Решиться поменять школу — сложно. А вдруг в новой будет еще хуже? А может быть, дело не в школе, а в самом ребенке? Неужели мы будем бежать от трудностей, а не учиться с ними бороться? А если адаптация будет еще большей травмой?
Все эти вопросы заставляют родителей медлить, сомневаться, метаться и оттягивать принятие важного решения. Вместе с Анной Купавцевой, педагогом-исследователем и директором частной школы полного дня IThub School, мы подготовили для вас список признаков, которые точно говорят о том, что нужно задуматься о смене школы на новую.
И прежде, чем мы начнем, давайте отметим два важных момента: во-первых, школа, которая не подходит вашему конкретному ребенку — не всегда плохая школа. Она может ему не подходить по миллиону разных причин! И наоборот: даже если дети ваших друзей или старшие братья и сестры вашего ребенка были счастливы в этой школе, если весь класс дружно обожает вашу учительницу и только одному конкретному ребенку там плохо — это не означает, что с ним что-то не так. Просто человеческая психология — вещь чертовски нелинейная и не поддается масштабированию: что для одного будет лучшими воспоминаниями детства, для другого может обернуться горьким кошмаром на всю жизнь. В общем, стоит смотреть не на регалии школы и заслуги учителя, а на реакцию конкретного ребенка.
И второе: уходить из того места, где тебе действительно плохо, — это не проигрыш, это нормальная стратегия здорового человека. Если вы заберете ребенка из неподходящей ему школы, вы не научите его «сбегать при малейших трудностях», вы научите его тому, что мир — большой, и в нем много разнообразных возможностей. Что можно уйти с плохой работы, чтобы найти более интересную и лучше оплачиваемую. Что можно уйти от токсичного партнера, с которым ты совсем не счастлив. Что не обязательно досматривать скучные фильмы и дочитывать не самые лучшие книги. Вы научите ребенка тому, что надо изо всех сил искать своих и свое — подходящее именно тебе. И что это подходящее — существует, достаточно лишь приложить усилия для поиска этого самого. А вот причины, которые помогут вам понять, когда стоит задуматься о смене школы.
Проявление стресса или тревожности через физические заболевания: тики или бессонницу, внезапные аллергии непонятного характера, тошноту, боль в животе, которая проявляется только в определенные дни, рвоту перед школой или в школе, очень частые простуды. Ребенок может начать странно часто моргать, писаться по ночам, выдирать у себя волосы на голове, бровях или руках, сутулиться, заикаться, кашлять, задыхаться и так далее.
«Мы сначала думали, что сыну-первокласснику в глазки что-то попало: он стал часто моргать, в то же время обнаружили небольшую проплешину на голове — размером с монетку. Мы испугались, что это какая-то страшная болезнь… И тут моя мудрая мама, учительница со стажем, сказала: “Ребята, у него тик!” Повели сына к психологу и она подтвердила, что он в жутком стрессе, что волосы на голове вырвал сам — по одному волоску, незаметно для себя. Когда я спрашивала, что они делали в школе, он отвечал: “Четыре раза стояли и все время сидели”. На переменах учитель выстраивала их рядком и заставляла стоять — чтобы не бегали и не шумели… Мой нежный мальчик был совсем не готов к подобной дрессуре, крикам и давлению. В новой школе с небольшими классами, молодой приветливой учительницей и возможностью бегать, скакать и хохотать на переменах все психосоматические проявления почти мгновенно прошли».
Анна Купавцева
«Грамотно выстроенные взаимоотношения в классе и подходы к образовательному процессу довольно быстро снимают все страхи. Уходит стресс и давление. Дети не боятся контрольных и ошибок, они понимают, что ошибки — важная часть обучения, они свободно делятся своим мнением, умеют обсуждать и видят в педагоге союзника, а не надзирателя».
Интересное по теме
«Учитель не должен оценивать внешний вид ребенка, он должен помогать ему учиться»: колонка в поддержку школьников с синими волосами
Все мы волнуемся во время всевозможных тестов, экзаменов и прочих собеседований. Насторожить должен, во-первых, чрезмерный, несоразмерный стресс перед любыми проверочными работами, а во-вторых, очень большая разница между тем, как ребенок учится обычно и тем, какие результаты получает на контрольных. Если учится хорошо, а во время теста от ужаса не может вспомнить своего имени, то тут дело явно не в личных особенностях ребенка, а в настрое школы.
«Дело было в музыкальной школе: дочка плакала перед каждым отчетным концертом, умоляла прекратить заниматься музыкой, говорила, что ненавидит фортепьяно и категорически отказывалась играть перед публикой. Мы бы забрали ее из школы, если бы сразу после концерта она не начинала снова играть с огромным удовольствием и радостью! И передумывала бросать музыку. Мы были уверены, что все дело в перфекционизме дочки и ее завышенных требованиях к себе… Так продолжалось пару лет, пока мы не перешли в другую школу — причем гораздо более высокого уровня, туда отбирают только очень талантливых детей. И внезапно оказалось, что концерт — это не страшный экзамен, на котором все увидят, что ты ленилась и мало готовилась, а настоящий праздник и удовольствие!»
Анна Купавцева
«Контрольная — это не способ запугивания и манипуляции ребенком, это просто инструмент для самопроверки. Когда дети это понимают, они проходят их спокойно и осознанно, чтобы самостоятельно увидеть, насколько хорошо они усвоили материал, а над чем еще стоит поработать. Очень важно объяснять это ребенку, так как это понимание формирует модели поведения в аналогичных ситуациях уже во взрослой жизни».
Интересное по теме
Ребенок не хочет ходить в школу, врет и проявляет агрессию: все, что нужно знать о тревоге у подростков
Нет ничего плохого в сильных школах. Плохое начинается в тот момент, когда свои амбиции школа ставит выше, чем интересы ребенка.
«Когда я была неопытной и наивной мамой будущего первоклассника, я искала “самую сильную школу для нашего умного мальчика». И даже нашла! Он успешно прошел все экзамены (они были замаскированы под “собеседования”), и я ужасно этому радовалась. А потом завуч с гордостью сказала, что у них высококонкурентная среда и дети должны привыкать к большому давлению и перегрузкам: “В прошлом году трое первоклассников не выдержали нашего темпа и попали в больницу с нервным срывом… Двое из них не смогли вернуться к учебе”. Понимаете, она не жаловалась, она хвасталась тем, что школа ломает первоклашек! Мы после этого разговора немедленно решили, что нашему умному мальчику надо поискать менее высококонкурентную среду…»
Анна Купавцева
«Родители будущих учеников часто спрашивают меня, какие амбиции есть у нашей школы? Я на это отвечаю, что у нашей школы, конечно, есть амбиции. Но они связаны исключительно с созданием уникального образовательного пространства. Также амбиции могут быть у конкретного ребенка — и тогда школа с радостью поддержит его на всех олимпиадах и конкурсах и в любом самом амбициозном его проекте».
Интересное по теме
Какую школу выбрать: подсказки родителям будущих первоклассников
Никто не обязан быть звездой танцпола и душой компании. Но если ребенок во всей школе не смог найти ни одного близкого человека, то это — очень плохой признак.
«В прошлой школе учительница говорила, что я должна научить дочку быть такой, как все. У меня мечтательный застенчивый ребенок, веганка и защитница животных. “Дети жестоки и стаей бросаются на все необычное”, — говорила она. В новой школе классная руководитель сказала: “Как хорошо, что у нее так много важных интересов помимо школы! Дети обожают таких цельных личностей!” И в первую же неделю учебы предложила всем классом сходить вместе с дочкой в приют для животных, которому она помогает».
Анна Купавцева
«Любой, даже самый закрытый, человек всегда может найти кого-то, с кем ему интересно или хотя бы есть, о чем поговорить. Человек — существо социальное. И общение — одна из наших базовых потребностей. Поэтому оно очень важно, особенно для ребенка. Социальная неуспешность может говорить о том, что обстановка в классе не очень здоровая или что учитель мало внимания уделяет взаимодействию между детьми. Но также может сложиться ситуация, что конкретно в этом классе подобрались люди, не очень близкие ребенку по духу: это тоже повод подумать о смене школы или хотя бы класса».
Интересное по теме
«Иногда родителям непросто определить, когда ребенок сталкивается с проблемами в дружеских отношениях»: отрывок из книги «Дружелюбные. Как помочь детям найти друзей и избежать травли»
Стоит насторожиться и в том случае, если учитель никогда не находит ни одного доброго слова для ребенка, и в том, когда он пузырится от бесконечного восторга и обожания. И то, и другое означает, что учитель не видит реального ребенка, его настоящих особенностей, сложностей и достижений.
«В прошлой школе дочку бесконечно хвалили. Идеальный ребенок! Самый удобный из всех, что они встречали! В новой учитель какое-то время присматривалась к ней, а потом вызвала меня на разговор. Она сказала, что дочь поддерживает со всеми очень ровные отношения, но ни с кем не сближается. Она отлично выполняет все требования учителя — не потому, что ей интересно, а потому, что ей все очень легко дается. “Такого ребенка учить очень приятно, — сказала она, — но давайте придумаем, как найти ей настоящего друга? И еще я постараюсь давать ей побольше олимпиадных заданий, потому что ей же на самом деле смертельно скучно на уроках!»
Анна Купавцева
«Каждый ребенок — талантлив. Это банальная фраза, но как учитель я еще ни разу не встречала ребенка, которого не за что похвалить, который не был бы интересной личностью. А еще у каждого человека есть область развития. И задача учителя — видеть эти перспективы. Поэтому всегда есть, где отметить успех, а где наметить точки роста».
Или боится. И не время от времени, когда устал, хочется поспать или поиграть в новую игру, а постоянно! Когда каждый день у вас борьба, слезы, уговоры, шантаж и подкуп. Это не означает, что ребенок ленивый или не любит школу. Это означает лишь то, что человеку там очень плохо, он просто не может пока объяснить вам, почему.
«Мне не очень нравилась школа сына, и я года два металась, думая, стоит ли его перевести в другую… Но там не было ничего поистине ужасного, поэтому я сама себе казалась наседкой и перестраховщицей. На третий год в конце августа он сказал, что хоть режь его — он туда больше не пойдет! Пришлось быстро искать ему новую — это оказалась обычная районная дворовая школа, и это было лучшее решение в нашей жизни. Больше у нас не было никаких проблем с посещаемостью и “ленью”».
Анна Купавцева
«Если у ребенка в школе друзья и любимые учителя, если на уроках интересно и можно проявить себя, то, конечно, ему нравится ходить в школу! Когда в школе хорошо — это норма, обратное — уже не совсем».
Интересное по теме
Дети сами не разберутся: как учителя могут решить проблему буллинга в младших классах
Особенно если это началка. Но даже в средней и старшей школе стоит насторожиться, если детям не дают всестороннего развития, если много математики в ущерб чтению книг и истории. Или одна литература и никакого движения и физического развития. Жизнь длинная и разнообразная, никто в семь–пятнадцать лет не может выбрать одно занятие на всю жизнь, поэтому лучше не ограничивать ребенка заранее узкой специализацией.
«Я закончила класс лингвистики, а потом переехала в другую страну и пошла учиться на программиста: как же мне было тяжело рядом с однокурсниками, которым не надо было вспоминать буквально весь школьный курс математики! Теперь я занимаюсь компьютерной лингвистикой: это очень редкое и востребованное направление именно из-за полярности обеих наук, ведь большинство людей или филологи, или программисты…»
Анна Купавцева
«У нас, например, IT-школа, но это не значит, что судьба ребенка определена с первого класса и его путь исключительно в программисты. Мы даем универсальные диджитал-компетенции, которые пригодятся в любой профессии. И не забываем про всестороннее развитие! Ведь дети только к старшим классам начнут определяться, что им действительно интересно. И то не все! В школе мы стараемся давать детям максимальное количество разных знаний. Ведь школа — это пространство возможностей».
Интересное по теме
«Школа должна подстраиваться под ребенка, а не ребенок — под школу»: история «Саммерхилла»
Слишком слабая школа для очень сильного ребенка. Школа с очень быстрым темпом обучения для задумчивого и медлительного. Если ребенку в школе слишком легко или слишком тяжело — это повод искать другое место.
«Моя мама профессор, я золотая медалистка с красным дипломом… Естественно, мы отдали дочку в очень сильный лицей. И всю младшую школу слушали, какая она глупая, ленивая, неспособная. У нас уже во втором классе были репетиторы почти по всем предметам — и это все равно не помогло! Я до сих пор жалею, что считала переход в обычную школу поражением. Думала, что мы не имеем права “сдаваться”. Мы довели дочь до того, что она начала резать себя, нам потребовалось забрать ее на семейное обучение, пройти несколько лет терапии… После девятого класса дочь забрала документы из школы, поступила в кинологический колледж и внезапно стала там круглой отличницей! “Мама, почему в школе математика была такой скучной, когда она интересная?! Мама, я, оказывается, умная!” Бабушка лежала в обмороке до тех пор, пока дочь не закончила колледж и не поступила в институт на ветеринара — абсолютно самостоятельно! Ну и кто в этой ситуации был дураком, я вас спрашиваю? Мы были…»
Анна Купавцева
«Я в своей практике не встречала детей, которым «не дано». Да, у всех разные особенности и скорость усвоения материала, но это не влияет на возможности ребенка выучить школьную программу. Прежде, чем менять школу, я бы посоветовала сначала проверить ребенка на дислексию, дисграфию, дискалькулию и прочие особенности. Возможно, стоит сначала попробовать поменять подход к обучению, обсудить это с учителем — и только тогда решать».
Если вы сейчас ищете новую школу, то обратите внимание на IThub school — место, в котором педагоги действительно видят детей. Задают вопросы, принимают особенности их характера и умеют с ними работать. Миссия этой школы — создавать здоровую среду для обучения, дружбы и развития. А главный KPI — счастье учеников. Здесь соблюдается баланс между академическими знаниями и всестороннем развитии личности: дети учатся сопереживать и решать конфликты через разговоры, развивают интеллект и развиваются физически, ставят цели и начинают чувствовать свои личные границы. Что еще важно: с первого класса ребенка погружают в IT, потому что буквально через пару лет эти знания станут необходимы даже в журналистике и актерском искусстве — тех направлениях, которые мы всегда считали сугубо гуманитарными. Домашних заданий в IThub school не задают, а с седьмого класса делят обучение на два направления: предпринимательство и IT, и помогают детям определиться с будущей профессией.
Реклама. Рекламодатель АНО ПО «ИТ ХАБ» (ИНН 9709063913)