Почему я не учу свою дочь читать. Одна (но очень важная) причина

Наталья Калашникова — о нежелательных эффектах раннего развития

Коллаж с фото: ElenaChelysheva | borisenkoket | Shutterstock | Fotodom

Моей дочери недавно исполнилось пять. Она еще не читает сама. И я ее не учу. Почему? Я хочу, чтобы она самостоятельно освоила такое большое, значимое, мощное, жизнеобразующее действо, как чтение. Я хочу для нее этот опыт. Я считаю очень важными для ребенка собственные победы, свершения и успехи. Еще я считаю, что нормативный ребенок, когда приходит время, в благоприятной обстановке сам осваивает и чтение, и письмо, и счет.

Что такое благоприятная обстановка?

Это отсутствие насилия в семье. Это внимание к ребенку и забота о нем. Это книги в доме и читающие родители. В том числе читающие ребенку вслух. Это возможности ребенка для свободной игры. Это просто нормальная семья.

Зачем ребенку собственные свершения и достижения?

Значительная часть методик раннего развития и в целом отношение к развитию детей (за не самыми распространенными исключениями) построены на работе на опережение. У ребенка тренируют базовые и прочие навыки за какое-то время до их естественного возникновения. Результаты хорошие (у нейротипичных детей они и не могут быть иными), и значит, система верная. Логично? Но есть разные «но».

Вот список «но», касающихся детей:

У ребенка в зародыше убивается мотивация. Ему предлагают что-то до того, как в этом возникла собственная потребность.

С мотивацией убивается и собственная жажда познания. Ребенок не успевает захотеть узнать и научиться. Ребенок привыкает, что знания даются кем-то извне.

Ребенку не дают ощутить радость открытий. У ребенка не происходит мощного взрыва мозга, когда, например, непонятные знаки вдруг наполняются смыслом и складываются в целый новый дивный мир.

Ребенку не дают ощутить себя большим и сильным, потому что он сам научился тому, что умеют самые главные взрослые — родители.

Ребенок лишается изрядной доли радости от победы, потому что победа получается не полностью его.

А ребенок точно научится читать, если я не буду его учить?

Говорит психолог, гештальт-терапевт Екатерина Швигоренко:

Если мы говорим об обычном, нейротипичном ребенке, в жизни которого не происходит серьезных стрессов, — да, он точно научится! И яркий интерес, скорее всего, проявится именно в период пять–шесть лет. Это время наибольшей чувствительности к процессу чтения или, словами советского психолога Л. С. Выготского, «сензитивный период для развития способности к чтению».

Во время сензитивных периодов ребенок быстрее всего овладевает навыками. То есть можно потратить год на обучение чтению четырехлетки или просто быть рядом с пятилетним ребенком и поддерживать его стремления и удовлетворять любопытство — итог будет одинаковым. При этом нужно помнить, что границы сензитивных периодов очерчены приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны.

Главное, причем не только в чтении, а и в развитии ребенка в целом, быть внимательным к нему и его проявлениям, замечать интересы и отвечать на них. Развитие навыка чтения у детей с особенностями имеет свои отличия. При расстройствах аутистического спектра может быть диагностирована гиперлексия, которая иногда кажется родственникам признаком гениальности. В то же время существует дислексия, которая проявляется специфическим расстройством чтения.

Как следовать за интересом ребенка и в результате знакомить нормативного ребенка с чтением? Мой личный опыт

Я отвечаю на все вопросы дочки о буквах (или почти на все) и словах. Иногда это непросто. Но я стараюсь.

Я радуюсь вместе с дочкой, когда она находит где-то какие-то знакомые буквы и активно мне их показывает. Круглую букву «о» она начала выделять и искала везде в течение нескольких недель в возрасте около двух лет. В три года она везде находила буквы «а», «м» (мама), «п» (папа) и «л» (первая буква ее имени).

Я пишу то, что она просит, и она «рисует» буковки по образцу.

Дочке было два с половиной года, когда она спросила: «Мама, а что ты сейчас читаешь?» — имея в виду место в книге. Я взяла какую-то палочку-указку и начала следить за строчками в книге. Так мы и читаем через раз до сих пор.

У нас есть кубики, пазлы с буквами. Они предпочтительнее, чем просто карточки, потому что предполагают еще какую-то дополнительную игру, причем игру «руками». Из кубиков можно, например, построить «д-о-м» и по горизонтали, и по вертикали. А в «п-а-р-о-в-о-з-е» можно еще и «катать» маленькие игрушечки из киндер-сюрпризов. А пазл — само по себе увлекательное и любимое развлечение. Почему игра с буквами — это хорошо? Потому что игра — основной способ познания мира и усвоения информации у маленьких детей.

Когда у меня есть время, а у нас обеих — настроение, мы лепим буквы и слоги (а сейчас и слова) из пластилина. Правда, это непросто. Детские ручки не всегда могут сделать уголок в «а», «л», «м». А если уголок все же получается, оказывается, что хвостики (ножки) разной длины. И вообще буковки получаются разного размера и разной толщины. Поэтому занятие это нервное. Но мы справляемся.

Когда дочка «разбирает буквы» и требует моих восторгов по поводу того, что у нее получается, я бурно радуюсь и хвалю ребенка.

НО. Я не занимаюсь с ней специально. Я не говорю ей, когда она просит что-то прочесть: «Читай сама». Я не убеждаю ее попробовать еще раз, когда она разбирает буквы в каком-то слове и не может понять слово, и если она просит подсказать. что это за слово. Я спокойно подсказываю, прочитывая слово по слогам и следя за буквами карандашом и пальцем. Я не усаживаю ее за книги, чтобы она пробовала читать. Все, что я делаю, я делаю по ее запросу!

И все-таки, что моя девочка умеет сейчас, в пять лет и почти месяц?

Она знает буквы, она складывает слова из букв из пазла-азбуки. Она с интересом разбирает буквы в надписях, но сложить их в слова пока не может. Но даже если попросит меня помочь, и мы разберем слово, соотнести его со словом из своей речи — непосильная пока задача.

Она пишет мне письма и подписывает рисунки. Она подписывает открытки, которые сама делает, своим и моим подругам на дни рождения.

Говорит игровой педагог Женя Кац:

Многие дети начинают писать раньше, чем читать. Им интересно преобразовывать мир, создавать что-то свое. Их завораживает то, что они оставляют след в этом мире. Я считаю, детей надо в этом поддерживать. Для них процесс письма, когда они приходят к нему сами, по своему желанию, наполнен глубоким смыслом. Личным смыслом.

В три дочкиных года мне понадобилось взять какую-то справку в какой-то конторе, я пришла с ребенком. Беседую с чиновницей, дочке дали бумажку и фломастер. И она вдруг говорит: «Мама, папа. Я тут написала». Чиновница хлесть в обморок. Я хлесть в неменьший обморок. Смотрим, написано печатными буквами «МА ПА». «Она у вас в три года умеет писать?!» — «До этой минуты я считала, что нет!». С тех пор, уже два года, она пишет постоянно.

Думаю, с чтением будет так: в какой-то момент она возьмет в руки любимую на тот момент книгу — и в голове что-то сомкнется, и она вдруг увидит слова, наполненные смыслом.

Я хочу, чтобы она пришла к этому сама. Я предвкушаю, как она будет радоваться и как будет гордиться собой. Я не учу ее читать, потому что хочу, чтобы она пережила эту радость — радость самостоятельного открытия и свершения.

Впервые текст был опубликован на сайте Chips Journal 16 октября 2017 года.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...