительность матери к желанию близости и комфорта ребенка — решающий фактор формирования привязанности.
Женщина самой природой наделена способностью обнаруживать, понимать и адекватно реагировать на сигналы малыша, связанные с угрозой. Если ребенок расстроен, мать чутко улавливает это состояние и стремится облегчить его. Если отказываем детям в чувствительной заботе в раннем возрасте, это может иметь негативные последствия во взрослой жизни.
<...>
В Швеции, во многом опираясь на данную теорию, на государственном уровне ввели более чем щедрые пособия по беременности и родам, а также отцовский отпуск, чтобы родители могли заботиться о детях до восьмилетнего возраста. В Великобритании концепция образования во многом построена на теории привязанности.
В целом можно сказать: смещение научного и социального акцента с Отстраненности на Привязанность стало началом глобального движения цивилизации к воспитанию, «ориентированному на ребенка». Его потребности ставятся в центр и воспитания, и развития, и обучения. В 70–80-е годы тренд продолжал набирать обороты.
Психологи того времени, настаивающие на более близких и теплых отношениях в семье, получили довольно неожиданную, но мощную поддержку из джунглей Южной Америки. В 70-е годы вышла книга «В поисках утраченного счастья» путешественницы Жан Лидлофф. Еще в 50-е годы американка 2,5 года прожила с индейцами екуана — первобытным южноамериканским племенем. Она наблюдала, описывала их образ жизни и прежде всего систему воспитания и взаимоотношений детей и взрослых.
Интересное по теме
«Ваша дочь, должно быть, устала от вас. Вот почему она плохо себя ведет»: отрывок из книги о том, как воспитывают детей в разных культурах
Представительницу западной цивилизации — а тогда в западных подходах царствовала «Отстраненность» — поразило, насколько люди каменного века счастливы и удовлетворены. Особенно дети. Они спокойны и независимы. Без соперничества между братьями и сестрами, без нытья, почти без плача, суеты или истерик. Старшие дети и подростки уверенно выполняли сложные задачи и принимали зрелые решения, без неповиновения или упрямства. Они никогда не дрались, играли вместе весь день без присмотра, всех возрастов, от «ползунков» до подростков. Они не просто не ссорились, а никогда не спорили!
Вернувшись домой, Лидлофф описала наблюдения и выстроила теорию правильного воспитания. Писательница говорила, что каждый человек появляется на свет с врожденным ожиданием пройти естественный социальный опыт. Все начинается с маминых рук сразу после рождения и продолжается на этих руках, где младенец должен проводить как можно больше времени. Она превозносила совместный сон, длительное, насколько только возможно, грудное вскармливание, постоянный продолжительный контакт матери и младенца, бережное отношение и развитие привязанности между родителями и детьми.
Конечно, призывы вернуться к первобытной идиллии в контексте цивилизации конца XX века выглядели довольно утопично. Но это «путешествие в каменный век» поддержало общие настроения и внесло эмоциональную лепту в дальнейшее развитие Теории Привязанности. Оно связано с работами американского педиатра Уильяма Сирса и его жены Марты, дипломированной медсестры. В свет они вышли в 80-х годах, и ключевая позиция была: «Любящее родительское взаимодействие полезно для ребенка!» Сирсы обвиняли современную жизнь, заблуждающихся экспертов и родительский эгоизм в общей эмоциональной отстраненности от детей.
Интересное по теме
Коалы, дроны и маяки: еще 3 разновидности родителей, в которых вы узнаете себя
«Дети, лишенные надежной привязанности, плохо растут, — пишут авторы в книге „Воспитание привязанности“, впервые опубликованной в 2001 году. — Они кажутся грустными. Будто потеряли радость жизни. Дети же, воспитанные способом привязанности, напротив, „заботливы и чутки“, они счастливы, как и женщины. Мать чувствует себя полной только тогда, когда она со своим ребенком!»
При этом подчеркивалось, что воспитание привязанности — это не правила, а особые отношения, над которыми родителям стоит усердно работать. Методы по Сирсу включали семь практик/принципов, основанных на «биологических потребностях ребенка»:
● родовая связь;
● грудное вскармливание;
● ношение ребенка;
● совместный сон;
● вера в языковую ценность крика ребенка;
● осторожность по отношению к «искусственным родителям» типа манежиков, ходунков, гаджетов и прочим заменителям родительского внимания;
● баланс и границы, обеспечивающие не только детское, но и родительское здоровье и хорошее настроение.
Интересное по теме
Что почитать о детях? Лучшие (и худшие) книги на тему родительства по версии редакции НЭН
Теория Привязанности сегодня популярна во всем мире. Хотя критики отмечают, что для работающей мамы реализовать благие намерения и рекомендации на сто процентов практически нереально. Более того, они предостерегают от развития так называемого «тотального материнства», где женщины оказываются в положении «полной ответственности» за потребности малыша, его благополучие и счастье. Подобная привязанность, говорит американская писательница Джудит Уорнер, «погружает матерей в жизнь, в которой они должны постоянно работать в две смены — как дома, так и на рабочем месте, — и все в интересах развития ребенка».
Есть известный интернет-мем: «От женщины требуется, чтобы она работала, будто у нее нет детей; воспитывала детей, будто у нее нет работы, и при этом выглядела, будто у нее нет ни детей, ни работы». Если взять полотнище побольше, этот мем вполне ляжет слоганом на флаг современного интенсивного родительства. Тем более по статистике именно мамы тянут на себе львиную долю обязанностей. Роль папы, особенно в нашей стране, в лучшем случае заключается в регулярном пополнении семейного кошелька.