Она доказала, что модницам чихать на возраст.
1 марта в возрасте 102 лет умерла «случайная икона мира моды» — Айрис Апфель. И хотя у нашей сегодняшней героини не было детей, ее воззрения на возраст, моду, вкус и счастливый брак мы находим очень вдохновляющими, как и ее жизненный путь.
Широкой публике Айрис стала известна действительно по чистой случайности.
Итак, 2005 год. В Институте костюма музея «Метрополитен» отменяется давно запланированная выставка. Ее нужно заменить чем-то классным, интересным и, главное, сделать это надо быстро, в запасе всего пять месяцев. Бюджет на рекламу — скромный. На месте организаторов кто угодно бы отчаялся!
К счастью, кто-то из них вспомнил, что у широко известной в узких кругах пожилой дизайнерки интерьеров Айрис Апфель есть отменная коллекция украшений. Коллекция-то была хороша, но уж очень разнородна и причудлива: без контекста публика вряд ли поняла бы, кто, как, где и зачем может все это носить. Там были и дизайнерские ювелирные изделия, и бижутерия, и старинные ожерелья, купленные на блошиных рынках. Тогда организаторы попросили у Айрис не только украшения, но и одежду, чтобы составить завершенные ансамбли. Дизайнерка милостиво открыла двери своей гардеробной, помогла подобрать наряды для выставки и внезапно прославилась.
Rara Avis («Редкая птица») — так назвали экспозицию — произвела фурор. Айрис вместе с выставкой объехала всю Америку, постоянно обновляя экспонаты: если ей хотелось надеть что-то из «выставочного», она забирала вещи, а взамен доставала другие, не менее причудливые и классные.
Но почтенную публику привлекали не столько наряды и украшения, сколько личность их собирательницы. Пожилая дама в огромных круглых очках, одетая ярко и броско, явно не собиралась проявлять «приличествующую возрасту сдержанность в тонах и фасонах» и любила моду в чисто практическом смысле: «Насобирала — ношу!» Образ Айрис Апфель поражал и вдохновлял. Откуда что взялось?
Интересное по теме
«Я не считаю, что мы должны выглядеть вечно молодыми»: блогерша написала пост в защиту права женщины на возрастные изменения внешности
Айрис Баррел родилась в Нью-Йорке 29 августа 1921 года в семье, неразрывно связанной с модой и дизайном. Отец девочки работал поставщиком зеркал, к которому обращались лучшие дизайнеры Америки. Мама владела модным бутиком.
Вкус у Айрис присутствовал, похоже, с самого рождения. Когда ей было четыре, родители решили съездить вместе с ребенком на курорт. Вечно занятая Сэйди Баррел отдыхала душой, наряжая девочку по десять раз на дню. И вот однажды во время переодевания к ужину малышка принялась орать. Вопила она так, будто ее по меньшей мере убивают. На крик сбежались встревоженные соседи и обнаружили, что девочка жива и здорова, но крайне недовольна лентой в своих волосах. «Она не подходит! Она не подходит!» — завывала будущая икона мира моды.
Гораздо позже Айрис признала, что мама была права, а самые интересные наряды — это те, где ничто ни с чем не сочетается.
Правда, долгое время Айрис не испытывала восторга по поводу шоппинга. У девочки было заболевание ротоглотки, которое удалось вылечить только с помощью народных методов — с применением солода. В результате Айрис сильно располнела и стеснялась покупать одежду. Ей мало что подходило, а душа требовала прекрасного.
Но к 12 годам девочка похудела и познала радости походов по магазинам. В автобиографии Айрис вспоминала: «Я начала покупать одежду, когда мне было 12 лет. Весной 1933 года, на Пасху, у меня не было нового наряда, чтобы пройти с парадом по Пятой авеню. Мама была слишком занята работой, чтобы купить его, поэтому она просто дала мне 25 долларов и отправила в популярный тогда торговый центр S. Klein. Когда я туда приехала, я буквально влюбилась в первое попавшееся платье. Влюбилась до оцепенения, но не купила: мама советовала мне не покупать первое, что увижу.
Я ушла искать другие наряды. Ходила-ходила, но то самое платье все никак не выходило из головы. Внезапно меня посетила мысль, что, пока я брожу, кто-то может его купить. У меня началась паника, и сломя голову я побежала обратно в Klein. Его там уже не было. Практически отчаявшись, я пошла по магазину и — о чудо! — нашла свое платье висящим на другой вешалке. Прошептав: „Спасибо, господи“ — и заплатив 12,95 доллара кассиру, я отправилась за туфлями. Премилейшая пара небольших каблуков досталась мне всего за 3,95, так что у меня даже остались деньги на шикарную соломенную шляпку, легкий обед и билет до дома».
С тех самых пор Айрис с удовольствием придумывала модные образы и воплощала их в жизнь.
Интересное по теме
Как воспитать толстого ребенка здоровым и счастливым? Ультимативный гид для родителей
Девочка выросла и поступила в Нью-Йоркский университет на факультет истории искусств. Впрочем, работа в музее ее не манила совершенно и Айрис решила пробиваться в мир моды, который она так любила.
После выпуска девушка устроилась в Women’s Wear Daily на должность копирайтерки. Айрис рассчитывала со временем стать модной журналисткой, а то и редакторкой, но, поработав немного, поняла: не выйдет, по крайней мере в Women’s Wear Daily. Позже, рассказывая о своей жизни, женщина шутила: «Я поняла, что те, кого я хочу сменить, слишком взрослые, чтобы уйти в декрет, и слишком юные, чтобы умереть».
Айрис не бросила работу в журнале сразу, но устроилась личной помощницей модного иллюстратора Роберта Гудмана, затем — личной помощницей дизайнерки интерьеров Элинор Джонсон. У последней Айрис многому научилась. Девушка поняла, что ей ужасно нравится дизайн интерьеров и в особенности — текстиль в дизайне.
В 1947 году Айрис познакомилась с любовью всей своей жизни — Карлом Апфелем. То есть она сначала не знала, что это любовь всей ее жизни, но Карл нашел к девушке подход! Встретились они во время отдыха на озере Лейк-Джордж. Поболтали, обменялись номерами телефонов. Айрис вернулась в город и даже не особо вспоминала о новом знакомом.
Однажды вечером девушка пришла домой и обнаружила, что ее телефон не переставая звонит. На другом конце провода оказался Карл, который принялся расхваливать ее наряд — весь, от шляпки до обуви и сумки. Оказалось, что, когда Айрис остановилась на минутку поговорить со знакомым, Карл, томившийся в пробке, заметил ее и пришел в восхищение от образа девушки.
Роман закрутился стремительно. «На первое свидание мы пошли в День Колумба (13 октября), а о помолвке объявили уже в День Благодарения (27 ноября). Кольцо Карл подарил мне на Рождество (25 декабря), а поженились мы в конце февраля 1948 года!» — рассказывала потом Айрис.
Обычно стремительные романы не заканчиваются ничем хорошим, но этот брак оказался удивительно счастливым и продлился 67 лет. Кроме того, он дал начало успешному семейному бизнесу: в 1950 году супруги Апфель основали текстильную компанию Old World Weavers. Айрис и Карл купили станки, позволяющие ткать аналоги старинных тканей, и занимались реставрацией текстиля в интерьерах.
Основными заказчиками выступали музеи, а еще Айрис обновляла интерьеры Белого дома для девяти президентов США, многих из которых она пережила.
Айрис и Карл жили душа в душу, практически не ссорились, много путешествовали, чтобы узнавать о тканях разных времен и народов. Только детей завести им не удалось: Айрис не хотела, чтобы малышей воспитывали няни, а у нее из-за постоянных разъездов не получилось бы посвятить все свое время наследникам. Женщина помнила, что ее мать ради родительства пожертвовала карьерой в мире моды, и сама так поступать не желала. «Порой я думаю, что совершила ошибку, а потом смотрю, какие ужасные дети у некоторых моих знакомых, и успокаиваюсь», — шутила Апфель в одном из интервью.
Но Айрис и Карлу и вдвоем было неплохо. Карл восхищался успехами жены и поддерживал ее во всем. «Он очарователен, заботлив, приятен и даже умеет готовить. Что еще нужно девушке для счастья? И он всегда умел рассмешить меня. Знаете, я выгляжу хулиганкой, но насчет брака я старомодна, как калоша», — расхваливала своего мужа миссис Апфель.
Карл Апфель умер в 2015 году, и Айрис по нему очень тосковала. В интервью она говорила, что спасает ее только работа.
Интересное по теме
«Рядом с ним я могу все — творить, не творить, лежать, бежать, петь, грустить. Он всегда поддержит». Истории пар, которые вместе много лет
Айрис Апфель всегда любила принарядиться. Делала она это не только по зову сердца, но и в целях рекламных: как успешная дизайнерка, она понимала, что люди, видя хорошо одетую специалистку, верят, что она сможет и дом «приодеть». Постепенно в ее доме скопилось столько нарядов, что они заняли целых три комнаты. Айрис все это носила: юбку, которую надевала на первое свидание, свадебное платье, украшения, купленные в путешествиях, и прочее.
В 1992 году Айрис и Карл продали свою компанию, но Айрис даже на пенсии продолжала консультировать новых владельцев.
И вот настал 2005 год. Выставка в Институте костюма привлекла внимание к Айрис, затем женщина завела аккаунт в соцсетях, и на нее обрушилась настоящая слава.
Она работала в коллаборации с компаниями по производству посуды, мебели, носков, ювелирных украшений. Была лицом итальянского Vogue. В 97 лет подписала контракт с модельным агентством IMG и выходила на мировые подиумы. Стала лицом косметической фирмы MAC. В 2018 году компания Mattel выпустила куклу Барби в образе Айрис Апфель — и что это, если не признание?
Интересное по теме
5 самых необычных Барби и других кукол Mattel
Айрис стала символом того, что мода находится вне возрастных рамок. Сама она иронизировала по поводу ориентации дизайнеров на молодежь: «Все эти платья за тысячи долларов, которые дети в этом возрасте просто не могут себе позволить, — это настоящее проклятие. В Америке доказали, что больше всего денег тратят женщины от 60 до 80 лет, и это так тупо — то, что люди, у которых есть деньги и время на шоппинг, или сидят на пенсии, или живут в одиночестве».
Сама дизайнерка любила одеваться ярко, броско, но удобно. Однажды обувной бренд Jimmy Choo выпустил босоножки, названные в честь Айрис. Женщина жеста не оценила и отметила, что эти туфли неудобны, поэтому она ни за что не стала бы такое носить.
Айрис призывала узнать себя, прежде чем искать собственный стиль, и не торопиться. «Если слишком рьяно броситься на поиски собственного стиля, выглядеть естественно просто не получится. Когда смотришь на такого человека, кажется, что он надел маскарадный костюм и вещи производят более яркое впечатление, чем их хозяин. Внутреннее напряжение не даст правильно себя преподнести даже в идеальном наряде. Если вы чувствуете себя именно так — бросайте это дело. Лучше быть счастливым, чем хорошо одетым», — говорила Апфель.
Счастье было ее жизненным принципом. Айрис считала, что нужно заниматься любимым делом, носить то, что нравится именно тебе, и при любых обстоятельствах оставаться собой. Она оставалась верна своим принципам до последнего дня жизни.