«Опять ноет!» — вздыхают родители, из последних сил стараясь не накричать на ребенка. Но вместо того, чтобы справляться с собственными эмоциями, обратить внимание нужно прежде всего на состояние ребенка. Потому что нытье — это не инструмент по доведению взрослых до точки кипения. Нытье — это сигнал. Сигнал о чем? Есть несколько вариантов.
Присмотритесь: занятые делом дети обычно болтают без умолку или молчаливо сосредоточены, напевают или комментирую свои действия. Но дошкольник, который предоставлен сам себе на долгое время или который вынужден заниматься одним и тем же делом, пусть и интересным, но без перерыва, точно будет ныть!
Тут все, как со взрослым: ребенок раздражительный, ничего ему не интересно, каждый шаг дается с трудом, а любое препятствие вызывает слезы. Даже произносить предложения становится трудно. Только и остается, что ныть, нытьем сообщая родителям, что надо отдохнуть.
Причем, чем больше и громче ребенок ноет, тем быстрее взрослые бросят свои дела, чтобы нытье прекратилось.
Причем, чем дольше ребенок находится в некомфортной обстановке, тем быстрее он перестает на нее реагировать резко и, привыкая, ноет, как жалуются родители, с утра до вечера без повода. Но конечно, без повода — это только на первый взгляд. Если повод для нытья не лежит на поверхности, стоит понаблюдать за тем, как ребенок ощущает себя в саду, на детской площадке, в обществе няни. Кстати, дети из неблагополучных семей ноют гораздо чаще.
Когда родитель запрещает ребенку ныть, он запрещает ему испытывать эмоцию. Другими словами, не дает быть самим собой. Не признает его чувства. Не допускает его «ноющее» настроение. К счастью, если причины для нытья нет, нытье-эмоция легко переходит в другую эмоцию, ребенок охотно отвлекается от нытья и переключается на позитив.
Впервые текст был опубликован на сайте Chips Journal.