Существует два типа популярных детей. Одни вырастают счастливыми людьми, других может ждать одиночество и депрессия.
Во все времена в школах и других коллективах дети делились на обычных и популярных. Популярные мальчики и девочки — это звезды, с которыми все хотят дружить, на которых мечтают быть похожими или чью благосклонность надеются заслужить.
Вырастая, мы часто забываем тихих и незаметных одноклассников, а популярных ребят, как правило, помним, даже если не общаемся с ними десятки лет.
Чем же они отличаются от остальных? В чем секрет популярности? Ученые дают неожиданный ответ на этот вопрос.
Исследователи обнаружили, что существует два типа популярных ребят. Для одних популярность становится основой счастливой жизни, полной близких людей, любви и уважения, а для других — причиной постоянного стресса, замкнутости, депрессий и других проблем.
Первый тип — дети «симпатичные» или «likeable» (от англ. Like — нравится) — те, кто нам нравится, кому хочется поставить мысленный «лайк».
Они привлекают нас своими качествами. Как правило, такие дети харизматичны, доброжелательны, эмпатичны. Быть рядом с ними приятно и безопасно. Приятные черты характера заставляют других искать их общества и стремиться проводить с ними время, доверять им и пытаться создать действительно близкие отношения с этими детьми. В результате, такие дети чувствуют, что они окружены людьми, которые их любят и ценят.
Второй тип популярности обеспечивается статусом ребенка в группе: богатство, спортивные достижения, успехи в учебе, власть. Они могут быть не слишком приятными или заставлять других чувствовать себя незначительными. Часто дети признают популярность таких ровесников, могут заискивать перед ними, но не испытывают искренней симпатии.
Подобная «статусная» популярность часто не приносит настоящей радости и заставляют детей чувствовать себя одинокими, сомневаться в мотивах тех, кто их окружает: «Я действительно нравлюсь своим друзьям или они просто хотят пользоваться привилегиями, которые дает мой статус?» Об этом пишет издание Upworthy.
Митч Принстин (Mitch Prinstein), PhD, клинический детский и подростковый психолог, профессор психологии и нейронауки Университета Северной Каролины провел исследования, которые показали, что популярные люди первого типа имеют больше шансов на счастливый брак и успешную карьеру, тогда как «статусная» популярность связана с долговременными проблемами — депрессией, тревожностью, злоупотреблением психоактивными веществами и трудностями в отношениях.
Иными словами, «крутые» школьники, которые доминировали в социальной среде благодаря силе и влиянию, в дальнейшем нередко оказываются менее успешными, чем те, кого любили просто за то, какие они есть.
Раньше влияние школьной популярности не распространялось за пределы школы. Для большинства сегодняшних взрослых она теряла всякое значение почти сразу после поступления в университет. Однако, времена изменились.
Принстин считает, что для современных молодых людей статусная популярность сохраняет свое значение намного дольше. Причина тому — цифровые технологии. Ведь сегодня у нас есть возможность практически круглосуточно следить за чужой жизнью, а также показывать в соцсетях лишь ту ее часть, которую мы готовы демонстрировать.
Лайки, подписчики, перепосты — все это заново создает и подтверждает значимость статуса. Эффект вирусности искажает реальность. Даже для взрослых людей лайки становятся показателем признания. Что говорит о детях и подростках? Для них лайки стали своего рода валютой. Они живут с ощущением: если ты не видим в соцсетях, то тебя не существует.
Принстин считает это опасностью для молодых людей. Несмотря на то, что большинство знает о несоответствии образа в соцсетях и реальности, в погоне за статусом все средства хороши. Молодежь и подростки активно используют фильтры, публикуют информацию, не соответствующую действительности, создают коммьюнити, построенные на обмане.
Все, что угодно, ради популярность. Статус важнее подлинных связей и близости. Это приводит к той же проблеме, что и популярность, основанная на власти и статусе. Мир вокруг становится ненастоящим, трудно отличить друзей от чужих людей, ни в ком нельзя быть до конца уверенным, ни с кем невозможно быть откровенным.
Трудно убедить ребенка не стремиться к популярности. Но можно попытаться убедить его в том, как именно ее лучше завоевать.
Ученые советуют сосредоточиться на том, чтобы действительно нравиться людям. Отличный способ — предложить ребенку подумать над тем, что привлекает его в окружающих и попытаться развить эти качества в себе.
Для родителей это тоже может стать неплохим упражнением. Быть хорошим слушателем, радоваться успехам других, поддерживать их, проявлять щедрость, не хвастаться. Стараться сделать так, чтобы людям рядом с вами было комфортно.
Это может оказаться непростой задачей. В мире, где ценится мгновенный отклик, завоевание симпатии и доверия может показаться слишком медленным путем, особенно ребенку. Попытки нравиться живым людям не помогут набрать тысячи подписчиков в соцсетях.
Но это даст куда больше: возможность создать круг близких людей, с которыми можно разделить и плохое, и хорошее. Отношения, которые исцеляют, а не ранят и оставляют в одиночестве.