Манипуляция — это недобросовестное поведение, скрытым образом направленное на контролирование другого человека и получение выгоды. Такое поведение потребовало бы от детей недюжинных умений, которыми они не обладают в силу своего возраста.
Чтобы по-настоящему манипулировать родителями, малышам, тоддлерам и даже более старшим детям потребовались бы критическое мышление, построение гипотез, самоконтроль и эмпатия, которые находятся у них в зачаточном состоянии. Согласно научным данным, эти когнитивные навыки контролируются префронтальной корой — областью мозга, которая полностью сформировывается только примерно к 25 годам.
Когда родитель называет детское поведение «манипулятивным», он автоматически дает негативную оценку происходящему, обесценивает эмоции и потребности ребенка, превращая его в «манипулятора» и «эгоиста». Это способствует созданию и поддержанию в семье атмосферы недоверия, которая не может быть безопасной в эмоциональном плане.
Родитель начинает защищаться от «манипулятивных нападений», иногда прибегая к жестким осуждениям, наказаниям и пренебрежению потребностями ребенка. Он может думать, что его не ценят и не уважают, и поэтому начинает проявлять меньше теплоты и избегать контакта с ребенком. Родитель, который видит в детском поведении манипуляцию, для удержания своей власти может начать усиливать контроль, ужесточать «семейное законодательство» и отслеживать все проступки, нарушения и непременно ругать и наказывать.
Вместо всего этого, специалисты предлагают увидеть в «манипулятивном» поведении ребенка просьбу о помощи. По их мнению, капризы, плач и истерики являются проявлениями неудовлетворенных потребностей, о которых ребенок не может рассказать по-другому.
Постарайтесь понять, какие именно детские потребности остались неудовлетворенными. Возможно, ребенку нужна помощь в управлении сильными эмоциями, поддержка или совет в новой или сложной для него ситуации. Возможно, он просто хочет вашего внимания и заботы, и ему важно быть услышанным и понятым. О том, чего хочет ребенок, можно спросить напрямую. А в случае с совсем маленькими детьми, убедитесь, что ничто не нарушает их физического комфорта (голод, усталость, неудобная одежда, некомфортная температура и т. д.) и что у них ничего не болит.
Детям очень важны эмоциональная доступность и безопасность родителя. Для того, чтобы научиться справляться со своими чувствами, им нужен взрослый, который будет выступать в роли «подушки безопасности», принимать на себя сложные эмоциональные реакций и помогать успокаиваться.
В ситуации, когда ребенок не перестает просить о том, что вы не можете разрешить, иногда помогает просто внимательно выслушать его и дать сильным детским переживаниям проявиться. При этом важно оставаться эмпатичными и заботливыми, сохранять безопасный и доверительный контакт с ребенком, но при этом не сдавать своих позиций. Внимательное слушание может оказаться эффективным инструментом, даже если у вас получится уделить ребенку всего лишь несколько минут.
Да, вам и самим нужны возможность обсуждать свои переживания, мысли и потребности, быть услышанными и получать поддержку от других взрослых. Это поможет вам избегать родительского выгорания, восполнять внутренние ресурсы и возвращаться к детям с новыми силами.