Американская кантри-певица признана изданием Time человеком года.
Она не только обогнала президентов, монархов и ученых, но и стала первой женщиной в истории, дважды получившей это звание. Бизнес-леди, построившая миллиардную империю, самая прослушиваемая исполнительница на Spotify, творчество которой изучают в университетах Гарварда и Флориды… НЭН попытался выяснить причины этого культурного феномена.
По традиции, восходящей к 1927 году, журнал Time ежегодно посвящает один выпуск человеку, группе, идее или объекту, которые «больше всего повлияли на события года» — к лучшему или к худшему. Свифт уже появлялась на обложке в 2017 году. Тогда она была признана «Человеком года» за активное участие в движении #MeToo (об этом — ниже).
В этом году среди конкурентов Тейлор были король Великобритании Карл III, председатель КНР Си Цзиньпин и сооснователь OpenAI Сэм Альтман. Но журнал снова выбрал кантри-певицу. Главный редактор Time Сэм Джейкобс объяснил, что его команда «сделала выбор, который символизирует радость». «Мы остановились на той, что несет свет в этот мир», — сказал он.
В самой же редакции заявили, что 33-летняя обладательница «Грэмми» заслужила эту награду своим «сверхъестественным талантом сторителлинга».
«Со Свифт происходит что-то экстраординарное, не имеющее прецедентов в современности. Она использует самый эффективный на сегодня инструмент — поп-песню — чтобы рассказать свою историю, — пишет Time. — Ее достижения настолько многочисленны, что перечислять их кажется почти неуместным».
Интересное по теме
Женщина, которая изменила все: как Рианна превратила беременность в суперсилу
Но мы все-таки перечислим — по крайней мере, ее достижения за этот год. Третий перезаписанный альбом Speak Now набрал рекордное количество прослушиваний и занял первое место на Spotify, а фильм-концерт Taylor Swift: The Eras Tour стал одним из самых успешных в истории этого жанра и признан самым кассовым мировым турне всех времен.
Каждый концерт в среднем посетили 72 тысячи человек. И хотя официально билеты на шоу стоили от 455 долларов, в реальности фанаты покупали их с рук за несколько тысяч долларов. А куда деваться, ведь уже в первые сутки после анонса сайт с билетами обвалился от наплыва миллионов покупателей.
В каждом из городов, где проходил The Eras Tour, наблюдался настоящий экономический бум. Например, в Лас-Вегасе, куда туристы хлынули послушать мартовское выступление Свифт, посещаемость города впервые вышла на доковидный уровень. А в Чикаго наблюдались максимальный трафик за последние три года и заполняемость гостиниц на 97 процентов (это рекорд). Общая же прибыль от концертов Свифт оценивается в пять миллиардов долларов — сумма, превышающая ВВП 45 стран мира — и это только в городах США!
Впрочем, Тейлор потрясла не только американскую экономику, но и американскую землю. Ее июльское выступление в центре Сиэтла так «раскачало» публику, что сейсмологи зарегистрировали толчки, эквивалентные землетрясению магнитудой 2,3 балла. Это явление даже получило название «Бист квейк» — «Звериное землетрясение».
А еще Свифт каким-то образом сделала один из самых популярных видов спорта в Америке — футбол — еще популярнее. После того, как она начала встречаться с двукратным чемпионом Суперкубка Трэвисом Келси, его игры стали собирать все большее и большее количество зрителей.
В свое время Тейлор вторглась на заповедную «мужскую» территорию кантри (суперпопулярных девушек с гитарами там ничтожно мало). А сегодня, оценивая уровень ее популярности и силу влияния, журналисты Time ставят Свифт в один ряд с Элвисом Пресли, Майклом Джексоном и Мадонной.
«Как бизнес-леди она построила империю стоимостью, по некоторым оценкам, более миллиарда долларов, — отмечает журнал. — И как знаменитость, которая, будучи женщиной, тщательно изучается во всех аспектах (от того, с кем она встречается, до того, что носит), Тейлор уже давно пользуется всеобщим постоянным вниманием. И знает, как им пользоваться».
Интересное по теме
Мадонна и шесть младенцев
Будущая звезда родилась 13 декабря 1989 года в Ридинге, штат Пенсильвания. Тейлор Элисон Свифт провела свои ранние годы на семейной ферме. «У меня было просто волшебное детство: я свободно бегала и гуляла, где хотела», — расскажет она позже журналу Rolling Stone. Еще в детстве она увлеклась верховой ездой и даже какое-то время участвовала в соревнованиях, но вскоре открыла в себе еще большую страсть.
Свифт пошла по музыкальным стопам своей бабушки Марджори Финли, профессиональной оперной певицы. Уже десяти годам девочка пела на ярмарках, конкурсах, соревнованиях, баскетбольных матчах и других местных мероприятиях. В 12 лет она научилась играть на гитаре и начала писать собственные песни, вдохновляясь Шэнайей Твейн и The Chicks.
Первые композиции собственного сочинения Свифт записывала в Нэшвилле, столице кантри-музыки. Для того, чтобы девочке было удобнее посещать студию и развивать музыкальную деятельность, семья даже перебралась в соседний с Нэшвиллом город Хендерсонвилл. Тейлор ходила в местную школу, а потом ее музыкальная карьера резко взмыла вверх, и доучивалась она уже по программе домашнего образования частной христианской школы Aaron Academy.
Интересное по теме
«Позволяйте детям говорить и носить то, что они хотят»: 7 цитат Селин Дион о семье и воспитании
Когда же произошел этот судьбоносный момент? Когда певице было 14 лет. Она спела в знаменитом нэшвилльском кафе The Bluebird Café и получила контракт с лейблом Big Machine Records. Вскоре ее песня Tim McGraw (2006), посвященная одному из самых знаковых исполнителей кантри, вошла в первую десятку чарта Billboard и быстро вынесла юную артистку на волну славы. Сам Тим МакГроу пригласил Свифт выступать у себя на разогреве в запланированном на следующий год туре. «Я знал, что она идет в гору и ее не остановить. У нее особый талант», — говорил он позже журналистам.
Дальше на певицу-подростка посыпались награды: премия Horizon Award от Ассоциации кантри-музыки, премия Академии кантри-музыки, номинация на премию «Грэмми» (2007) и, наконец, сама «Грэмми» (2010) за альбом Fearless. На тот момент Тейлор стала самой молодой артисткой, получившей эту премию в номинации «Альбом года».
Со временем звезда кантри начала экспериментировать с жанрами. Например, в своем пятом альбоме «1989» (релиз 2014 года) Тейлор решительно заявила о себе как о поп-музыкантке. Ее новое звучание взволновало публику, как и новый сценический образ: к этому времени исполнительница давно сменила ковбойские сапоги и легкие платья на дерзкие глэм-рок аутфиты, боди с пайетками, ботфорты и колготки в лучших традициях Мадонны.
Кстати, о Мадонне: в 2015-м Тейлор выступила и с ней тоже — она аккомпанировала поп-королеве на гитаре. В том же году восходящая звезда сыграла на одной сцене с Полом Маккартни и, в конце концов, попала в список самых влиятельных людей мира по версии Forbes (став в этом топе самой молодой женщиной). Газеты и блоги взахлеб рассказывали об «отряде Свифт» — тусовке моделей, актеров и музыкантов из окружения певицы. А ее фанаты выделились в отдельную субкультуру swifties. Термин «свифтомания», по аналогии с битломанией, возник тогда же.
Интересно, что к концу того же 2015-го вокруг имени Тейлор вспыхнули первые скандалы. Ее обвинили в корыстном и поверхностном феминизме: активистки критиковали ее за дружбу с участницами конкурсов красоты, «нарциссизм и зашкаливающий индивидуализм». Также Свифт успела публично перессориться с Ким Кардашьян, Канье Уэстом, Кэти Перри, Ники Минаж и Кэлвином Харрисом. Впрочем, уже через пару лет певица мощно реабилитировалась в глазах общественности: она была признана «Человеком года» наряду с несколькими другими звездами, не побоявшимися рассказать о пережитом сексуализированном насилии.
Еще до того, как были обнародованы обвинения против Харви Вайнштейна и до того, как интернет встряхнуло движение #MeToo, Тейлор Свифт дала показания в суде, заявив о домогательствах в свой адрес.
Интересное по теме
«Он попросил снять лифчик»: Кейт Мосс рассказала, как столкнулась с харассментом в 15 лет
«На меня напали в комнате, полной людей, — рассказывала она. — В 2013 году на одной из встреч перед выступлением я встретила диджея известной кантри-радиостанции. Когда мы позировали для фото, он засунул руку мне под платье и схватил меня за ягодицу. Я извернулась и качнулась в сторону, пытаясь от него уйти, но он не отпускал. В помещении было несколько человек, которые это видели и фотографировали все происходящее… Я подумала: если у него хватило наглости напасть на хэдлайнерку крупного тура, при таких рискованных обстоятельствах и высоких ставках, то что бы он мог сделать с беззащитной молодой артисткой в более приватной обстановке?..»
После этой истории Свифт в частном порядке сообщила об инциденте на станцию, на которой работал диджей Дэвид Мюллер. Тот был уволен, но не стал с этим мириться. Мужчина подал на Тейлор в суд за «клевету». Певица подала встречный иск на символическую сумму в один доллар — и выиграла.
Когда звезду спросили, почему на фотографиях, сделанных во время предполагаемых домогательств, ее юбка не выглядит смятой или задранной, Свифт ответила просто: «Потому что моя задница расположена сзади». Как на судебных процессах, так и в общении со СМИ певица решительно отвергла все попытки виктимблейминга в свой адрес — и тем самым вдохновила других женщин нарушить молчание.
«Я была зла! Два года до этого я читала заголовки вроде: „Дело Тейлор Свифт: ужас облапанной задницы“, а тролли в Сети высмеивали эту историю как могли», — признавалась певица. А людям, пережившим сексуализированное насилие, она посоветовала: «У вас может возникнуть ощущение, что вы слишком остро реагируете, потому что общество сделало такие вещи обыденными. Мой совет: не вините себя и не принимайте вину, которую другие попытаются возложить на вас».
Интересное по теме
Когда тяга к справедливости становится разрушительной: поговорим о виктимблейминге
Во-первых, именно за это — за поддержку, смелость и способность вдохновить. А еще — за злость. На протяжении веков женский гнев был табуирован, как, впрочем, и любые сильные негативные чувства: ярость, агрессия и обида со стороны женщин подвергались насмешкам. Тейлор не боится никаких насмешек — в своих песнях она выплескивает ярость, упрекает изменника, отказывается прощать обидчика и вообще «всячески драматизирует».
«Почему, когда мужчина пишет о своих чувствах, считается, что он совершил смелый поступок, а когда женщина пишет о своих чувствах, люди думают, что она просто ноет?» — задается вопросом Свифт.
Интересное по теме
Муж-помощник: двойные стандарты, которые достали мам
Ее искренность подкупает, как и готовность делиться личным опытом. Большинство песен Тейлор автобиографичны, и, хотя исполнительница не сообщает, кто именно из ее окружения является героем той или иной композиции, фанаты ищут «пасхалки» в текстах и клипах, чтобы вычислить загадочную персону.
Еще одна причина популярности Тейлор — ее готовность рушить стереотипы и менять устоявшиеся правила игры. Она отстаивает новую сексуальность, которую каждая женщина определяет сама для себя. Свифт может появляться в весьма откровенных нарядах, много поет и много рассуждает на тему секса, но при этом стабильно отказывается раздеваться для «мужских» журналов. Почему? Да потому что не хочет.
Наконец, пайетки, розовые боди, любовная лирика и другие неизменные атрибуты ее творчества словно возвращают слушательницам право любить «девчачьи» вещи и не стесняться этого. Вот как журналистка Insider и свифти Талия Лакриц описала свои впечатления:
«Когда я стояла в очереди на фильм „Барби“ в первые выходные июля, снова окруженная розовым и блестками, я перенеслась обратно на концерт Eras Tour Тейлор Свифт. Меня поразила схожая праздничная атмосфера на обоих мероприятиях. Коллективная радость. Неироничное торжество женственности. Разрешение быть серьезными, легкомысленными и полностью самими собой. Оба этих успешных события возвращают нам право быть девочками, не отказываясь от власти».
Ранее Variety составил список самых влиятельных женщин Голливуда. Вот они: от Марго Робби до Холли Берри.