Что делать, если ребенок обижает брата/сестру/кота/собаку?

Что делать, если ребенок представляет угрозу для самого себя, мы писали здесь. Но что делать, если он может причинить вред кому-то еще? Объясняет психотерапевт Оксана Палехова.

Коллаж с использованием фото: fIlya Andriyanov | cunaplus | Shutterstock | Fotodom

Детская агрессия, ревность, обиды — это все достаточно субъективные реакции, которые часто именно взрослые трактуют как что-то объективное и само собой разумеющиеся (и проходящее тоже само собой). Логика подсказывает нам, что когда ребенок первый раз проявил свою реакцию, например, дернул кошку за хвост, вот тут и необходимо сразу корректировать первичную реакцию, то есть очертить границы.

Но, как показывает практика, детей могут, наоборот, оправдывать, обернуть все как бы в шутку: «Ой, он еще не понимает», «Да он еще маленький», «Коту так и надо».

Когда ребенок немного подрастает, то и к его поведению повышается требования, что логично. Только теперь те же взрослые, которые еще совсем недавно оправдывали, сейчас ругают, оценивают такое поведение как жестокость и агрессию.

Что делать?

С первой встречи ребенка с братом, сестрой, животными — сразу показывать корректное отношение с детальным разъяснением и с элементами игры, согласно возрасту ребенка.

Например: «У кошки длинный хвост, она им показывает свое настроение, как и ты свое настроение показываешь эмоциями. Хочешь увидеть, как кошка радуется? Тогда давай ее покормим, погладим, а ты следи за ее хвостиком, когда она его начнет поднимать от радости „трубой“. За хвостиком можно глазками смотреть, а вот ручками дергать нельзя, это больно. Хочешь нарисуем нашу кошку вместе на бумаге?».

То есть перевести любопытство ребенка в занятие, ведь ребенок по природе любознателен, и его энергию необходимо направлять, а не подавлять.

Каковы причины агрессии?

У агрессии и жестокости есть причина, и ее необходимо искать в каждом случае индивидуально. Вот лишь несколько возможных факторов:

новая обстановка (садик, школа, гости, другие дети в кругу общения);

болезнь — это может делать ребенка более эмоциональным;

напряженная обстановка в доме (запреты, частые конфликты);

импульс раздражения (например, папа пришел с работы не в настроении, разозлился на маму, мама на детей, дети на друг друга или питомца);

множество правил (детям младшего возраста трудно удерживать более трех правил во внимании).


Еще одна возможная причина — ребенок проявляет демонстративное несогласие с чем-либо, или он просто не знает, как правильно реагировать на новую для себя ситуацию.


Тут важно поговорить с приведением примеров, рассказать, что каждый хочет жить в добре и безопасности, и что ребенок своим поведением пугает питомца или другого ребенка.

Можно применить метод инверсии. Наделить ребенка четко обозначенной ответственностью, например: ты отвечаешь за кормление котенка, щенка или другого питомца. Как правило, эмоциональный потенциал ребенка перенаправляется в защиту питомца, а не на жестокость. В случае с другими детьми можно вовлечь ребенка в бытовые дела — искупать, погулять вместе.

В любом случае, важно методично создавать доверительную атмосферу в семье через качественное общение, а не через крики, насилие и наказания. Наверняка любой родитель хотя бы раз слышал фразу о том, что дети берут за основу модели поведения именно действия родителей, а не слова. Исследований, которые это подтверждают, множество.


Если сказать, что бить щенка плохо, и при этом самому шлепнуть ребенка, то он запомнит агрессивное действие, а не поучительные слова.


Ученые только начинают изучать влияние родителей и детей друг на друга, но уже выяснили, что это обоюдный процесс. В одном из исследований предложено разделить такое влияние на пять видов:

пассивное влияние ребенка на родителей, когда малыш вызывает изменение родительских ценностей одним своим присутствием;

активное влияние ребенка на родителей, когда дети напрямую пытаются повлиять на мнение своих родителей;

дифференциация, когда родители совмещают в воспитании свои личные убеждения и ценности, которые приняты в обществе;

взаимное влияние, когда переплетаются ценности родителей и детей;

встречное влияние, при котором родительские ценности изменяются в направлении, противоположном направлению детских взглядов.

Это очень сложная область исследований, но очевидно тут одно: агрессией родитель может запустить цепочку создания у ребенка ошибочных ценностей, а потом, в свою очередь, уже поведение ребенка вызовет у родителя еще более агрессивную реакцию. Такой замкнутый круг конфликтов можно разрушить только созданием уважительной атмосферы дома.

Этот материал — часть спецпроекта #ХватитБитьДетей

Читайте больше на странице проекта