Что все это значит?
21 февраля 2023 года президент Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с традиционным посланием. В нем он среди прочего заявил о необходимости возврата к базовой системе подготовки в высших учебных заведениях, так называемому специалитету. Срок обучения по этой схеме будет составлять от четырех до шести лет — так же система высшего образования работала в СССР.
По словам Путина, изменения в высшей школе назрели «с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни». Президент считает, что будет эффективно объединить «лучшее из советской системы» и опыт последних десятилетий, чтобы создать некую новую траекторию получения высшего образования в России.
На самом деле эти заявления — продолжение решений, принятых в 2022 году. В мае 2022 года министр образования и науки Валерий Фальков заявил, что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать свою модель высшего образования. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу, — сказал глава ведомства журналистам.— Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
Давайте разберемся в том, что же собой представляет Болонская система и как Россия решила из нее выйти.
Интересное по теме
Студенту пришла повестка. Что делать?
То, что сегодня принято называть Болонским процессом, началось в Европе в середине 70-х годов прошлого века, когда Совет министров Европейского союза принял резолюцию о программе сотрудничества в сфере образования.
Процесс, нацеленный на установление сопоставимых стандартов образования, активизировался в 90-х. В 1998 году Франция, Германия, Великобритания и Италия подписали Сорбоннскую декларацию, в которой были обозначены основные цели создания общих стандартов — поощрять мобильность студентов и выпускников, повышать квалификацию преподавателей и прочих сотрудников вузов, добиваться того, чтобы получаемые знания и навыки соответствовали требованиям рынка труда.
В 1999 году 29 стран подписали Болонскую декларацию, подтверждавшую эти цели. Россия присоединилась к процессу в 2003 году.
В соответствии с Болонской системой, высшее образование имеет два уровня: обучение делится на бакалавриат (undergraduate, четыре года) и магистратуру (graduate, два года). Поскольку установлены общие стандарты, страны могут признавать дипломы друг друга и «обмениваться» студентами и преподавателями. Студент, учащийся на бакалавра в одной стране, может часть семестров получиться в вузе другой страны или после окончания поступить в иностранную магистратуру.
Процесс и соответствующая система названы в честь Болонского университета (находится в итальянском городе Болонья), где была подписана декларация. Произошло это 19 июня 1999 года — этот день считается официальной датой начала процесса.
Болонский процесс открыт для добровольного присоединения участников. Россия присоединилась к нему 19 сентября 2003 года. Полностью на болонскую систему наша страна перешла к 2011 году.
При этом во многих российских вузах до сих пор существует советская система — специалитет, освоение программы по которому предполагает пяти- или шестилетнее образование.
Позже к системе присоединились Украина (2005), Казахстан (2010), Беларусь (2015).
Россия почти за 20 лет так и не интегрировалась полностью в болонскую систему. Вот за что у нас ее критикуют:
Интересное по теме
Можно ли пропустить «Разговоры о важном»? Да! Рассказываем, как это сделать
23 марта 2022 года в Минобрнауки заявили, что не обсуждают отказ от Болонской системы.
Однако уже 24 мая секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев назвал этот отказ «целесообразным» и предложил «вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели».
Зампред парламентского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин с коллегами занялись подготовкой законопроекта, делающего специалитет основной формой высшего образования. Он отметил, что возможность реализовывать программы по двухуровневой системе вузы сохранят, «например, в таких областях, где не требуется высокой квалификации или же где бакалавриат и магистратура интегрированы между собой».
Подобный проект разрабатывает и Совет Федерации.
«Болонская система была задумана как пространство академической мобильности для студентов и для профессуры, для взаимного признания программ, квалификации выпускников, — сказала журналистам эксперт в сфере высшего образования, профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Россия последовательно идет по этому пути, и последние положения, подписанные Путиным, это подтверждают. Это не только „2+2+2“, но и программа с „микростепенями“, и правило выбора студентом индивидуального трека обучения с добавлением микрокомпетенций, дополнительных программ… Болонская система работает на то, чтобы сделать образование соответствующим современному рынку труда, с возможностью быстрого распространения практик, с академическим обменом. Разрушать эту систему сейчас и выходить из нее — значит, обречь себя на полную изоляцию и непризнание».
6 июня (символично, что это день рождения Александра Пушкина) 2022 года министерство образования и науки РФ заявило о выходе из системы.
Как пишут СМИ после выступления Путина перед Федеральным собранием, возвращение к специалитету предполагает, что студенты, которые осваивают узкие специальности, смогут продолжать обучение в магистратуре и ординатуре. Бакалавров больше не будет.
«Предлагаю вернуться к базовой для нашей страны системе образования и вернуть специалитет со сроком обучения от четырех до шести лет. Для отдельных специальностей можно будет продлить обучение. Аспирантура будет выделена в отдельный блок», — заявил президент.
Чтобы осуществить все эти планы, потребуется принятие множества поправок в законодательство об образовании. Когда их начнут разрабатывать, как они будут выглядеть и каких именно студентов затронут, — уже нынешних или только будущих — пока не сообщается.
Первая версия этого текста была опубликована на Chips Journal 27 мая 2022 года.