Подростковый возраст — сложный период в жизни как самого подростка, так и в жизни его родителей. В этом возрасте личность проходит через множество физических, эмоциональных и психологических изменений, которые влияют на поведение и отношение к окружающему миру.
Елена Харитонцева
Преподаватель Московского института психологии (МИП), клинический, детский и подростковый психолог, применяет методы арт-терапии, КПТ, символдрамы, песочной терапии, мультимодального подхода; автор статей по детской и социальной психологии.
Подростковый возраст начинается примерно с 10–11 лет и продолжается до 18–19 лет. Современные исследователи связывают верхнюю границу этого периода с созреванием мозга и более поздним освоением социальных ролей у молодых людей.
Подростковый возраст по праву считается самым сложным этапом взросления человека, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах его жизни. Многие из этих перемен вызывают сильные переживания и стресс, что усложняет жизнь как самому подростку, так и его окружению.
Тело подростка напоминает стройку в жаркий летний день — внутри идет тяжелая и нервная работа. Уже одного этого напряжения достаточно, чтобы объяснить частую смену настроения, раздражительность и яркие эмоциональные переживания. Это период сильных тревог, сомнений и даже страданий из-за внешности: одним не нравится состояние кожи, другие переживают из-за формы носа или высокого роста.
У подростков есть особенность — неравномерное физическое развитие. Руки и ноги могут быть непропорциональны размеру тела, что приводит к угловатости движений, неуклюжести и нарушениям координации. Подростки часто ударяются об углы и ножки стульев, двери, вечно что-то роняют и разбивают.
Телесные изменения сопровождаются психологическими. Подростковый возраст — это время наиболее активной фазы сепарации от родителей. Для взрослых это может быть болезненно: ребенок больше не стремится к общению, как раньше, мнение сверстников становится важнее, у подростка появляются секреты.
Хотя сепарация вызывает страх, она является частью нормального и здорового развития как самого подростка, так и его отношений с родителями.
Ориентация на сверстников помогает найти надежных друзей и лучше понять себя. Подросток начинает осознавать, какие люди ему подходят для общения, а кто вызывает романтический интерес. Таким образом формируется база для дальнейшего создания семьи, а также развивается умение разбираться в людях, которое пригодится во взрослой жизни.
Скандалы, секреты и споры, несмотря на негативные ассоциации, учат подростка отстаивать свои границы — сначала перед близкими, затем перед всеми остальными. То, что родители воспринимают как непослушание, в будущем может превратиться в:
умение отказываться от неоплачиваемых переработок;
Но что же делать родителям, чтобы вырастить здоровую личность, не уходя в «попустительство» и не теряя контакт?
В первую очередь придется принять то, что у подростка есть свои границы, и их необходимо уважать. Например, недопустимо читать личные переписки — за кажущимся контролем над ситуацией и внушением себе чувства безопасности следует полное разрушение доверия. Когда ребенок узнает о ваших действиях, его самой логичной и простой реакцией станет стремление глубоко забаррикадироваться от родителя и научиться изворотливо врать. Такое предательство, а для подростка это именно предательство, помнится всю жизнь.
Если вы опасаетесь, что подросток не расскажет вам о серьезных проблемах, лучше позаботьтесь об этом заранее. Если ребенок совершил серьезный проступок, выгодной стратегией будет обсудить проблему, найти совместное решение и только потом обсудить шаги для того, чтобы ситуация не повторилась.
Реакция на событие должна быть соразмерной. Для этого родителям важно научиться регулировать свои эмоции: когда опоздание домой на полчаса оборачивается хватанием мамы за сердце и «звонками во все морги», велика вероятность, что подросток решит не сообщать тревожным родителям о том, что влип в передрягу покруче.
Уважение должно быть и к личному пространству. Отлично, если у подростка есть своя комната, но даже если таковой нет, всегда можно организовать место посредством зонирования помещения: в помощь идут шкафы, комоды или даже ширмы. В это пространство нельзя вторгаться без разрешения, наводить свои порядки, входить без стука или заниматься уборкой.
При этом разумно требовать уважения и в обратную сторону, например, к соблюдению правил общения и поддержанию порядка в общих комнатах.
Когда возникает необходимость загрузить подростка домашними делами, лучше вместе с ним составить список текущих задач или постоянных обязанностей. Полезно будет оговорить адекватные, гибкие сроки выполнения дел, чтобы подросток имел возможность удобно спланировать и собственные, и домашние дела.
С возрастом становится больше прав и обязанностей, однако некоторые ограничения в жизни подростка остаются. Чтобы не вызвать сопротивления, можно договориться о том, в каких вопросах подросток может и не может принимать решения самостоятельно.
Запреты и ограничения необходимо аргументировать: одни вещи обусловлены законом, другие — внутренними договоренностями, третьи — физиологией. Например, подросток не может гулять до ночи, нарушать режим сна или пропускать занятия без причины — это разумные требования, имеющие под собой основания. Даже если адекватные правила вызывают недовольство, они будут приняты при условии, что права и возможности также четко оговорены и соблюдаются: «Зато ты можешь сам выбирать вещи, прическу, тебе разрешается звать домой друзей на ночевку».
Особое искусство, которым важно овладеть родителю, — умение хвалить подростка. Лучше всего хвалить за конкретные поступки и достижения: оценка на сложной контрольной, хорошо убранная квартира, выученная песня на музыкальном инструменте. Важно также отмечать прогресс: даже если трудный предмет все еще хромает, переход от полного незнания к твердой тройке — результат громадных усилий.
Не стоит перехваливать за то, что уже дается легко или соответствует предыдущим возрастным этапам — подросток не оценит похвалу за то, что сам вовремя встал. При этом важно не скатиться в другую крайность — воспринимать повседневные дела как должное, не требующее поощрения. Помните, что позитивное подкрепление ведет к закреплению поведения.
Права и обязанности, ограничения и возможности, наказания и поощрения должны быть пропорциональными. Договоренности должны соблюдаться обеими сторонами. В отношениях важна последовательность: обещания родителя всегда выполняются, один и тот же поступок всегда ведет к одним и тем же последствиям — хорошим или плохим.
Несмотря на процесс сепарации, подросток нуждается в тесной и надежной эмоциональной связи с родителем.
Ее укреплению способствуют семейные традиции и совместное время за интересными для подростка занятиями. Можно взять за правило проводить семейные вечера каждый месяц, играть в настолки, выбираться на пикники или велопрогулки, совместно ужинать и общаться хотя бы пятнадцать минут в день.
Родителю важно помнить, что подростковые проблемы, над которыми смеются в фильмах, на самом деле не забавные, а трудные, когда проживаешь их впервые в жизни. Чтобы не оттолкнуть ребенка, нужно научиться валидировать его эмоции: ты можешь грустить и плакать из-за обиды на учителя, имеешь право злиться на кого угодно, даже на родителей. Принятые эмоции переживаются легче, а следовательно, появляется возможность отрегулировать поведение.
Давайте подростку возможность высказаться — задавайте открытые вопросы, не навязывайте готовых решений, избегайте сравнений с другими людьми и ситуациями. Даже если вам кажется, что вы знаете, как лучше с высоты своего опыта, задача открытого диалога в том, чтобы подросток сам понял, как ему поступить.
Умение задавать открытые вопросы пригодится не только для проблемных ситуаций, но и для демонстрации интереса к жизни ребенка — узнать, как прошел его день, какие фильмы или музыка ему нравятся и почему, с кем он дружит, а кого недолюбливает. Составьте список тем, на которые подросток говорит увлеченно, чтобы вопрос «Как дела в школе?» не стал шаблонным началом диалога.
Даже если вы все делаете правильно, у вас выстроены прекрасные отношения с подростком, — он не всегда будет готов обсуждать каждое событие в своей жизни. Это не должно вызывать беспокойство. Необходимо дать возможность подростку побыть наедине с собственными мыслями, но обозначить, что родители всегда рядом.
Подростковый возраст — это тест на прочность для отношений в семье.
Последовательность, уважение, открытость, искренний интерес и умение справляться с эмоциями — вот те факторы, которые помогут его преодолеть.